Институт рыбного хозяйства биологии и природопользования

Институт рыбного хозяйства биологии и природопользования

Кафедра гидробиологии и общей экологии

Методическое пособие

по

УчебнОЙ практикИ

для бакалавров направления 06.03.01 «Биология»

Астрахань 2015 г

Составители:

Доктор биологических наук, профессор кафедры гидробиологии и общей экологии ФГОУ ВПО «АГТУ» Котельников А.В.

Кандидат биологических наук, доцент кафедры гидробиологии и общей экологии ФГОУ ВПО «АГТУ» Котельникова С.В.

Рецензент:

Доктор биол. наук, профессор каф. гидробиологии и общей экологии ФГОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет» И.В. Волкова

Учебно-методическое пособие рассмотрено и утверждено на заседании кафедры гидробиологии и общей экологии ФГОУ ВПО «АГТУ»

I. Общие положения

В связи с интенсивным природопользованием на территории Астраханской области возникает необходимость повышенного контроля за состоянием окружающей среды. Это возможно только при наличии соответствующих специалистов, обладающих всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками. Неотъемлемой частью в процессе подготовки таких специалистов является производственная практика. Производственная практика обладает несомненными преимуществами перед теоретическими формами обучения. Она расширяет и углубляет полученные студентами теоретические знания, знакомит с их практическим применением полученных знаний при изучении природных комплексов, демонстрирует значение знания законов экологии в решении проблем охраны природы.

Формы и методы проведения практики могут быть разнообразными: экскурсии, экспериментальная и индивидуальная учебно-исследовательская работа студентов и т.д. В процессе исследований природных объектов формируется экологическая культура поведения, воспитывается потребность в природоохранной деятельности.

II. Цель и задачи практики

Цель учебной практики:учебная практика по направлению 06.03.01 «Биология» предназначена для закрепления теоретических знаний и овладения полевыми, инструментальными и экспериментальными методами изучения экосистем и их изменений в процессе хозяйственного освоения.

Задачи:

1. научиться постановке целей и задач исследования;

2. овладеть навыками работы с научной литературой по определенным темам;

3. изучить принципы организации исследовательских работ в лабораторных и полевых условиях;

4. овладеть навыками оформления результатов исследований, в том числе в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков;

5. освоить научный стиль изложения полученных результатов.

6. Ознакомиться с методами мониторинга природной среды, оценки воздействия на окружающую среду.

III. Место проведения практики

Учебная практика должна проводиться в заповедниках, изыскательских, производственных, научно-исследовательских учреждениях, органах охраны природы и управления природопользованием (федеральные, муниципальные и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ и других природоохранных ведомств), в высших учебных заведениях, занимающихся проблемами охраны природы и управлением природопользованием.

При прохождении студентами практики в организации или на предприятии им выдается направление соответствующего образца (Приложение 1)

Продолжительность практики определяется учебным планом. Распределение студентов на практику устанавливается приказом ректора университета по представлению декана факультета и курирующей кафедры.

IV. Содержание учебной практики

4.1. Учебная практика студентов является составной частью учебного процесса и предназначена для закрепления теоретических и развития практических навыков и творческого мышления у будущего специалиста. В период практики студент должен приобрести на рабочем месте опыт использования полученных теоретических знаний для решения практических задач.

4.2. Во время учебной практики студент обязан принимать деятельное участие в осуществлении всех мероприятий, проводимых на предприятии, сознательно относится к своим обязанностям, вдумчиво изучать способы ведения работ.

4.3. В ходе прохождения учебной практики студент принимает участие в комплексных исследованиях отраслевых и региональных проблем в области природопользования и охраны природы.

4.4. В ходе прохождения учебной практики студент должен ознакомиться с частными и общими проблемами использования природных условий и ресурсов, основами природоохранного законодательства Российской Федерации и получить представление о возможных мерах по предотвращению и ликвидации экологически опасных ситуаций и катастроф.

4.5. Во время учебной практики студент выполняет индивидуальное задание, согласованное с руководителем практики от университета. Целью задания является развитие самостоятельности студента, расширение его кругозора как специалиста и проверка умения применять на практике теоретические знания для решения практических задач.

V. Задание и методические подходы учебной практики

Индивидуальное задание выдается руководителем практики от университета в зависимости от места прохождения практики (Приложение 2).

