Транспортные туристские перевозки

Перевозки наземным транспортам часто являются причиной загрязнения атмосферного воздуха, нарушения растительного покрова и шумового загрязнения.

Для уменьшения транспортных затрат на обслуживание тури­стов и наносимого природе ущерба целесообразно стимулиро­вать длительное пребывание туристов на турбазе, в лагере. В этом случае снижается количество рейсов туристского транспорта, увеличивается доход от пребывания туристов.

Для перевозки туристов следует использовать вместительные дизельные автобусы с прицепами для багажа (трейлера), а не гру­зовые автомашины. Групповые туристы в данном случае предпо­чтительнее индивидуальных. Например, в лагере «Freycinet Experience» на востоке о. Тасмания для перевозки туристов нача­ли использовать 12-местный дизельный микроавтобус «Toyota» с трейлером. Этим была достигнута значительная экономия транс­портных затрат и увеличен разрешаемый туристам к транспорти­ровке объем багажа.

Перевозки обслуживающего персонала, грузов, багажа следу­ет приурочить к перевозкам туристов. Для ближних поездок пер­сонала лучше использовать горные велосипеды. Часто поездки персонала связаны с получением информации. Эффективное ис­пользование систем связи (рации, мобильных телефонов и др.) позволяет отказаться от лишних перемещений.

Необходимо избегать перевозок в ночное время, особенно по территории ООПТ. Свет фар может вносить отрицательные кор­рективы в поведение животных, особенно в брачный период, во время охоты. Например, было замечено, что многие новорожден­ные черепахи ползут в сторону дороги, где мелькают огни фар, а не в сторону моря, в результате чего гибнут.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Сформулируйте требования к планировке жилых помещений в средствах размещения в горах.

2. Перечислите правила утилизации отходов в экотурах.

3. Обоснуйте необходимость использования газовых горелок вместо дров для приготовления пищи.

4. Разработайте и презентуйте на занятии собственную конст­рукцию мешка для сбора и транспортировки мусора на марш­руте.

ГЛАВА 7

Экологический и приключенческий туризм как средство социально-экономического развития горных регионов (на примере Западного Непала)

Как уже отмечалось выше, экотуризм в обязательном поряд­ке должен вносить вклад в социально-экономическое развитие местных сообществ. С позиции любого здравомыслящего челове­ка это справедливо. Туристы по отношению к местным жителям являются гостями, что подразумевает корректное поведение, как своего рода компенсацию за использование местных ресурсов, вмешательство в ход жизни аборигенов. К сожалению, на прак­тике все обстоит иначе.

Инициативные туроператоры из развитых стран не прибега­ют к услугам местных поставщиков и стремятся к сосредоточе­нию всех финансовых благ от туристов в собственных руках. Они строят свои гостиницы, оснащают их современным оборудова­нием, набирают менеджеров из развитых стран. Таким образом, развивающиеся страны в подавляющем большинстве случаев становятся «сырьевым придатком» туристских транснациональ­ных корпораций (гостиничных цепей, крупных туроператорских фирм и т.д.), а местное население «обогащается» исключительно проблемами: истреблением туристских ресурсов, удорожанием и ухудшением качества жизни, потерей доступа к ресурсам жизне­обеспечения (водным, земельным и т.д.), так как они отдаются более богатым пользователям — туристам.

Во многих развивающихся странах практикуются незаконные в виды туризма: секс-туризм (путешествия в целях вступления незаконные сексуальные отношения с детьми, представителями своего пола и т.д.), туризм с целью приобретения и употребления наркотиков; туризм для участия в боевых действиях и совершения насилия над другими людьми и т.д. Проституция, в том числе детская, наркомания, преступность – «благодарность» богатых и образованных туристов из развитых стран за отдых.

Международный институт окружающей среды и развития (IIED) в конце 90-х годов прошлого столетия разработал специальную концепцию по сохранению доходов от туризма в развивающихся странах для искоренения нищеты в туристских регионах. За рубежом она известна как РРТ - «Рго Poor Tourism». При этом нищими, бедными считаются местные жители, живущие менее чем на 1 долл. США в день.

Более 80% всех бедняков планеты проживают в 13 странах (табл. 7.1). В 11 из них в последнее время постоянно растет количество международных туристских прибытий и доходы от туризма. Кроме того, в 5 из 15 самых посещаемых стран более 10 млн. человек живут за чертой бедности.

Таблица 7.1

Рейтинг стран, в которых проживает наибольшее количество беднейшего населения мира (%)

Страна Доля бедняков в общем населении страны
Индия
Китай
Бангладеш
Кения
Пакистан
Индонезия
Непал
Нигерия
Эфиопия
Бразилия
Перу
Филиппины
Мексика

Практически во всех этих странах экотуризм провозглашен основным направлением развития национальной туриндустрии. Таким образом, мы еще раз можем убедиться в том, как далеко еще человечество от реализации концепции устойчивого разви­тия современного туризма вообще и экотуризма в частности.

