Искажения в системе вторичных потребностей человека
первичные потребности | искажения во вторичных потребностях | результат |
биологические потребности | ||
вещественно-энергетическая | переедание, суррогатное питание | ожирение, болезни желудочно-кишечного тракта |
в движении | физическое движение заменено на движение в транспорте | гиподинамия, болезни опорно-двигательной системы |
в тепловом комфорте | избыточность одежды и жилищ | психологический стресс* при невозможности удовлетворить потребность |
в отдыхе | формы отдыха, связанные с перегрузкой организма (выпивка, сигареты, шум, отсутствие сна и т.п.) | физические и психологические стрессы |
в репродукции | сексуальная жизнь отделена от задач репродукции | инфекционные, психические и соматические болезни, преступления на сексуальной почве, включая узаконенное убийство собственных детей (аборты) |
социально-психологические | ||
в родственной социальной группе (семье) | распространение семьи потребительского типа, в которой ее члены преследуют личные эгоистические цели, либо суррогатные (гомосексуальные ) семьи, либо отказ от семьи как «отжившего социального института» (сожительство) | рост разводов, психологические стрессы, преступления на бытовой почве, утрата чувства социальной защищенности |
в общении | избыточность контактов, снижение качества межличностного общения | психологические стрессы, деградация личности |
в обучении | избыточность, противоречивость, часто ложность получаемой информации | информационный стресс |
в труде | сложность и многообразие форм деятельности, ускорение темпов труда | переутомление, профессиональные болезни |
в творчестве, самореализации и поощрении | снижение качества творческой деятельности, самовосхваление | деградация личности |
в традициях и культуре | закрепление нездоровых традиций (курение, выпивка и др.), распространение форм антикультуры | болезни, связанные с нарушением здорового образа жизни, деградация личности |
в нравственности и морали | смешение понятий добра и зла, многообразие форм морали и религии | психологические стресс, утрата смысла жизни |
в гражданских правах и свободах | закрепление системы двойных стандартов, социальная распущенность | психологические стрессы, утрата смысла жизни |
в уверенности в завтрашнем дне | стяжательство, накопительство | психологические стрессы, преступления из корысти, деградация личности |
8. *При стрессах могут возникать разные сердечно-сосудистые, нервные и другие заболевания
Качество человека
Качество современного человека зависит от системы потребностей и характера их удовлетворения. Его можно охарактеризовать по трем основным параметрам:
- физическое состояние. Человеческий организм – это лучшая биологическая система в природе. Однако сейчас в человеческой популяции накоплен значительный генетический груз и 5% детей рождаются больными, 83% людей старше 60 лет больны одним или несколькими хроническими заболеваниями. Многие заболевания помолодели. В целом снижена сила и выносливость человека.
- интеллект. Человек имеет высшую степень развития интеллекта – разум. Однако сейчас наблюдается застой интеллектуальной деятельности в значительной степени в связи с распространением технических средств, коммуникаций, получение обработки информации.
- нравственность и воспитанность. Человек способен на поступки высшего уровня нравственности до самопожертвования. Но развитие общества шло в направлении расширения сферы вторичных потребностей и закреплялись качества, обеспечивающие быстрое их удовлетворение. Отсюда закрепление социального неравенства, утрата видовой общности, ксенофобия. Недостаток нравственности может быть частично замаскирован воспитанностью. Однако сейчас снижена воспитательная роль семьи и воспитанием занимаются в основном СМИ и Интернет, где не ставится цель воспитания нравственного человека, а воспитывается потребитель.
Среда обитания человека.
Среда, в которой живет человек включает в себя составляющие:
- природная среда;
- социальная среда;
- искусственная (материальная среда), которая, в свою очередь состоит из квазиприродной среды (природная среда, измененная деятельностью человека), техногенной среды (среда искусственно созданных объектов), селитебной среды (среда жилищ и населенных пунктов) и производственной среды.
На стыке природной среды и социальной формируется среда антропогенеза (развития человека).