Экология и экологический подход
ГЛАВА 2
Формы туров
(сумма превышает 100%, так как не требовалось одного ответа)
Форма тура | % |
Посещение парков | 55,8 |
Пешие походы | 55,0 |
Посещение особо охраняемых территорий | 47,8 |
Наблюдение «дикой» жизни (не считая бэрдсвотчинга)1 | 45,8 |
Походы по природным тропам (экотропам) | 37,1 |
Эколого-просветительские туры | 20,3 |
Бэрдсвотчинг | 19,5 |
Велосипедные туры | 18,7 |
Рыбалка на пресных водоемах | 17,9 |
Дайвинг | -14,7 |
Посещение болот, маршей | 12,0 |
Походы в горы, скалолазание | 11,6 |
Каноинг и каякинг | 9,2 |
Жизнь на ранчо | 4,0 |
Плавание | 3,6 |
Лодочные походы | 3,6 |
БереГовые туры | .3,2 |
Океанические туры | 2,8 |
Жизнь в кемпинге | 2,0 |
Посещение природных достопримечательностей | 1,2 |
Бэрдсвотчинг — наблюдение птиц в природных условиях.
• развитие местного самоуправления;
• формирование планов развития «изнутри», с учетом интересов местных жителей;
• развитие специального образования, направленного на приобретение туристских и природоохранных профессий.
Наиболее популярен экотуризм в США, Австралии и Германии. Именно в этих странах он оказал значительное влияние на структуру туристского сообщества.
По материалам американской статистики (1998)1, в среднем около 48% всех американских туристов склонны какую-то часть своего отпуска посвятить природно-ориентированному туризму. Какую же именно? Ответы распределились следующим образом (в процентах):
весь отпуск, планируя его заранее — 14,5,
значительную часть (планируя отпуск заранее) — 15,8,
небольшую часть, спонтанно — 17,8, , .
не склонны к экотуризму — 48,0,
затрудняются с ответом — 4,0.
Из множества форм природно-ориентированных туров американцы явно отдают предпочтение посещению национальных парков и других охраняемых природных территорий (табл. 3).
Весьма показателен также осредненный портрет американского экотуриста, предпочитающего экотуры в их классической трактовке, т.е. соответствующие австралийской модели (табл. 4).
Таблица 4 Статистический портрет американского экотуриста
Возраст | 35-54 лет |
Пол | 50/50 |
Образование | 82% окончили колледж |
Среди опытных экотуристов | 60% — супружеские пары 15% — семьи 13% — одиночки |
Средняя продолжительность тура | 8— 14 дней (50% всех категорий) |
Тратят 1,0—1,5 тыс. долл. на один тур | 26% всех экотуристов |
Согласны за экологичность тура платить 6% «налога» | 83% всех экотуристов |
В целом американские туристы, путешествующие по своей стране, и приехавшие в США иностранцы вместе потратили за 1998 г. 495 млрд долларов, что составляет 56,6 млн долларов в день. Это очень значительная сумма, сопоставимая с мировыми денежными потоками в выездном туризме.
Весьма вероятно, что американская ситуация, так сказать, наиболее экотуристская. Но материалы по странам Западной Европы в общем соответствуют американским, за одним лишь исключением: в
Западной Европе среди приверженцев природно-ориентированного
туризма меньше тех, кто непременно стремится посетить национальные парки, просто потому, что и парков там существенно меньше, чем
в США или Австралии.
ГЛАВА 5
ЭКОЛОГО-ТУРИСТСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Под эколого-туристскими технологиями подразумеваются преимущественно технические и иногда организационные способы достижения максимального экологического эффекта в осуществлении эколого-туристских программ.
Эти технологии разрабатываются и применяются с двумя основными целями — ради уменьшения или исключения ущерба окружающей природной среде и ради экологической безопасности туристов.
