Программа развития туризма в национальном парке «Угра»

Цель: Туристское использование природных и историко-культурных ресур­сов при сохранении уникальности и репрезентативности территории парка. Основные задачи:

· Контроль и регулирование в области существующего туризма и отдыха, создание системы управления туристскими потоками.

· Развитие материально-технической базы и совершенствование инфра­структуры туризма.

· Осуществление маркетинга в области туризма.

1. Контроль и регулирование в области существующего туризма и отдыха, со­здание системы управления туристскими потоками

Управленческие задачи:

· Обустройство существующих мест отдыха и локализация стихийных.

· Формирование начальной системы услуг для посетителей парка.

· Мониторинг рекреационных нагрузок.

· Разработка базы данных объектов и инфраструктуры туризма и рекреа­ции на территории НП «Угра» с последующим ее заполнением (на основе ГИС).

Мероприятия:

· Обустройство туристскими стоянками автокемпингов (14 шт.).

· Оборудование туристских и пикниковых площадок (44 шт.) вдоль трасс туристских маршрутов, а также придорожных мест отдыха.

· Организация и оформление визит-центров на базе двух лесничеств, а в дальнейшем — информационных центров в трех городах.

· Установка информационных щитов, указателей, пограничных знаков (всего 130 шт., с учетом замены устаревших).

· Запрет на посещение заповедной и ограничение нахождения (только по специально выделенным и оборудованным маршрутам) в особо охраняемой зонах парка.

· Привлечение туроператоров, местных жителей, студентов, волонтеров, а также сотрудников парка для регулирования туристских потоков и локализа­ции их в оборудованных местах отдыха.

· Перекрытие стихийно возникших автодорог, установка шлагбаумов, за­прещающих знаков (по согласованию с ГИБДД) при въезде на лесные авто­дороги, а также во время пожароопасного периода.

· Разработка плана научных мероприятий по контролю за качеством мест отдыха и определение оптимальных рекреационных нагрузок на природные комплексы.

· Поэтапное введение входной платы и регулирование цен на услуги (парков­ка, размещение на стоянках, дрова, подвоз питания, аренда снаряжения и пр.).

· Развитие «зоны сотрудничества» в охранной зоне парка для организации гостиниц, мотелей, кемпингов, развлекательных комплексов (территории, приближенные к крупным населенным пунктам).

Развитие материально-технической базы и совершенствование инфраструктуры туризма

Управленческие задачи:

· Полноценное использование имеющихся объектов размещения посети­телей и повышение качества предоставляемых услуг.

· Формирование нового туристского продукта и объектов посещения.

· Привлечение инвестиций в строительство объектов туристской инфра­структуры через внедрение арендных отношений.

· Создание специализированной туристической фирмы, ориентирован­ной на работу на территории парка. Мероприятия:

· Заключение договоров с ведомственными базами отдыха с предостав­лением мест для посетителей парка. Лицензирование туристской деятель­ности.

· Использование служебно-туристской гостиницы и экологических баз парка для приема и размещения посетителей.

· Организация новой служебно-туристической гостиницы, оснащение планируемой экологической базы. Привлечение местного населения к управ­лению этими объектами на основе арендных отношений.

· Развитие сети частных гостевых домов. Привлечение частного сектора к туристскому бизнесу через внедрение договорных отношений.

· Обустройство туристских стоянок, автокемпингов.

· Дообустройство разработанных туристских маршрутов и троп.

· Разработка и обустройство новых маршрутов.

· Внедрение новых видов туризма (конный и велосипедный).

· Подготовка земельных участков парка для аренды и пакета предложений для потенциальных инвесторов. Проведение конкурсов на право долгосроч­ной аренды.

· Выполнение проектных работ по созданию вольерного зоопарка.

· Укрепление материально-технической базы парка за счет приобретения туристического инвентаря (байдарки, снаряжение и т.п.), а также средств свя­зи и передвижения.

3. Осуществление маркетинга в области туризма

Управленческие задачи:

· Определение возможного набора и содержания специальных туристских услуг парка, улучшение качества предоставляемых услуг.

· Поиск деловых партнеров для создания и продвижения туристского Продукта в границах парка.

· Организация рекламной и информационной деятельности. Мероприятия:

· Заключение договоров о сотрудничестве и совместной деятельности с туристскими клубами, школьными туристскими кружками, туристскими фирмами, местным населением и другими заинтересованными организа­циями.

· Поддержка и обновление интернет-сайта.

· Издание буклетов и путеводителей по парку.

· Участие в туристских выставках и ярмарках.

· Организация рекламных туров.

Ожидаемые результаты

1. Повышение количества и качества туристских услуг, оказываемых в парке.

2. Информирование потенциальных посетителей парка об отдыхе на его территории.

3. Предоставление необходимой информации работающим в парке туропе­раторам.

4. Оперативное решение управленческой задачи по приему и размещению посетителей парка, регулированию туристских потоков.

5. Развитие инфраструктуры приема и размещения посетителей с создани­ем в ближайшие годы дополнительно 700—730 мест отдыха.

Все мероприятия этого плана имеют точный адрес, определены их испол­нители и необходимые затраты, источники средств и сроки реализации. Эти мероприятия тесно сопряжены с природоохранной программой парка и с ра­ботой его эколого-просветительского отдела.

Наши рекомендации