Примерный план и перечень и заданий учебных практик:

1. Дать краткую физико-географическую характеристику района исследования: географическое положение, протяженность, характер рельефа, тип растительности, характер и масштаб антропогенного влияния. Составить карту-схему района исследований.

2. Комплексные мониторинговые исследования окружающей среды:

Почва: собрать пробы почвы для дальнейшего определения ее химического состава – 10 проб с разных мест, массой по 5 грамм. На карте-схеме района отметить места взятия образцов. Провести подсчет и определение почвенных организмов.

Растительность: выделить растительные сообщества на исследуемом участке, определить доминирующие виды (например: тростниково-рогозовое сообщество, тополиная роща и т.п.). Определить наличие ярусов. Описать виды, входящие в состав исследуемых растительных сообществ. Провести замеры высоты (или длины) доминирующих растений. Собрать листья растения-индикатора с последующим определением их метрических характеристик (метод флуктуирующей асимметрии). Сбор и определение лишайников.

Исследование лесных массивов (определение видового и возрастного состава лесных насаждений, их подверженность влиянию экологических и антропогенных факторов, предложить мероприятия по снижению влияния негативных факторов на лесные насаждения).

Животный мир: определить виды птиц, находящихся в данном районе. Отметить на карте-схеме выявленные места гнездований (при возможности – провести учет кладок).

Водные объекты: собрать пробы зоопланктона, бентоса и растений водных экосистем. Собрать органы и ткани рыб, обитающих в данном биоценозе (жабры – 2-ая жаберная дуга; печень, селезенка, гонады, кишечник, мышцы спины с участком кожи. Объем – около 1 см.3, который фиксируется сразу после отбора в 10% нейтральном формалине – формалин + 5-ая часть толченого мела). Все собранные органы должны сопровождаться полной характеристикой (вид рыбы, размер, масса, возраст).

3. Экология человека: антропометрические замеры у представителей различных этнических групп, различных возрастных групп; у населения, находящегося в различных экологических условиях. Биоритмологические исследования физиологических показателей человека. Оценка общих показателей здоровья у различных групп населения.

4. Экология города: оценка экологии питания современного человека по распространению и применению опасных веществ в продуктах питания; оценка качества и количества зеленых насаждений города, их подверженности влиянию неблагоприятных факторов; изучение поведения и распространения синантропных городских животных.

5. При прохождении практики на предприятии сбор материала осуществляется в соответствии с направлениями лабораторий или отделов организации по согласованию с руководителем практики от университета и предприятия.

Методическая литература

Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по экологии. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. – 56 с.

ü Оценка качества фруктовых и овощных соков по показателю содержания витамина С.

ü Оценка содержания нитратов в продуктах питания.

ü Оценка влияния крупных автомагистралей на состояние растительного покрова.

Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М., Бондарь Е.В. Практикум по экологии человека. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. – 121 с.

ü Продукты питания, их качественная и количественная характеристика.

ü Определение гармоничности развития по антропометрическим данным.

ü Определение функционального состояния и адаптивных возможностей организма.

ü Биологические ритмы, их адаптивная роль в антропогенных экосистемах.

Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование / Под ред. О.П. Мелеховой и Е.И. Егоровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.

ü Биоиндикация атмосферного воздуха с помощью лишайников.

ü Флуктуирующая асимметрия древесных и травянистых форм растений как тест-система оценки качества среды.

ü Использование флуктуирующей асимметрии животных для оценки качества среды.

ü Оценка трофических свойств водоема с использованием высших растений.

ü Характеристика качества почвы с помощью растений-индикаторов.

ü Биодиагностика почв по ферментативной активности.

ü Биотестирование с использованием рыб.

Учебной практики

После окончания учебной практики студент обязан в срок, установленный деканатом предъявить отчет руководителю практики и получить зачет.

К отчету должны быть приложены: дневник, который необходимо вести во время учебной практики систематически; направление на практику с указанием дат прохождения практики; характеристика на практиканта с места прохождения практики.

Составление отчета студент должен вести с первых дней пребывания на практике. Это позволяет легко пополнять отчет теми данными, собрать которые сразу невозможно, а при составлении отчета становится ясным их необходимость. Составляя отчет параллельно с работой на предприятии, студент всегда имеет возможность пополнить его первоначально пропущенными сведениями. Специального времени в конце периода практики на составление отчета не предусматривается, а на окончательное его редактирование и оформление в исключительных случаях может быть отведено не более двух дней (при согласии руководителя практики).

