Институт рыбного хозяйства биологии и природопользования
Институт рыбного хозяйства биологии и природопользования
Кафедра гидробиологии и общей экологии
Методическое пособие
по
УчебнОЙ практикИ
для бакалавров направления 06.03.01 «Биология»
Астрахань 2015 г
Составители:
Доктор биологических наук, профессор кафедры гидробиологии и общей экологии ФГОУ ВПО «АГТУ» Котельников А.В.
Кандидат биологических наук, доцент кафедры гидробиологии и общей экологии ФГОУ ВПО «АГТУ» Котельникова С.В.
Рецензент:
Доктор биол. наук, профессор каф. гидробиологии и общей экологии ФГОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет» И.В. Волкова
Учебно-методическое пособие рассмотрено и утверждено на заседании кафедры гидробиологии и общей экологии ФГОУ ВПО «АГТУ»
I. Общие положения
В связи с интенсивным природопользованием на территории Астраханской области возникает необходимость повышенного контроля за состоянием окружающей среды. Это возможно только при наличии соответствующих специалистов, обладающих всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками. Неотъемлемой частью в процессе подготовки таких специалистов является производственная практика. Производственная практика обладает несомненными преимуществами перед теоретическими формами обучения. Она расширяет и углубляет полученные студентами теоретические знания, знакомит с их практическим применением полученных знаний при изучении природных комплексов, демонстрирует значение знания законов экологии в решении проблем охраны природы.
Формы и методы проведения практики могут быть разнообразными: экскурсии, экспериментальная и индивидуальная учебно-исследовательская работа студентов и т.д. В процессе исследований природных объектов формируется экологическая культура поведения, воспитывается потребность в природоохранной деятельности.
II. Цель и задачи практики
Цель учебной практики:учебная практика по направлению 06.03.01 «Биология» предназначена для закрепления теоретических знаний и овладения полевыми, инструментальными и экспериментальными методами изучения экосистем и их изменений в процессе хозяйственного освоения.
Задачи:
1. научиться постановке целей и задач исследования;
2. овладеть навыками работы с научной литературой по определенным темам;
3. изучить принципы организации исследовательских работ в лабораторных и полевых условиях;
4. овладеть навыками оформления результатов исследований, в том числе в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков;
5. освоить научный стиль изложения полученных результатов.
6. Ознакомиться с методами мониторинга природной среды, оценки воздействия на окружающую среду.
III. Место проведения практики
Учебная практика должна проводиться в заповедниках, изыскательских, производственных, научно-исследовательских учреждениях, органах охраны природы и управления природопользованием (федеральные, муниципальные и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ и других природоохранных ведомств), в высших учебных заведениях, занимающихся проблемами охраны природы и управлением природопользованием.
При прохождении студентами практики в организации или на предприятии им выдается направление соответствующего образца (Приложение 1)
Продолжительность практики определяется учебным планом. Распределение студентов на практику устанавливается приказом ректора университета по представлению декана факультета и курирующей кафедры.
IV. Содержание учебной практики
4.1. Учебная практика студентов является составной частью учебного процесса и предназначена для закрепления теоретических и развития практических навыков и творческого мышления у будущего специалиста. В период практики студент должен приобрести на рабочем месте опыт использования полученных теоретических знаний для решения практических задач.
4.2. Во время учебной практики студент обязан принимать деятельное участие в осуществлении всех мероприятий, проводимых на предприятии, сознательно относится к своим обязанностям, вдумчиво изучать способы ведения работ.
4.3. В ходе прохождения учебной практики студент принимает участие в комплексных исследованиях отраслевых и региональных проблем в области природопользования и охраны природы.
4.4. В ходе прохождения учебной практики студент должен ознакомиться с частными и общими проблемами использования природных условий и ресурсов, основами природоохранного законодательства Российской Федерации и получить представление о возможных мерах по предотвращению и ликвидации экологически опасных ситуаций и катастроф.
4.5. Во время учебной практики студент выполняет индивидуальное задание, согласованное с руководителем практики от университета. Целью задания является развитие самостоятельности студента, расширение его кругозора как специалиста и проверка умения применять на практике теоретические знания для решения практических задач.
V. Задание и методические подходы учебной практики
Индивидуальное задание выдается руководителем практики от университета в зависимости от места прохождения практики (Приложение 2).