Экологически ориентированные технологии могут и должны применяться в следующих основных сферах деятельности:
• архитектура и строительство;
•транспорт;
• использование природных ресурсов;
• планирование маршрутов; . • •
• сокращение и утилизация отходов;
•питание;
• бытовое обслуживание и использование бытовой техники;
• защита от шума и иных вредных техногенных и природных внешних факторов;
• изготовление и использование туристского снаряжения;
• производство сувениров и рекламно-информационных материалов.
Экологизация части из этих сфер деятельности осуществляется независимо от того, связаны ли они непосредственно или вообще не связаны с туризмом, и экотуризмом в частности. Но к другим сферам именно экотуризм предъявляет особые требования.
Фокусом, в котором должны быть сосредоточены усилия по экологизации почти всех аспектов туристской деятельности, безусловно, является отель (пансионат, кемпинг, туристский приют и т.д.).
5.1. Архитектура и строительство
Отель, соответствующий принципам экотуризма, следует охарактеризовать в первую очередь с архитектурно-строительных позиций.
В классическом экотуризме популярен термин «эколодж» (англ.ecolodge— экологический домик, убежище). Это небольшой отель, «вписанный» в ландшафт с минимальными нарушениями (в том числе визуальными), построенный из местных традиционных натуральных и безопасных материалов в традиционном для данной местности архитектурном стиле, оснащенный всеми доступными средствами экономии ресурсов и утилизации отходов.
Такое жилище может быть достаточно комфортным (в этом случае пребывание в нем стоит не очень дешево) и в то же время «погруженным» в естественный ландшафт. Так, существуют эколджи, удобно и безопасно размещенные в кроне большого дерева таким образом, что ветви этого дерева и птицы буквально заглядывают к вам в окна. Однако в большинстве случаев эколоджи предоставляют своим обитателям стандартный или минимально необходимый (не «высокозвездный») набор услуг.
Во всем мире активно разрабатываются принципы устройства экодома. И эти принципы, а также соответствующие им технологии используются не только в классическом экотуризме, но и в обустройстве популярных туристских местностей, например на Канарских островах, где такие дома уже образуют экологическую туристскую деревню.
К перечисленным выше особенностям эколоджа при сооружении экодома добавляются:
• малоэтажность,
• сравнительная автономность,
• относительная дешевизна,
• использование возобновимых источников энергии (солнечной, ветровой, геотермальной и др.),
•замкнутые (насколько это возможно) системы использования воды,
• системы очистки стоков,
• устройства по утилизации твердых бытовых отходов,
• экологичные теплицы, мини-пруды или иные сооружения для производства продуктов питания,
• присутствие значительного количества живых растений. Экожилье, экопоселения, экополис — эти понятия и посвященные им проекты и программы охарактеризованы в многочисленных публикациях, в том числе и на русском языке1. На международном уровне хорошо известна осуществляемая в этом направлении деятельность Центра ООН по населенным пунктам (Хабитат).
Однако идеальные экодома и эколоджи пока еще не стали массовым явлением ни в устройстве населенных пунктов, ни в экотуризме. Поэтому весьма важно контролировать и совершенствовать жилища туристов по следующим параметрам:
• конструкция и внешний вид,
• строительные и отделочные материалы,
• микроклимат и качество воздуха,
• бытовые приборы и посуда, , '
• энерго- и водоснабжение,
• освещение и интерьер,
• защита от вредных внешних воздействий,
• утилизация отходов. 1
По всем этим параметрам существуют экологически осмысленные рекомендации. Укажем здесь только некоторые из них, касающиеся строительных и отделочных материалов: предпочтение следует отдавать дереву, камню или кирпичу, но не бетону, не рекомендуется использовать асбест, линолеум, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты (ДСП, ДВП), цинковые белила и растворители красок, содержащие бензол и толуол,
В России экотехнологии для строительства жилья успешно разрабатываются в Новосибирске акционерным обществом «Экодом», президентом и идеологом которого является И.А. Огородников. Эта компания не только проектирует экологичные коттеджи, но и разрабатывает рецепты экологичных строительных материалов, основных систем жизнеобеспечения и утилизации отходов, а также производит эти материалы, уделяя особое внимание их дешевизне с тем, чтобы сделать их доступными массовому потребителю.