Отчет должен быть хорошо оформлен, снабжен оглавлением и титульным листом. Составление отчета начинается с оформления титульного листа (см. образец в приложении 3).

На второй странице отчета приводится оглавление, в котором указываются следующие разделы:

1. Общая характеристика места прохождения практики, сроки прохождения практики.

2. Характеристика основных направлений деятельности предприятия или организации.

3. Структура, организация производства и управление на предприятии или в организации.

4. Функции структурного подразделения (к которому был прикреплен студент) и распределение обязанностей работников.

5. Описание производственных процессов (в которых студент принимал участие). Описание должно сопровождаться освещением методических вопросов, характеристиками оборудования, инструментов и приспособлений, а также сведениями экономического характера. Изложение должно носить критический характер, для чего при составлении отчета необходимо анализировать передовые технологии, высказывать свои выводы и предложения по совершенствованию производства и повышению производительности труда, сопоставлять фактическую работу с требованиями технических условий (нормативных документов) и правил техники безопасности.

6. Выводы.

7. Список использованной литературы, методических указаний и нормативных документов.

8. Приложение (в приложении прикладывается индивидуальное задание студента, а при необходимости изложение хода и результатов выполнения индивидуального задания).

Отчет по практике вместе с дневником и направлением на практику передается руководителю практики от университета, а после проверки подлежит защите перед комиссией. Комиссия оценивает работу студента и отчет по практике. Неудовлетворительная оценка влечет за собой повторную практику.

VII. Руководство практикой

Учебная практика является первой самостоятельной работой студента в области избранной им специальности, поэтому контроль и помощь студенту оказывают специально назначенные лица от кафедры и от производства.

В административном отношении студент-практикант обязан подчиняться всем правилам внутреннего распорядка, действующим на предприятии (организации).

Руководитель от производства инструктирует практиканта и наблюдает за качеством его работы на производстве, проверяет систематическое ведение дневника и дает характеристику студенту, проходящему производственную практику.

Руководитель от университета разрабатывает индивидуальное задание студента и дает оценку качества исполнения отчета по практике.

VIII. Литература

При прохождении учебной практики рекомендуется пользоваться списком литературы, приведенным ниже, а также дополнительной литературой, предлагаемой руководителем практики с учетом специфики индивидуального задания.

1. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» / Ведомости ВС РФ, 1992. - № 10.

2. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной (деятельности) и иной деятельности на окружающую среду в РФ. - Утв. приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г., № 372.

3. Афанасьев Ю.А., Фомин С.А. Мониторинг и методы контроля окружающей среды / Учебн пособие. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. – 468 с.

4. Охрана окружающей среды, экологическая безопасность и рациональное природопользование: Информационно-аналитический обзор / Под ред. Плетнева К.И. - М.: «Ренатекс», 1999. – 87 с.

5. Реймерс Н.Ф. Природопользование (словарь-справочник). - М.: Мысль, 1990. – 639 с.

6. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации : Учебное пособие / Под ред. Ю.Б.Осипова, Е.М.Львовой. – М.: «Варяг», 1996. – 175 с.

7. Хоружая Т. А. Оценка экологической опасности: Обеспечение безопасности, методы оценки рисков, мониторинг. – М.: «Книга сервис», 2002. – 208 с.

8. Экология, охрана природы, экологическая безопасность / Учебное пособие: Под ред. А.Т. Никитина и С.А. Степанова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. – 648 с.

9. Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по экологии. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. – 56 с.

10. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М., Бондарь Е.В. Практикум по экологии человека. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. – 121 с.

11. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование / Под ред. О.П. Мелеховой и Е.И. Егоровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.

Приложение 1

ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет»

______________________________________________

(Наименование организации (предприятия) проведения практики (база ПП))

Направление на практику

Согласно договору №________ от «____» _____________ 20___г.