Примерный план и перечень и заданий учебных практик:
1. Дать краткую физико-географическую характеристику района исследования: географическое положение, протяженность, характер рельефа, тип растительности, характер и масштаб антропогенного влияния. Составить карту-схему района исследований.
2. Комплексные мониторинговые исследования окружающей среды:
Почва: собрать пробы почвы для дальнейшего определения ее химического состава – 10 проб с разных мест, массой по 5 грамм. На карте-схеме района отметить места взятия образцов. Провести подсчет и определение почвенных организмов.
Растительность: выделить растительные сообщества на исследуемом участке, определить доминирующие виды (например: тростниково-рогозовое сообщество, тополиная роща и т.п.). Определить наличие ярусов. Описать виды, входящие в состав исследуемых растительных сообществ. Провести замеры высоты (или длины) доминирующих растений. Собрать листья растения-индикатора с последующим определением их метрических характеристик (метод флуктуирующей асимметрии). Сбор и определение лишайников.
Исследование лесных массивов (определение видового и возрастного состава лесных насаждений, их подверженность влиянию экологических и антропогенных факторов, предложить мероприятия по снижению влияния негативных факторов на лесные насаждения).
Животный мир: определить виды птиц, находящихся в данном районе. Отметить на карте-схеме выявленные места гнездований (при возможности – провести учет кладок).
Водные объекты: собрать пробы зоопланктона, бентоса и растений водных экосистем. Собрать органы и ткани рыб, обитающих в данном биоценозе (жабры – 2-ая жаберная дуга; печень, селезенка, гонады, кишечник, мышцы спины с участком кожи. Объем – около 1 см.3, который фиксируется сразу после отбора в 10% нейтральном формалине – формалин + 5-ая часть толченого мела). Все собранные органы должны сопровождаться полной характеристикой (вид рыбы, размер, масса, возраст).
3. Экология человека: антропометрические замеры у представителей различных этнических групп, различных возрастных групп; у населения, находящегося в различных экологических условиях. Биоритмологические исследования физиологических показателей человека. Оценка общих показателей здоровья у различных групп населения.
4. Экология города: оценка экологии питания современного человека по распространению и применению опасных веществ в продуктах питания; оценка качества и количества зеленых насаждений города, их подверженности влиянию неблагоприятных факторов; изучение поведения и распространения синантропных городских животных.
5. При прохождении практики на предприятии сбор материала осуществляется в соответствии с направлениями лабораторий или отделов организации по согласованию с руководителем практики от университета и предприятия.
Методическая литература
Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по экологии. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. – 56 с.
ü Оценка качества фруктовых и овощных соков по показателю содержания витамина С.
ü Оценка содержания нитратов в продуктах питания.
ü Оценка влияния крупных автомагистралей на состояние растительного покрова.
Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М., Бондарь Е.В. Практикум по экологии человека. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. – 121 с.
ü Продукты питания, их качественная и количественная характеристика.
ü Определение гармоничности развития по антропометрическим данным.
ü Определение функционального состояния и адаптивных возможностей организма.
ü Биологические ритмы, их адаптивная роль в антропогенных экосистемах.
Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование / Под ред. О.П. Мелеховой и Е.И. Егоровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.
ü Биоиндикация атмосферного воздуха с помощью лишайников.
ü Флуктуирующая асимметрия древесных и травянистых форм растений как тест-система оценки качества среды.
ü Использование флуктуирующей асимметрии животных для оценки качества среды.
ü Оценка трофических свойств водоема с использованием высших растений.
ü Характеристика качества почвы с помощью растений-индикаторов.
ü Биодиагностика почв по ферментативной активности.
ü Биотестирование с использованием рыб.
Учебной практики
После окончания учебной практики студент обязан в срок, установленный деканатом предъявить отчет руководителю практики и получить зачет.
К отчету должны быть приложены: дневник, который необходимо вести во время учебной практики систематически; направление на практику с указанием дат прохождения практики; характеристика на практиканта с места прохождения практики.
Составление отчета студент должен вести с первых дней пребывания на практике. Это позволяет легко пополнять отчет теми данными, собрать которые сразу невозможно, а при составлении отчета становится ясным их необходимость. Составляя отчет параллельно с работой на предприятии, студент всегда имеет возможность пополнить его первоначально пропущенными сведениями. Специального времени в конце периода практики на составление отчета не предусматривается, а на окончательное его редактирование и оформление в исключительных случаях может быть отведено не более двух дней (при согласии руководителя практики).