Но к сожалению, коттеджный строительный бум уже изменил облик российских пригородов далеко не в лучшую сторону и резко ухудшил экологическую ситуацию. Ландшафт этих пространств утрачивает (реже приобретает) свои важнейшие функции. Социальные условия жизни большого числа людей вне коттеджных ареалов (прием не только по соседству с их заборами) также скорее ухудшаются, улучшаются (кучи мусора в окрестных перелесках, перегрузка местных очистных сооружений, транспортные проблемы, социальное напряжение и др.) В значительной мере это следствие экологической неграмотности населения, а также недобросовестности застройщиков и попустительства властей, не стремящихся воспользоваться достижениями современной ландшафтной архитектуры или традициями русской дачной культуры.
В этой ситуации развитие «зеленого сельского туризма» приобретает важнейшее воспитательное значение.
' См., например: Лапин Ю.Н. Экожилье — ключ к будущему. М., 1998.
5.2. Транспорт и туристское снаряжение
Это важнейшая сфера применения эколого-туристских технологий.
Экологичность транспорта оценивается по двум универсальным критериям. Во-первых, по затратам энергии на перевозку одного пассажира (туриста) на километр пути. Они могут быть представлены как в энергетических единицах, так и в единицах условного топлива. Во-вторых, по количеству вредных веществ (в весовых или иных принятых единицах), выбрасываемых тем или иным транспортным средством определенного типа, тоже отнесенному к числу перевозимых пассажиров и расстоянию.
Судя по данным, приведенным в таблице 5, наименее экологичным транспортным средством является самолет. А если принять во
Таблица 5
Ассоциацией турагентств США (ACTA)
1. Уважайте уязвимость дикой природы. Поймите, что, если мы не поможем сохранить уникальность и красоту наших туристских троп, все это может исчезнуть и наши потомки не смогут радоваться природе, как это делаем мы.
2. Оставляйте на тропе лишь малозаметные следы ваших ног, и никакого мусора. Берите с собой на память только путевые дневники, кадры на пленке или сделанные вами зарисовки. Никаких наскальных рисунков и надписей! Не растаскивайте на сувениры памятники природы и истории.
3. Чтобы ваше путешествие было более познавательным, занимайтесь самообразованием. Изучайте заранее географию, традиции и культуру мест, которые хотите посетить. Отведите время на разговоры с людьми, которых вы встретите. Поощряйте попытки сохранения природы местными жителями.
4. Уважайте уединение и достоинство других. Перед тем как фотографировать людей, спрашивайте их разрешения.
5. Не покупайте вещи, изготовленные из растений или животных, относящихся к охраняемым видам (вещи из слоновьих бивней, панцирей черепах, шкур зверей и перьев птиц). Прочитайте таможенный список вещей, не подлежащих импорту в США.
6. Всегда следуйте только обозначенными тропами. Не беспокойте животных, не повреждайте растения, не нарушайте среду их обитания.
7. Узнайте побольше о программах, ориентированных на сохранение окружающей среды, и поддержите их.
8. При любой возможности ходите пешком или используйте экологичные средства передвижения. Просите водителей общественного транспорта глушить мотор на время остановки.
9. Поддерживайте те компании (отели, авиалинии, курорты, круизы, туроператоров и поставщиков), которые содействуют охране окружающей среды, сохранению энергии, улучшению качества воды и воздуха, переработке вторичного сырья, безопасному менеджменту отходов и токсичных материалов, уменьшению шумового фона, вовлечению в природоохранную деятельность большого количества людей, а также тех, кто подготавливает квалифицированный персонал, строго придерживающийся правил охраны окружающей среды.
10. Обратитесь к вашему агенту ACTA для получения информации об организациях, которые подписываются на «Экологический бюллетень ACTA для путешествующих по воздуху, земле и воде». Имейте в виду, что ACTA рекомендовала этим организациям создать собственные «зеленые кодексы» для конкретных исторических и природных местностей.
