Транспортные туристские перевозки
Перевозки наземным транспортам часто являются причиной загрязнения атмосферного воздуха, нарушения растительного покрова и шумового загрязнения.
Для уменьшения транспортных затрат на обслуживание туристов и наносимого природе ущерба целесообразно стимулировать длительное пребывание туристов на турбазе, в лагере. В этом случае снижается количество рейсов туристского транспорта, увеличивается доход от пребывания туристов.
Для перевозки туристов следует использовать вместительные дизельные автобусы с прицепами для багажа (трейлера), а не грузовые автомашины. Групповые туристы в данном случае предпочтительнее индивидуальных. Например, в лагере «Freycinet Experience» на востоке о. Тасмания для перевозки туристов начали использовать 12-местный дизельный микроавтобус «Toyota» с трейлером. Этим была достигнута значительная экономия транспортных затрат и увеличен разрешаемый туристам к транспортировке объем багажа.
Перевозки обслуживающего персонала, грузов, багажа следует приурочить к перевозкам туристов. Для ближних поездок персонала лучше использовать горные велосипеды. Часто поездки персонала связаны с получением информации. Эффективное использование систем связи (рации, мобильных телефонов и др.) позволяет отказаться от лишних перемещений.
Необходимо избегать перевозок в ночное время, особенно по территории ООПТ. Свет фар может вносить отрицательные коррективы в поведение животных, особенно в брачный период, во время охоты. Например, было замечено, что многие новорожденные черепахи ползут в сторону дороги, где мелькают огни фар, а не в сторону моря, в результате чего гибнут.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Сформулируйте требования к планировке жилых помещений в средствах размещения в горах.
2. Перечислите правила утилизации отходов в экотурах.
3. Обоснуйте необходимость использования газовых горелок вместо дров для приготовления пищи.
4. Разработайте и презентуйте на занятии собственную конструкцию мешка для сбора и транспортировки мусора на маршруте.
ГЛАВА 7
Экологический и приключенческий туризм как средство социально-экономического развития горных регионов (на примере Западного Непала)
Как уже отмечалось выше, экотуризм в обязательном порядке должен вносить вклад в социально-экономическое развитие местных сообществ. С позиции любого здравомыслящего человека это справедливо. Туристы по отношению к местным жителям являются гостями, что подразумевает корректное поведение, как своего рода компенсацию за использование местных ресурсов, вмешательство в ход жизни аборигенов. К сожалению, на практике все обстоит иначе.
Инициативные туроператоры из развитых стран не прибегают к услугам местных поставщиков и стремятся к сосредоточению всех финансовых благ от туристов в собственных руках. Они строят свои гостиницы, оснащают их современным оборудованием, набирают менеджеров из развитых стран. Таким образом, развивающиеся страны в подавляющем большинстве случаев становятся «сырьевым придатком» туристских транснациональных корпораций (гостиничных цепей, крупных туроператорских фирм и т.д.), а местное население «обогащается» исключительно проблемами: истреблением туристских ресурсов, удорожанием и ухудшением качества жизни, потерей доступа к ресурсам жизнеобеспечения (водным, земельным и т.д.), так как они отдаются более богатым пользователям — туристам.
Во многих развивающихся странах практикуются незаконные в виды туризма: секс-туризм (путешествия в целях вступления незаконные сексуальные отношения с детьми, представителями своего пола и т.д.), туризм с целью приобретения и употребления наркотиков; туризм для участия в боевых действиях и совершения насилия над другими людьми и т.д. Проституция, в том числе детская, наркомания, преступность – «благодарность» богатых и образованных туристов из развитых стран за отдых.
Международный институт окружающей среды и развития (IIED) в конце 90-х годов прошлого столетия разработал специальную концепцию по сохранению доходов от туризма в развивающихся странах для искоренения нищеты в туристских регионах. За рубежом она известна как РРТ - «Рго Poor Tourism». При этом нищими, бедными считаются местные жители, живущие менее чем на 1 долл. США в день.
Более 80% всех бедняков планеты проживают в 13 странах (табл. 7.1). В 11 из них в последнее время постоянно растет количество международных туристских прибытий и доходы от туризма. Кроме того, в 5 из 15 самых посещаемых стран более 10 млн. человек живут за чертой бедности.
Таблица 7.1
Рейтинг стран, в которых проживает наибольшее количество беднейшего населения мира (%)
Страна | Доля бедняков в общем населении страны |
Индия | |
Китай | |
Бангладеш | |
Кения | |
Пакистан | |
Индонезия | |
Непал | |
Нигерия | |
Эфиопия | |
Бразилия | |
Перу | |
Филиппины | |
Мексика |
Практически во всех этих странах экотуризм провозглашен основным направлением развития национальной туриндустрии. Таким образом, мы еще раз можем убедиться в том, как далеко еще человечество от реализации концепции устойчивого развития современного туризма вообще и экотуризма в частности.