Отчет должен быть хорошо оформлен, снабжен оглавлением и титульным листом. Составление отчета начинается с оформления титульного листа (см. образец в приложении 3).
На второй странице отчета приводится оглавление, в котором указываются следующие разделы:
1. Общая характеристика места прохождения практики, сроки прохождения практики.
2. Характеристика основных направлений деятельности предприятия или организации.
3. Структура, организация производства и управление на предприятии или в организации.
4. Функции структурного подразделения (к которому был прикреплен студент) и распределение обязанностей работников.
5. Описание производственных процессов (в которых студент принимал участие). Описание должно сопровождаться освещением методических вопросов, характеристиками оборудования, инструментов и приспособлений, а также сведениями экономического характера. Изложение должно носить критический характер, для чего при составлении отчета необходимо анализировать передовые технологии, высказывать свои выводы и предложения по совершенствованию производства и повышению производительности труда, сопоставлять фактическую работу с требованиями технических условий (нормативных документов) и правил техники безопасности.
6. Выводы.
7. Список использованной литературы, методических указаний и нормативных документов.
8. Приложение (в приложении прикладывается индивидуальное задание студента, а при необходимости изложение хода и результатов выполнения индивидуального задания).
Отчет по практике вместе с дневником и направлением на практику передается руководителю практики от университета, а после проверки подлежит защите перед комиссией. Комиссия оценивает работу студента и отчет по практике. Неудовлетворительная оценка влечет за собой повторную практику.
VII. Руководство практикой
Учебная практика является первой самостоятельной работой студента в области избранной им специальности, поэтому контроль и помощь студенту оказывают специально назначенные лица от кафедры и от производства.
В административном отношении студент-практикант обязан подчиняться всем правилам внутреннего распорядка, действующим на предприятии (организации).
Руководитель от производства инструктирует практиканта и наблюдает за качеством его работы на производстве, проверяет систематическое ведение дневника и дает характеристику студенту, проходящему производственную практику.
Руководитель от университета разрабатывает индивидуальное задание студента и дает оценку качества исполнения отчета по практике.
VIII. Литература
При прохождении учебной практики рекомендуется пользоваться списком литературы, приведенным ниже, а также дополнительной литературой, предлагаемой руководителем практики с учетом специфики индивидуального задания.
1. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» / Ведомости ВС РФ, 1992. - № 10.
2. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной (деятельности) и иной деятельности на окружающую среду в РФ. - Утв. приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г., № 372.
3. Афанасьев Ю.А., Фомин С.А. Мониторинг и методы контроля окружающей среды / Учебн пособие. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. – 468 с.
4. Охрана окружающей среды, экологическая безопасность и рациональное природопользование: Информационно-аналитический обзор / Под ред. Плетнева К.И. - М.: «Ренатекс», 1999. – 87 с.
5. Реймерс Н.Ф. Природопользование (словарь-справочник). - М.: Мысль, 1990. – 639 с.
6. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации : Учебное пособие / Под ред. Ю.Б.Осипова, Е.М.Львовой. – М.: «Варяг», 1996. – 175 с.
7. Хоружая Т. А. Оценка экологической опасности: Обеспечение безопасности, методы оценки рисков, мониторинг. – М.: «Книга сервис», 2002. – 208 с.
8. Экология, охрана природы, экологическая безопасность / Учебное пособие: Под ред. А.Т. Никитина и С.А. Степанова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. – 648 с.
9. Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по экологии. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. – 56 с.
10. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М., Бондарь Е.В. Практикум по экологии человека. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. – 121 с.
11. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование / Под ред. О.П. Мелеховой и Е.И. Егоровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.
Приложение 1
ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет»
______________________________________________
(Наименование организации (предприятия) проведения практики (база ПП))
Направление на практику
Согласно договору №________ от «____» _____________ 20___г.