Великобритания
Среди 200 туроператоров, предлагающих различные природно-ориентированные туры, только 3,5% упоминают в своей рекламе собственно экотуризм, 7,5% упоминают ответственный туризм, 11% — устойчивый туризм и 12% — туризм, заботящийся об окружающей среде (environmental tourism).
Из этих туроператоров 37,5% используют некоторые элементы представлений об экотуризме в маркетинге своего турпродукта. Концепции ответственного туризма используют 46% туроператоров, а концепции устойчивого туризма — 34%.
На туристский рынок Великобритании заметное влияние оказывают крупные неправительственные природоохранные организации, побуждающие и клиентов, и туристскую индустрию в целом уделять больше внимания проблемам сохранения окружающей среды. Так, Британская ассоциация туристских агентств (Association of British Travel Agents) сообщает, что британские туристы готовы платить за тур на 5% больше при условии, что организаторы тура будут содействовать охране природы, поддерживать бизнес местных товаропроизводителей и т.п.
Поданным Ассоциации независимых туроператоров (AITO), 26% британских туристов, приобретающих пакетные туры, руководствуются при выборе программы тура стремлением посетить различные ландшафты, познакомиться с новыми культурами, насладиться пребыванием в дикой природе. Этих туристов туроператоры склонны считать экологически ориентированными, хотя эту их ориентацию нельзя признать вполне устойчивой.
В целом же на британском туристском рынке настоящий экотуризм занимает небольшую нишу. Из всех опрошенных туроператоров 54% сообщили, что за год среди их клиентов экотуристы составили около 500 человек, 19% указали цифру около 1000 человек. Однако в течение последних пяти лет число экотуристов в целом растет.
Туроператоры, специализирующиеся на экотуризме, — это относительно Небольшие компании, 75% из них имеют около 10 сотрудников. Основным Каналом маркетинга экотуров эти компании считают устный, за ним следуют специальные журналы и брошюры, тогда как ярмарки и биржи относятся к наименее эффективному каналу.
Возраст британских экотуристов, как правило, превышает 35 лет, это люди с высоким уровнем образования и средним достатком, женщин среди них несколько больше, чем мужчин. Продолжительность предлагаемых экотуров по Европе составляет в среднем от 3 до 14 дней, за пределами Европы 8— 21 день. Предпочтительных сезонов в течение года нет. Наиболее популярные направления — Непал, Перу, Галапагосские острова. Внутри страны — графства Корнуолл, Норфолк.
Германия
Исследователи германского рынка экотуризма в своем отчете отмечают, что немецкая концепция экотуризма отличается от распространенной в Великобритании и англоязычном мире. Определению экотуризма, принятому в данном исследовании ВТО, более соответствует немецкое понятие «природный туризм», которое включает все формы туризма в природе, а не только путешествия в дикую природу. При этом и определение ВТО, и немецкая концепция предусматривают экологическое образование как существенный компонент тура.
Следует обратить внимание на характерную для экотуристского рынка Германии тенденцию развития — исследователи прогнозируют отсутствие общего заметного роста числа туристов в течение ближайших 10 лет при дальнейшей диверсификации спроса и предложения.
Особенностью Германии можно считать и то обстоятельство, что около 50% немецких туристов четко ориентированы на природный туризм. Кроме того, около трети туристов, т.е. почти 14,5 млн человек, интересуются экотуризмом в его строгом понимании. Этот значительный потенциал почти на 20% уже используется — в экотуризм в настоящее время вовлечены от 1 до 3 млн человек. В ближайшие 5—10 лет ожидается рост числа экотуристов.
Предпочтения немецких экотуристов таковы: небольшие отели, управляемые местными хозяевами, местная кухня, путешествие без постоянного обязательного сопровождения гидами, знакомство с местными культурами, комбинированные программы, включающие не только пребывание в природе, но и объекты культуры, а также спортивные занятия. Предпочитаемые направления — страны Европы (почти 50% туров), из далеких стран классического экотуризма выделяются Коста-Рика, Галапагосские острова и Непал, спросом пользуются также другие страны Азии и Южной Америки. Внутри Германии наиболее популярны Мекленбург-Передняя Померания и «Баварский лес».