к Вам для прохождения _________________________ практики в период с «___» __________ 20___г. по

(указать вид практики)

«___» __________ 20__г. направляются нижеперечисленные студенты ___ курса, факультета (института) ________________________________________________________________

направления/специальности___________________________________________________

Старший группы ____________________________________________________________

1. ______________________________ 6. _______________________________

2. ______________________________ 7. _______________________________

3. ______________________________ 8. _______________________________

4. ______________________________ 9. _______________________________

5. ______________________________ 10. ______________________________

Руководитель практики от Университета ________________________________________

(должность)

___________________________________________________________________________

(подпись, дата, ФИО)

Декан факультета (Директор института) _____________________________________________

(подпись, дата, ФИО)

СПРАВКА

Студенты в количестве _____ человек, перечисленные в списке:

Выбыли из университета Прибыли на базу ПП

«___»___________ 20__г. «___»___________ 20__г.

Декан факультета

(Директор института) _______________ Предприятие________________________

(подпись, ФИО) (подпись, ФИО)

МП МП

Выбыл с базы ПП Прибыл в университет

«___»___________ 20__г. «___»___________ 20__г.

Предприятие_____________________ Декан факультета (Директор института)

________________________ __________________

(подпись, ФИО) (подпись, ФИО)

МП МП

Приложение 2

Федеральное агентство по рыболовству

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Астраханский государственный технический университет»

Ф.И.О.

Подпись

Руководитель практики от университета

(должность, ученое звание) Ф.И.О

Подпись

Астрахань 200__ г

Содержание задания

Наименование этапов индивидуального задания Сроки выполнения
Начало Окончание
       
       
       

Конкретное содержание индивидуального задания и методических подходов определяется руководителем практики в зависимости от места прохождения практики студентом. Примерный перечень заданий приведен в разделе V учебно-методического пособия.

Приложение 3

Федеральное агентство по рыболовству

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Астраханский государственный технический университет»

Отчет

Ф.И.О.

Подпись

Руководитель практики от университета

(должность, ученое звание) Ф.И.О

Подпись

Подпись

Оценка ______________ «____»__________200 г.

Астрахань 200__ г

Институт рыбного хозяйства биологии и природопользования

Кафедра гидробиологии и общей экологии

Методическое пособие

по

УчебнОЙ практикИ

для бакалавров направления 06.03.01 «Биология»

Астрахань 2015 г

Составители:

Доктор биологических наук, профессор кафедры гидробиологии и общей экологии ФГОУ ВПО «АГТУ» Котельников А.В.

Кандидат биологических наук, доцент кафедры гидробиологии и общей экологии ФГОУ ВПО «АГТУ» Котельникова С.В.

Рецензент:

Доктор биол. наук, профессор каф. гидробиологии и общей экологии ФГОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет» И.В. Волкова

Учебно-методическое пособие рассмотрено и утверждено на заседании кафедры гидробиологии и общей экологии ФГОУ ВПО «АГТУ»

I. Общие положения

В связи с интенсивным природопользованием на территории Астраханской области возникает необходимость повышенного контроля за состоянием окружающей среды. Это возможно только при наличии соответствующих специалистов, обладающих всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками. Неотъемлемой частью в процессе подготовки таких специалистов является производственная практика. Производственная практика обладает несомненными преимуществами перед теоретическими формами обучения. Она расширяет и углубляет полученные студентами теоретические знания, знакомит с их практическим применением полученных знаний при изучении природных комплексов, демонстрирует значение знания законов экологии в решении проблем охраны природы.

Формы и методы проведения практики могут быть разнообразными: экскурсии, экспериментальная и индивидуальная учебно-исследовательская работа студентов и т.д. В процессе исследований природных объектов формируется экологическая культура поведения, воспитывается потребность в природоохранной деятельности.

II. Цель и задачи практики

Цель учебной практики:учебная практика по направлению 06.03.01 «Биология» предназначена для закрепления теоретических знаний и овладения полевыми, инструментальными и экспериментальными методами изучения экосистем и их изменений в процессе хозяйственного освоения.

Задачи:

1. научиться постановке целей и задач исследования;

2. овладеть навыками работы с научной литературой по определенным темам;

3. изучить принципы организации исследовательских работ в лабораторных и полевых условиях;

4. овладеть навыками оформления результатов исследований, в том числе в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков;

5. освоить научный стиль изложения полученных результатов.

6. Ознакомиться с методами мониторинга природной среды, оценки воздействия на окружающую среду.

Наши рекомендации