к Вам для прохождения _________________________ практики в период с «___» __________ 20___г. по
(указать вид практики)
«___» __________ 20__г. направляются нижеперечисленные студенты ___ курса, факультета (института) ________________________________________________________________
направления/специальности___________________________________________________
Старший группы ____________________________________________________________
1. ______________________________ 6. _______________________________
2. ______________________________ 7. _______________________________
3. ______________________________ 8. _______________________________
4. ______________________________ 9. _______________________________
5. ______________________________ 10. ______________________________
Руководитель практики от Университета ________________________________________
(должность)
___________________________________________________________________________
(подпись, дата, ФИО)
Декан факультета (Директор института) _____________________________________________
(подпись, дата, ФИО)
СПРАВКА
Студенты в количестве _____ человек, перечисленные в списке:
Выбыли из университета Прибыли на базу ПП
«___»___________ 20__г. «___»___________ 20__г.
Декан факультета
(Директор института) _______________ Предприятие________________________
(подпись, ФИО) (подпись, ФИО)
МП МП
Выбыл с базы ПП Прибыл в университет
«___»___________ 20__г. «___»___________ 20__г.
Предприятие_____________________ Декан факультета (Директор института)
________________________ __________________
(подпись, ФИО) (подпись, ФИО)
МП МП
Приложение 2
Федеральное агентство по рыболовству
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Астраханский государственный технический университет»
Ф.И.О.
Подпись
Руководитель практики от университета
(должность, ученое звание) Ф.И.О
Подпись
Астрахань 200__ г
Содержание задания
№ | Наименование этапов индивидуального задания | Сроки выполнения | |
Начало | Окончание | ||
Конкретное содержание индивидуального задания и методических подходов определяется руководителем практики в зависимости от места прохождения практики студентом. Примерный перечень заданий приведен в разделе V учебно-методического пособия.
Приложение 3
Федеральное агентство по рыболовству
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Астраханский государственный технический университет»
Отчет
Ф.И.О.
Подпись
Руководитель практики от университета
(должность, ученое звание) Ф.И.О
Подпись
Подпись
Оценка ______________ «____»__________200 г.
Астрахань 200__ г
Институт рыбного хозяйства биологии и природопользования
Кафедра гидробиологии и общей экологии
Методическое пособие
по
УчебнОЙ практикИ
для бакалавров направления 06.03.01 «Биология»
Астрахань 2015 г
Составители:
Доктор биологических наук, профессор кафедры гидробиологии и общей экологии ФГОУ ВПО «АГТУ» Котельников А.В.
Кандидат биологических наук, доцент кафедры гидробиологии и общей экологии ФГОУ ВПО «АГТУ» Котельникова С.В.
Рецензент:
Доктор биол. наук, профессор каф. гидробиологии и общей экологии ФГОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет» И.В. Волкова
Учебно-методическое пособие рассмотрено и утверждено на заседании кафедры гидробиологии и общей экологии ФГОУ ВПО «АГТУ»
I. Общие положения
В связи с интенсивным природопользованием на территории Астраханской области возникает необходимость повышенного контроля за состоянием окружающей среды. Это возможно только при наличии соответствующих специалистов, обладающих всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками. Неотъемлемой частью в процессе подготовки таких специалистов является производственная практика. Производственная практика обладает несомненными преимуществами перед теоретическими формами обучения. Она расширяет и углубляет полученные студентами теоретические знания, знакомит с их практическим применением полученных знаний при изучении природных комплексов, демонстрирует значение знания законов экологии в решении проблем охраны природы.
Формы и методы проведения практики могут быть разнообразными: экскурсии, экспериментальная и индивидуальная учебно-исследовательская работа студентов и т.д. В процессе исследований природных объектов формируется экологическая культура поведения, воспитывается потребность в природоохранной деятельности.
II. Цель и задачи практики
Цель учебной практики:учебная практика по направлению 06.03.01 «Биология» предназначена для закрепления теоретических знаний и овладения полевыми, инструментальными и экспериментальными методами изучения экосистем и их изменений в процессе хозяйственного освоения.
Задачи:
1. научиться постановке целей и задач исследования;
2. овладеть навыками работы с научной литературой по определенным темам;
3. изучить принципы организации исследовательских работ в лабораторных и полевых условиях;
4. овладеть навыками оформления результатов исследований, в том числе в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков;
5. освоить научный стиль изложения полученных результатов.
6. Ознакомиться с методами мониторинга природной среды, оценки воздействия на окружающую среду.