Исключительно на экотуризме специализируются 6—8% всех туроператоров Германии. Среди этих 122 преимущественно небольших туристских фирм следует отметить две ассоциации — Форум «Путешествуем иначе» (в нее входит 51 компания) и Объединение «Пеший и приключенческий туризм» (13 компаний).
Главная целевая группа для большинства немецких туроператоров — учителя, причем преимущественно женщины, средний возраст 30—59 лет, это люди с высшим образованием, средним или более высоким доходом. Цены на экотуры в Германии несколько выше, чем на обычные туры. Многие экотуристские программы включают предложения участвовать в социальных или экологических проектах, но в целом стратегии и практика маркетинга в немецком экотуризме не всегда достаточно совершенны и нуждаются в улучшении.
Франция
Туристский рынок Франции заметно отличается от британского и германского — въездной туризм здесь существенно превышает выездной: 76,5 млн прибытий в 2000 г. при 17 млн выездов (для сравнения: выездной поток из Германии в том же году — 73 млн, а из Великобритании — 54 млн).
В понимании экотуризма французские туроператоры придерживаются представлений англоязычного мира. Из 77 туроператоров 25 используют в своих рекламных буклетах концепции экотуризма, 40% туроператоров сообщают о разработанных и применяемых ими кодексах поведения, побуждающих клиентов к сохранению местной природы и культуры. Все туроператоры полагают, что природный туризм и экотуризм будут успешно развиваться в ближайшие годы.
Французские экотуристы предпочитают не покупать пакетные экотуры, 70% из них сами формируют программы своих путешествий, консультируясь с профессиональными организаторами экотуризма. Средний, возраст французских экотуристов 35—50 лет, женщин среди них несколько больше, чем мужчин, большинство направляется в страны Европы (в Австрию, Ирландию, Швейцарию, Скандинавию) или не выезжает за пределы Франции. Продолжительность туров по Европе не превышает двух недель, а по Франции поездки занимают два дня в конце недели. Из других континентов более всего посещаемы Африка — Марокко, Маврикий, Мадагаскар (суммарно 34%), Южная Америка (28%) и Азия (24%).
Цены на экотуры во Франции не выше, чем на другие туры, или даже ниже. При выборе маршрута и туроператора французские экотуристы руководствуются в большей мере культурными интересами, чем экологическими. При этом около 60% из них полагают, что не находят в материалах турфирм Достаточной информации о возможностях познакомиться с природой тех стран, куда им предлагают поехать.
Маркетинг экотуризма во Франции ведется традиционными методами. Эффективным каналом продвижения своей продукции туроператоры считают выставки и ярмарки, но в последнее время отдают предпочтение не самым крупным из них, а региональным, имеющим тематическую направленность. Бронирование экотуров по Интернету составляет около 15% общего числа продаж.
ГЛАВА 10
ЭКОЛОГО-КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ
На фоне развития глобальных экологических проблем в общественном сознании появилось и стало укрепляться понимание того, что экологическое мировоззрение представляет собой необходимый и важнейший компонент кульп уры. Приходится, однако, признать, что, несмотря на значительные усилия многих ученых, политиков, общественных организаций, средств массовой информации, следование экологическому императиву не является нормой поведения для большинства землян. Между тем экологически осмысленное поведение должно стать естественной, как бы инстинктивной нормой для каждого человека, будь то слесарь, клерк, шофер, музыкант или представитель какой-либо другой профессии. Причем в достаточно сжатые сроки. Иначе наше общее будущее по-прежнему будут определять вульгарно понимаемая экономическая выгода и соответствующие ей недружественные биосфере технологии с их неизбежными последствиями — глобальными экологическими кризисами и катастрофами.
Рефлекторно реализуемое экологическое поведение не возникнет только лишь благодаря «книжному» знанию, школьному или даже университетскому, но умозрительному обучению. Ведь экологический императив обретет действенность только в том случае, если каждый живущий на Земле человек сможет:
· понять экологические нормы, основанные на законах природы и социума,
· принять их мировоззренчески
· и поступить адекватно.