Практически все виды экотуризма обладают неоспоримыми преимуществами перед другими отраслями хозяйствования в деле стимулирования социально-экономического развития отсталых, прежде всего горных и сельских регионов.
Во-первых, в туризме потребитель сам едет к месту оказания услуги. Это приводит не только к притоку валюты в страну, но и «невидимому экспорту» туристских товаров и услуг. Турист сам оплачивает и проходит все необходимые для вывоза купленного товара (услуги) таможенные и пограничные формальности.
Во-вторых, механизация труда в туризме и гостеприимстве чрезвычайно низкая. Поданным некоторых исследователей, обслуживание одного иностранного туриста требует создания 10 рабочих мест. Причем работают в туризме преимущественно женщины, которым трудно найти работу в отраслях специализации развивающихся стран (добывающей промышленности).
В-третьих, для стран с низкой обеспеченностью природными богатствами, например Непала, международный туризм — единственный способ развития национальной экономики.
Выделяют пять основных направлений в туризме, способствующих искоренению нищеты:
1)расширение связей между зарубежными инициативными и местными туроператорами, поставщиками туристских услуг;
2)поддержка малых предприятий в турбизнесе и гостеприимстве;
3)создание новых рабочих мест путем развития туриндустрии в бедных районах;
4)ослабление конкуренции в борьбе за природные ресурсы между местными жителями и отраслями промышленности;
5)усилия по улучшению социальной и культурной обстановки.
Возможности экологического и приключенческого туризма в искоренении нищеты в горных районах рассмотрим на примере реализации программы РРТ в одном из отсталых районов Непала — Хуммы.
Хумма — второй по величине округ Непала. Он расположен на высотах от 1500 до 7300 м на западе страны и граничит с Тибетом.
Административный центр района — пос. Симикот находится на высоте 2950 м. Ближайшая к нему непальская автомобильная дорога, находится «всего» в 10 днях пешего перехода, а ближайшая китайская автомобильная дорога — в 7 днях ходьбы. Округ «знаменит» своими непроходимыми и опасными тропами.
В последние годы в округе было зарегистрировано несколько эпидемий, наблюдается также жесткий дефицит продовольствия. Только 1% территории округа пригоден для сельского хозяйства. Более половины земель расположены на склонах крутизной свыше 30°. На севере района более 5 месяцев в году стоят суровые морозы. Из всех округов Непала здесь женщины обладают наименьшими правами. Правительственных чиновников отправляют сюда служить в наказание за серьезные провинности.
В социально-культурной жизни населения доминируют два сообщества: тибетские буддисты и индуистские касты, относящиеся, как правило, к низшим кастам. Первые проживают преимущественно на севере, на границе с Тибетом. Эти места наиболее часто посещаются туристами.
Общая численность населения в округе — 50 212 чел. В перспективных для туризма районах (Симикот, Дандапхайя, Кхалга-гаун) проживают около 7 тыс. чел. Почти все население округа живет за чертой бедности. Исходя из уровня благосостояния были выделены следующие классы:
• класс F— «безземельные, беднейшие из бедных», способные самостоятельно прокормиться не дольше месяца; обычно члены каст ремесленников, которые работают разнорабочими, носильщиками и конюхами;
• класс Е— «почти безземельные», способные самостоятельно прокормиться не дольше полугода, разнорабочие; могут иметь свое дело;
• класс D — «маргиналы, мелкие землевладельцы» — на вспахивание их земель уйдет менее 3 дней, запасы продовольствия рассчитаны на 3—12 месяцев, некоторые имеют постоянную работу и держат яков;
• класс С — «маргиналы, мелкие землевладельцы» — на обработку их земель уйдет от 4 до 9 дней; имеют запасы на срок 3—12 месяцев; могут содержать собственную чайную (лоджию) для туристов, изготавливать деревянную посуду;
• класс В — «землевладельцы средней руки» — на обработку их земель уйдет 10—17 дней; имеют запасы на срок до 1 года, собственную чайную, сдают землю под кемпинги;
• класс А — «крупные землевладельцы» — на обработку их угодий уйдет до 80 дней; владеют караванами мулов, работают на трекинг-компании.
Подавляющее большинство жителей Хуммы входят в классы от E до B.
Туризм — основной источник потенциальных доходов в округе. Однако прибыль от немногочисленных туристов (в среднем 600—700 иностранцев в год) получают не местные турфирмы. В табл. 7.2 сгруппированы преобладающие проблемы развития согласно программе РРТ («Туризм – бедным»).
Таблица 7.2