Программа развития туризма в национальном парке «Угра»
Цель: Туристское использование природных и историко-культурных ресурсов при сохранении уникальности и репрезентативности территории парка. Основные задачи:
· Контроль и регулирование в области существующего туризма и отдыха, создание системы управления туристскими потоками.
· Развитие материально-технической базы и совершенствование инфраструктуры туризма.
· Осуществление маркетинга в области туризма.
1. Контроль и регулирование в области существующего туризма и отдыха, создание системы управления туристскими потоками
Управленческие задачи:
· Обустройство существующих мест отдыха и локализация стихийных.
· Формирование начальной системы услуг для посетителей парка.
· Мониторинг рекреационных нагрузок.
· Разработка базы данных объектов и инфраструктуры туризма и рекреации на территории НП «Угра» с последующим ее заполнением (на основе ГИС).
Мероприятия:
· Обустройство туристскими стоянками автокемпингов (14 шт.).
· Оборудование туристских и пикниковых площадок (44 шт.) вдоль трасс туристских маршрутов, а также придорожных мест отдыха.
· Организация и оформление визит-центров на базе двух лесничеств, а в дальнейшем — информационных центров в трех городах.
· Установка информационных щитов, указателей, пограничных знаков (всего 130 шт., с учетом замены устаревших).
· Запрет на посещение заповедной и ограничение нахождения (только по специально выделенным и оборудованным маршрутам) в особо охраняемой зонах парка.
· Привлечение туроператоров, местных жителей, студентов, волонтеров, а также сотрудников парка для регулирования туристских потоков и локализации их в оборудованных местах отдыха.
· Перекрытие стихийно возникших автодорог, установка шлагбаумов, запрещающих знаков (по согласованию с ГИБДД) при въезде на лесные автодороги, а также во время пожароопасного периода.
· Разработка плана научных мероприятий по контролю за качеством мест отдыха и определение оптимальных рекреационных нагрузок на природные комплексы.
· Поэтапное введение входной платы и регулирование цен на услуги (парковка, размещение на стоянках, дрова, подвоз питания, аренда снаряжения и пр.).
· Развитие «зоны сотрудничества» в охранной зоне парка для организации гостиниц, мотелей, кемпингов, развлекательных комплексов (территории, приближенные к крупным населенным пунктам).
Развитие материально-технической базы и совершенствование инфраструктуры туризма
Управленческие задачи:
· Полноценное использование имеющихся объектов размещения посетителей и повышение качества предоставляемых услуг.
· Формирование нового туристского продукта и объектов посещения.
· Привлечение инвестиций в строительство объектов туристской инфраструктуры через внедрение арендных отношений.
· Создание специализированной туристической фирмы, ориентированной на работу на территории парка. Мероприятия:
· Заключение договоров с ведомственными базами отдыха с предоставлением мест для посетителей парка. Лицензирование туристской деятельности.
· Использование служебно-туристской гостиницы и экологических баз парка для приема и размещения посетителей.
· Организация новой служебно-туристической гостиницы, оснащение планируемой экологической базы. Привлечение местного населения к управлению этими объектами на основе арендных отношений.
· Развитие сети частных гостевых домов. Привлечение частного сектора к туристскому бизнесу через внедрение договорных отношений.
· Обустройство туристских стоянок, автокемпингов.
· Дообустройство разработанных туристских маршрутов и троп.
· Разработка и обустройство новых маршрутов.
· Внедрение новых видов туризма (конный и велосипедный).
· Подготовка земельных участков парка для аренды и пакета предложений для потенциальных инвесторов. Проведение конкурсов на право долгосрочной аренды.
· Выполнение проектных работ по созданию вольерного зоопарка.
· Укрепление материально-технической базы парка за счет приобретения туристического инвентаря (байдарки, снаряжение и т.п.), а также средств связи и передвижения.
3. Осуществление маркетинга в области туризма
Управленческие задачи:
· Определение возможного набора и содержания специальных туристских услуг парка, улучшение качества предоставляемых услуг.
· Поиск деловых партнеров для создания и продвижения туристского Продукта в границах парка.
· Организация рекламной и информационной деятельности. Мероприятия:
· Заключение договоров о сотрудничестве и совместной деятельности с туристскими клубами, школьными туристскими кружками, туристскими фирмами, местным населением и другими заинтересованными организациями.
· Поддержка и обновление интернет-сайта.
· Издание буклетов и путеводителей по парку.
· Участие в туристских выставках и ярмарках.
· Организация рекламных туров.
Ожидаемые результаты
1. Повышение количества и качества туристских услуг, оказываемых в парке.
2. Информирование потенциальных посетителей парка об отдыхе на его территории.
3. Предоставление необходимой информации работающим в парке туроператорам.
4. Оперативное решение управленческой задачи по приему и размещению посетителей парка, регулированию туристских потоков.
5. Развитие инфраструктуры приема и размещения посетителей с созданием в ближайшие годы дополнительно 700—730 мест отдыха.
Все мероприятия этого плана имеют точный адрес, определены их исполнители и необходимые затраты, источники средств и сроки реализации. Эти мероприятия тесно сопряжены с природоохранной программой парка и с работой его эколого-просветительского отдела.