Как же сформировать современную культуру, органично включающую в себя и личные, и общественные экологические нормы? Как совместить эти три необходимых и достаточных установки — понять, принять и поступить?
В ранних традиционных обществах экологическая естественность поведения, очевидно, основывалась не столько на глубоком понимании природных и общественных закономерностей, сколько на опыте многих поколений. Вместе с тем экологически очень действенное и органичное слияние духа и природы в эллинской культуре — это явление уже вполне мировоззренческое. Но как формировалось эллинистическое мировоззрение мы, к сожалению, знаем недостаточно. Вероятно, огромную роль сыграло расширение эллинского мира и взаимодействие между составляющими его различными обществами, культурами и традициями.
В индустриальном обществе экологичность поведения оказалась в значительной мере утраченной — возобладали иллюзии о безграничном могуществе человека, о человеке — царе природы. Вспомним хотя бы наш знаменитый лозунг, особенно популярный в 1950-х гг.: «Мы не можем ждать милостей от природы! Взять их у нее — наша задача». Другой известнейший лозунг можно 5ыло еще недавно увидеть невдалеке от Краснодара: «Течет вода Кубань-реки, куда велят большевики».
Впрочем, иллюзиям о могуществе человека были подвержены и мыслители эпохи Возрождения, и даже столь склонный к натурфилософии Гёте, страстно призывавший к покорению природы в последней главе «Фауста».
Восстановить экологическую органичность культуры в постиндустриальном обществе, но уже через осознание как законов природы и общества, так и экологической этики — жизненно важная задача. Ее решению, безусловно, должно помочь обращение к сохранившимся экологически ценным традициям. Обеспечить живое соприкосновение с этими традициями может и должно логичное соединение экологически и культурно ориентированных сюжетов в программах эколого-культурных туров.
Тематика, программы, концепции эколого-культурных туров и программ, безусловно, должны включать широкий спектр сюжетов, осуществление которых сопряжено с решением множества сложных и интересных задач. Это не собственно узкие технологические задачи построения эколого-туристских программ, но именно те задачи, от Решения которых зависит успешное развитие эколого-культурного туризма и решению которых он должен способствовать, подобно тому как экотуризм должен способствовать решению природоохранных и социально-экономических задач.
Можно указать четыре основные группы таких задач.
1. Описание основных эколого-культурных концепций, их истории и значения в современном контексте, в том числе:
· экологической культуры древних и современных традиционных обществ;
· концепции устойчивого развития постиндустриального общества и «глобальной деревни».
2. Систематизация основных экологических компонентов традиционной и современной культуры:
· экологически устойчивых традиционных форм и элементов природопользования в различных природных и исторических условиях;
· проявлений экологического императива в обрядах, верованиях, фольклоре и иной художественной деятельности народов;
· современных экологической этики, политики, образования, технологий.
3. Выявление и анализ эколого-культурного наследия и современной экологической культуры российских регионов:
· этнических и социальных групп — носителей традиционной экологической культуры, их трудовой и иной деятельности;
· территорий традиционного природопользования, их состояния и статуса;
· памятников экологической культуры (объектов природы, коллекций и др.);
· существующих эколого-культурных организаций и программ;
· экологических воззрений и поведения граждан в городах и в сельской местности.
4. Развитие методов описания и оценки эколого-культурного наследия/потенциала и современных форм экологической культуры:
· историко-этнологического анализа;
· эколого-социологических исследований;
· инвентаризации, паспортизации, разработки баз данных.
