Понятие и сущность экологического страхования
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в России практически отсутствует страхование риска загрязнения окружающей природной среды, получившее в мире название "экологическое страхование". Начиная с 2000г. экологическое страхование в России рассматривается в широком смысле как деятельность, направленная на создание страховой защиты от экологических рисков в сфере хозяйственной деятельности, природопользования и охраны окружающей среды.
Принятые в России федеральные законы, например, федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" предусматривают возможность такого страхования, но их практическое применение пока вызывает многочисленные вопросы.
Цель: изучение теоретических положений о понятии экологического страхования, о его видах и формах, тенденциях развития обязательственных отношений в сфере экологического страхования, регулирующих их правовых норм, а также законодательства об экологическом страховании, и соответствующих им практических рекомендаций.
Задачи:
- систематизировать исследования по определению понятия экологического страхования;
- изучить законодательную базу экологического страхования в России;
- выделить проблемы и перспективы экологического страхования в России.
Актуальность:
Деятельность человека всегда связана с экологическим риском. Экологический риск обуславливает экологический ущерб, так как экологический риск, независимо оттого, что является источником опасности, связан с возможным ущербом для состояния экосистемы, хозяйственной деятельности и здоровья людей.
Экологическое страхование в Российской Федерации с ее многочисленными промышленными объектами, представляющими потенциальную экологическую опасность, должно стать эффективной системой финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды, по обеспечению экологической безопасности. Кроме того, постоянное возникновение различных негативных природных явлений, также диктует необходимость проведения указанной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях развития общества при переходе экономики России на рыночные принципы отношений, существующие методы финансирования природоохранных мероприятий являются недостаточными.
В настоящее время практически отсутствуют возможности привлечения средств от предприятий на реализацию предупредительных природоохранных мероприятий и ликвидацию последствий нанесенного ими вреда вследствие негативного воздействия хозяйственной деятельности, а также компенсацию возникшего ущерба третьим лицам.
Учитывая, что в структуре экономики продолжают лидировать особенно опасные для окружающей среды отрасли, в первую очередь добыча и первичная переработка природных ресурсов, то, следовательно, реализация программ снижения экологических рисков в этой сфере должна быть приоритетной. Необходимо законодательно урегулировать сочетание экологических интересов человека, государства и предпринимателей посредством создания системы отношений, построенной на основе их конструктивного взаимодействия и распределения ответственности, обеспечивая при этом защиту прав граждан и надежную охрану окружающей среды.
Назрела необходимость формирования экономического механизма в области охраны окружающей среды, адаптированного к условиям рыночной экономики и стимулирующего существенное увеличение финансирования природоохранных мероприятий как за счет бюджетов различных уровней, так за счет привлечения средств страховых компаний, предприятий и иных источников.
В мировой практике экологическое страхование получает широкое распространение при страховании гражданской ответственности за ущерб вследствие аварии на опасном производстве. Накопленный международный опыт дает ориентиры в отношении установления тарифных ставок, страховых взносов и других элементов страхования.
Внедрение механизма экологического страхования в Российской Федерации требует принятия соответствующего закона, в котором для юридических и физических лиц устанавливается и законодательно закрепляется степень возмещения ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества, порчей земель, леса, природных вод и т.п., а также расходов на экологическое оздоровление территорий. При этом открывается возможность не только компенсировать нанесенный ущерб от аварийного загрязнения окружающей среды, но и получить дополнительное финансирование на модернизацию основных фондов, реконструкцию очистных сооружений и осуществление иных природоохранных мероприятий.
С точки зрения обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду экологическое страхование можно рассматривать как гарантию соблюдения этих прав. Для хозяйствующего субъекта, деятельность которого является потенциально опасной или оказывает негативное воздействие на окружающую среду, необходимо выявлять существующие экологические риски и обеспечивать механизм гарантированной материальной компенсации экологического ущерба при наступлении негативного события. Именно этот механизм содержится в системе экологического страхования.
Таким образом, внедрение и развитие института экологического страхования позволит существенно снизить экологические риски, уменьшить затраты государства на обеспечение экологической безопасности и гарантировать права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу и возникшего в результате страхового события.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гулак Н.В., Малышенко А.В. Проблемные аспекты правового регулирования экологического страхования в РФ. Проблемы современных правоотношений: Сборник научных трудов. Под ред. Ворониной И.А. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2013. - С. 188.
2. Ермаков в.д. Сухарев А.Я. экологическое право России М.: 2012 год
3. Моткин Г.А. Основы экологического страхования. - М.: Наука, 2012. - 192с.