Практически все виды экотуризма обладают неоспоримыми преимуществами перед другими отраслями хозяйствования в де­ле стимулирования социально-экономического развития отста­лых, прежде всего горных и сельских регионов.

Во-первых, в туризме потребитель сам едет к месту оказания услуги. Это приводит не только к притоку валюты в страну, но и «невидимому экспорту» туристских товаров и услуг. Турист сам оплачивает и проходит все необходимые для вывоза купленного товара (услуги) таможенные и пограничные формальности.

Во-вторых, механизация труда в туризме и гостеприимстве чрезвычайно низкая. Поданным некоторых исследователей, об­служивание одного иностранного туриста требует создания 10 ра­бочих мест. Причем работают в туризме преимущественно жен­щины, которым трудно найти работу в отраслях специализации развивающихся стран (добывающей промышленности).

В-третьих, для стран с низкой обеспеченностью природными богатствами, например Непала, международный туризм — един­ственный способ развития национальной экономики.

Выделяют пять основных направлений в туризме, способст­вующих искоренению нищеты:

1)расширение связей между зарубежными инициативными и местными туроператорами, поставщиками туристских услуг;

2)поддержка малых предприятий в турбизнесе и гостеприим­стве;

3)создание новых рабочих мест путем развития туриндустрии в бедных районах;

4)ослабление конкуренции в борьбе за природные ресурсы между местными жителями и отраслями промышленности;

5)усилия по улучшению социальной и культурной обстановки.

Возможности экологического и приключенческого туризма в искоренении нищеты в горных районах рассмотрим на примере реализации программы РРТ в одном из отсталых районов Непа­ла — Хуммы.

Хумма — второй по величине округ Непала. Он расположен на высотах от 1500 до 7300 м на западе страны и граничит с Тибетом.

Административный центр района — пос. Симикот находится на высоте 2950 м. Ближайшая к нему непальская автомобильная дорога, находится «всего» в 10 днях пешего перехода, а ближай­шая китайская автомобильная дорога — в 7 днях ходьбы. Округ «знаменит» своими непроходимыми и опасными тропами.

В последние годы в округе было зарегистрировано несколько эпидемий, наблюдается также жесткий дефицит продовольствия. Только 1% территории округа пригоден для сельского хозяйства. Более половины земель расположены на склонах крутизной свы­ше 30°. На севере района более 5 месяцев в году стоят суровые мо­розы. Из всех округов Непала здесь женщины обладают наимень­шими правами. Правительственных чиновников отправляют сю­да служить в наказание за серьезные провинности.

В социально-культурной жизни населения доминируют два сообщества: тибетские буддисты и индуистские касты, относя­щиеся, как правило, к низшим кастам. Первые проживают пре­имущественно на севере, на границе с Тибетом. Эти места наибо­лее часто посещаются туристами.

Общая численность населения в округе — 50 212 чел. В пер­спективных для туризма районах (Симикот, Дандапхайя, Кхалга-гаун) проживают около 7 тыс. чел. Почти все население округа живет за чертой бедности. Исходя из уровня благосостояния бы­ли выделены следующие классы:

• класс F— «безземельные, беднейшие из бедных», способные самостоятельно прокормиться не дольше месяца; обычно члены каст ремесленников, которые работают разнорабочими, носиль­щиками и конюхами;

• класс Е— «почти безземельные», способные самостоятельно прокормиться не дольше полугода, разнорабочие; могут иметь свое дело;

• класс D — «маргиналы, мелкие землевладельцы» — на вспа­хивание их земель уйдет менее 3 дней, запасы продовольствия рассчитаны на 3—12 месяцев, некоторые имеют постоянную ра­боту и держат яков;

• класс С — «маргиналы, мелкие землевладельцы» — на обра­ботку их земель уйдет от 4 до 9 дней; имеют запасы на срок 3—12 месяцев; могут содержать собственную чайную (лоджию) для ту­ристов, изготавливать деревянную посуду;

• класс В — «землевладельцы средней руки» — на обработку их земель уйдет 10—17 дней; имеют запасы на срок до 1 года, собст­венную чайную, сдают землю под кемпинги;

• класс А — «крупные землевладельцы» — на обработку их уго­дий уйдет до 80 дней; владеют караванами мулов, работают на трекинг-компании.

Подавляющее большинство жителей Хуммы входят в классы от E до B.

Туризм — основной источник потенциальных доходов в окру­ге. Однако прибыль от немногочисленных туристов (в среднем 600—700 иностранцев в год) получают не местные турфирмы. В табл. 7.2 сгруппированы преобладающие проблемы развития согласно программе РРТ («Туризм – бедным»).

Таблица 7.2

Наши рекомендации