С учетом сказанного можно следующим образом охарактеризовать основные принципы организации эколого-культурных туров и программ. Такие туры (программы) должны:
· быть ориентированными на использование различных форм и типов природопользования в качестве основного туристского ресурса (объекта);
· показывать взаимные адаптации социума, хозяйства и природы, особенно в контексте концепций культурного ландшафта;
· демонстрировать проявления прошлых, настоящих и возможных в будущем природных и социально-экономических проблем природопользования;
· указывать пути решения или смягчения хотя бы некоторых из этих проблем;
· строиться таким образом, чтобы туристские программы (туры) служили как минимум поддерживающим, а в некоторых случаях и системообразующим компонентом культурного ландшафта;
· соответствовать основным общим принципам экотуризма.
Германия
Название проекта. Европейская хартия устойчивого туризма в охраняемых территориях.
Местоположение проекта. Природные парки «Франкенвальд», «Штайнхудер Меер», «Узедом».
Ответственные организации. Ассоциация немецких природных парков; Федеральное министерство окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов.-
Описание. Проект осуществлялся в природных парках «Франкенвальд» и «Штайнхудер Меер» в период 1998—2000 гг. и все еще выполняется в парке «Узедом». Цель проекта — объединить защиту природного и культурного наследия с экономическим развитием в регионах, где традиционная экономическая деятельность часто не имела успеха. Во всех упомянутых парках проводились «круглые столы» с участием всех сторон, заинтересованных в развитии устойчивого туризма в регионе. Отличительными чертами для развития туризма были признаны природная и культурная привлекательность.
Основание проекта и его авторы. Проект был основан Французской ассоциацией региональных природных парков. Начиная с 1999 г. ответственной за дальнейшее развитие стандартов Хартии, а также за принятие новых членов Хартии является Федерация европейских парков (Europarc Federation). В Германии продвижение Хартии начала Ассоциация немецких природных парков в трех пилотных парках.
Цели и стратегии. Хартия поддерживает процесс развития устойчивого туризма. Чтобы стать членом Хартии, природные парки должны соответствовать определенным критериям. Например, должна быть описана и оценена туристская деятельность в прошлом, определены цели развития туризма, предоставлен пятилетний план мероприятий.
Финансирование проекта. Стоимость проекта составляет примерно 450 тыс. немецких марок, или около 250 тыс. евро. Самая большая часть (около 68%) средств была выделена из общественных источников; около 27% внесли сами природные парки и около 5% — Ассоциация немецких природных парков.
Аспекты устойчивости проекта.
А. Вклад в охрану природных территорий: в данном проекте охраняемые территории являются ключевыми факторами устойчивого развития туризма. Это означает, что охрана природы в сочетании с туризмом воспринимается все более благосклонно. Положение природных парков стало более устойчивым по сравнению с другими территориями.
Б. Экономическая выгода для природоохранных организаций и органов, управляющих природными территориями, получаемая благодаря проекту, была усовершенствована туристская инфраструктура, что обеспечило основу для развития туризма и создания рабочих мест в тех районах, где расположены природные парки. Членство в Хартии позволит паркам обращаться в Европейский союз для участия в программах развития.
В. Участие общественности и выгоды: развитие Хартии является инструментом мотивации для районов, где расположены природные парки. Проект рассматривается как вклад в местную «Повестку дня на XXI век»1."
Г. Вклад в образование: образовательная деятельность осуществляется посредством информационных центров парков, системы путеводителей для посетителей, организации природных троп, экскурсий с гидом, выставок и образовательных программ о природном и культурном наследии.
Д. Природоохранные аспекты при создании и использовании оборудования, учреждений и услуг экотуризма: на территории природных парков осуществляется управление водными ресурсами и отходами. Использование возобновимых источников энергии выше среднего. Усовершенствована система общественного транспорта.
Проблемы и решения. Для организации «круглых столов» понадобился независимый посредник. Иначе могли бы возобладать интересы отдельных групп.
Достигнутые результаты:
•созданы системы путеводителей для посетителей в уязвимых охраняемых зонах природных парков;
• открыт новый информационный центр;
• разработаны трассы для горных велосипедов, совместимые с охра
ной природы;
• но самым важным результатом является сотрудничество всех за
интересованных в развитии туризма групп, а также приобретенный
опыт, который показывает, что сотрудничество приводит к успеху.