4. Моткин Г.А. Экологическое страхование в рыночной экономике. // Экономика и математические методы., том 32, 2014.
5. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Проблемы управления экологической безопасностью 2015
6. Сахирова Н.П. Страховые тарифы и выплаты. Учебное пособие. - М.: ГУУ, 2015.
7. Соколовский И.К. «Экономика природопользования» Учебное пособие - М.: Инфра-М, 2014
8. Сплетухов Ю.А., Дюжев Е.Ф. Страхование: учебное пособие - М.: Инфра-М, 2012
11. Яжлев И.К. О перспективах страхования экологических рисков // Электро-инфо № 11, 2013
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в России практически отсутствует страхование риска загрязнения окружающей природной среды, получившее в мире название "экологическое страхование". Начиная с 2000г. экологическое страхование в России рассматривается в широком смысле как деятельность, направленная на создание страховой защиты от экологических рисков в сфере хозяйственной деятельности, природопользования и охраны окружающей среды.
Принятые в России федеральные законы, например, федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" предусматривают возможность такого страхования, но их практическое применение пока вызывает многочисленные вопросы.
Цель: изучение теоретических положений о понятии экологического страхования, о его видах и формах, тенденциях развития обязательственных отношений в сфере экологического страхования, регулирующих их правовых норм, а также законодательства об экологическом страховании, и соответствующих им практических рекомендаций.
Задачи:
- систематизировать исследования по определению понятия экологического страхования;
- изучить законодательную базу экологического страхования в России;
- выделить проблемы и перспективы экологического страхования в России.
Актуальность:
Деятельность человека всегда связана с экологическим риском. Экологический риск обуславливает экологический ущерб, так как экологический риск, независимо оттого, что является источником опасности, связан с возможным ущербом для состояния экосистемы, хозяйственной деятельности и здоровья людей.
Экологическое страхование в Российской Федерации с ее многочисленными промышленными объектами, представляющими потенциальную экологическую опасность, должно стать эффективной системой финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды, по обеспечению экологической безопасности. Кроме того, постоянное возникновение различных негативных природных явлений, также диктует необходимость проведения указанной деятельности.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Страхование гражданско-правовой ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба окружающей среде и здоровью граждан обусловленного технологической аварией или катастрофой получило название экологического страхования. Экологическое страхование представляет собой систему отношений, возникающих в процессе антропогенной (производственной) деятельности между страховщиком и страхователем по предупреждению ущерба и его возмещению в случае аварийного загрязнения окружающей среды. Экологическое страхование - особый, наиболее сложный вид страхования, имеющий свою специфику и являющийся достаточно эффективным экономическим механизмом, который благоприятно сочетает в себе возможность проведения превентивных мер, направленных на недопущение экологических аварий, при одновременном создании стабильных страховых фондов денежных средств, служащих финансовым гарантом покрытия ущерба на случай аварийного загрязнения окружающей среды. [2]
Цель экологического страхования - образование страховых фондов для предупреждения экологических аварий и катастроф; возмещения убытков, причиненных юридическим и физическим лицам вследствие загрязнения окружающей среды.
Субъектами экологического страхования могут быть физические и юридические лица, а в качестве объекта экологического страхования можно рассматривать любой экологический риск загрязнения окружающей среды и потенциального экономического ущерба, причиняемого загрязнением производственными, бытовыми и другими отходами, транспортными средствами, а также загрязнением при:
- размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в действие и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов;
- применении средств защиты растений, минеральных удобрений, токсичных химических веществ и других препаратов;
- использовании и создании новых биологически активных веществ и предметов биотехнологии;
- действии акустических, электромагнитных, ионизирующих и других вредных физических факторов;
- выбросах радиоактивных веществ;
- транзитной транспортировке и размещении экологически опасных материалов;
- проведении фундаментальных и прикладных научных разработок;
- внедрении импортного оборудования с повышенной экологической опасностью.
Исходя из целевой установки экологического страхования, можно определить следующие его основные функции:
- Формирование экологической ответственности физических и юридических лиц за результаты антропогенной деятельности как важнейшей составляющей экологической культуры населения.
- Стимулирование противоаварийных мероприятий за счет дифференциации страховых тарифов и денежных выплат предприятиями за безаварийную работу.
- Обеспечение компенсационных гарантий пострадавшим независимо от финансового положения предприятия - виновника аварийного загрязнения окружающей среды.
- Обеспечение устойчивости финансового положения предприятия при необходимости возмещения ущерба пострадавшим от аварийного загрязнения окружающей среды и затрат на восстановление собственного производства.