Приобретенный опыт. Стать членом Европейской хартии — значит участвовать в процессе, который начинается с определения сильных и слабых сторон региона. Определение целей и мер является вторым шагом. Проверка результатов — последним.
Природные парки, участвующие в проекте, смогли повысить свой вклад в развитие региона. Проект продемонстрировал, что устойчивый туризм в согласии с защитой природы возможен. Организации по охране природы и руководство природных парков смогли обсудить совместно с экономическими организациями и сельскими властями принципы местного устойчивого развития. На этой основе стало возможным согласовать различные интересы и разработать совместный план регионального развития.
Мониторинг. Федерация Европейских" парков будет осуществлять контроль за охраняемыми территориями, которые хотят присоединиться к Европейской хартии. Членство в Хартии ограничено пятью годами. После этого должно подаваться новое заявление и оцениваться реализация запланированных мер.
Израиль
Название проекта. Восстановление русла реки Александр.
Местоположение проекта. Река Александр на протяжении 32 км протекает по северной части центрального района Тель-Авива. Она берет начало в окрестностях города Тул Карем на холмах Самарии и впадает в Средиземное море.
Ответственные организации. Управление восстановлением реки Александр осуществлялось следующими организациями:
• Региональным советом Эмек Хифер;
• Национальным управлением восстановления реки;
• Еврейским национальным фондом;
• Министерством туризма Государственной туристской корпорацией;
• Комиссией по водным ресурсам;
• Управлением природными и национальными парками;
• Управлением Израильских земель;
• Министерством внутренних дел;
• Обществом защиты (окружающей среды).
Описание. Река Александр была выбрана для восстановления одной из первых, потому что она протекает через центральный район Тель-Авива, где проживает около 2 млн. человек. Вдоль реки были взяты под охра ну сельскохозяйственные земли, а также особо уязвимые территории. Восстановление реки и ее прибрежной полосы позволит восполнить недостаток площадей для отдыха в густонаселенной части Израиля.
Был подготовлен всесторонний междисциплинарный генеральный план для всего бассейна реки и основанный на нем схематичный план действий.
Согласно генеральному плану, район разделили на отдельные регионы, отличающиеся по устойчивости и другим свойствам. Первая часть плана по восстановлению реки началась на 1,5-километровом отрезке и была обозначена как «демонстрационный проект».
Основание проекта и его авторы. Администрация реки Александр была учреждена в 1994 г. как добровольная организация, состоящая из 20 правительственных и общественных организаций под руководством Министерства окружающей среды. Ее цель — координация совместной деятельности всех организаций и лиц, занятых восстановлением реки.
Существенной частью процесса восстановления было решение вопроса об очистке сточных вод промышленности и поселений, расположенных в непосредственной близости от реки. Для получения удовлетворительного результата очистка сточных вод была объявлена обязательной как на израильской, так и на палестинской территории.
Цели и стратегии:
• восстановление и защита экосистем вдоль реки в соответствии с их потенциальной емкостью. Защита и восстановление качества речной воды для различных видов рекреационной деятельности;
• развитие реки как системы непрерывных территорий, которые предоставляют возможности для отдыха и экономического развития много
численному прибрежному населению. Содействие осведомленности и стимулирование интереса к реке жителей близлежащих территорий.
Финансирование проекта. Для финансирования проекта широко использовались общественные источники, которые подкреплялись частными и международными субсидиями. Все шесть организаций, принимавших участие в проекте, вложили средства в планирование и восстановление реки. Значительная часть средств была получена от Организаций, возглавлявших проект, включая Министерство окружающей среды, Еврейский национальный фонд, Региональный совет Эмек Хифер, местное управление канализации, Министерство национальной инфраструктуры, Государственную туристскую корпорацию и Комиссию по водным ресурсам. Бюджет проекта составил в 1998 г. 80 тыс., в 1999 г. — 600 тыс., в 2000 г. — 3 млн. фунтов стерлингов.
Дополнительные источники финансирования: 1) Молочный завод (Tnuva) основал фонд защиты природы реки, финан<