Понятие и сущность экологического нормирования

Подходы к экологическому нормированию

Исторически развитие института нормирования основывалось на принципе антропоцентризма. Значительно раньше прочих были установлены нормативы приемлемых для человека условий среды (прежде всего производственной). Тем самым было положено начало работам в области санитарно-гигиенического нормирования, которое осуществляется в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В развитии идей экологического нормирования условно можно выделить три этапа.

Первый – предыстория. С одной стороны, он связан с существованием системы гигиенического нормирования токсикантов в воздухе, воде, продуктах питания и почве, развивавшейся с 30-х годов. Гигиеническое нормирование явилось либо отправной точкой, либо аналогом для экологического. С другой стороны, этот этап связан с работами С.С. Шварца и Н.С. Строганова, сформулировавших основополагающие для экологического нормирования положения (принцип антропоцентризма в оценке экосистем, критерии хорошего биогеоценоза).

Второй – этап теоретических исследований. Он связан с работами на уровне постановки проблемы и генерации различных подходов к нормированию (работы В.Д. Федорова, А.П. Левича, Д.А. Криволуцкого, Ю.А. Израэля, Ю.Г. Пузаченко, А.М. Гродзинского). В этот же период появляются и весьма развернутые концепции системы экологического нормирования (работы А.Д. Александровой, О.Ф. Садыкова и др.).

Третий – этап практической реализации. Он связан с проведением экспериментальных работ, в том числе - по анализу на экосистемном уровне (работы Ю.А. Израэля, А.М. Степанова, А.Д. Арманда, В.С. Николаевского, А.Д. Покаржевского, Н.Г. Булгакова).

В экологическом нормировании, как в историческом плане, так и для современного состояния, можно выделить два существенно различающихся подхода - гигиенический и экологический.

Первый подход сохраняет основные черты методологии гигиенического нормирования, а именно:

- предельные нагрузки устанавливаются для отдельных веществ (либо их смесей, но с известным соотношением компонентов);

- лабораторные эксперименты - основа для получения нормативов;

- используются параметры организменного, а не экосистемного уровня.

По сути, такой подход означает полное ассимилирование схемы гигиенического нормирования с той лишь разницей, что объектом выступает не человек, а другие биологические виды. На взгляд многих ученых - это тупиковый путь для экологического нормирования. Причины этого обосновываются следующем:

- выбросы чаще всего многокомпонентны, что в конкретной ситуации не позволяет оперировать нормативами для отдельных веществ, либо их смесей;

- формы нахождения токсикантов в природе чаще всего отличаются от форм, которые использовались в экспериментах и для которых создавались нормативы;

- в лабораторных экспериментах (обычно краткосрочных) не учитываются адаптационные процессы и, тем более, популяционные и биоценотические эффекты, которые могут играть ключевую роль в определении судьбы экосистем;

- нахождение критических нагрузок для отдельных видов, пусть даже ключевых или наиболее чувствительных, очень долгий путь к определению нормативов для всей экосистемы (он требует наличия модели, в которой аргументом для экосистемных параметров выступают численности всех основных видов и определения критических нагрузок для всех этих видов).

Альтернативный подход использует гигиеническое нормирование лишь в качестве аналога решения сходной задачи. В разных концепциях, формирующих это направление, прослеживаются существенные черты сходства. Основные положения данного подхода заключаются в следующем:

- ориентиром, задающим критерии для оценки экосистем служит явно декларируемый антропоцентризм (критерии оценки задает человек исходя из своих потребностей, причем потребность в здоровой окружающей среде - одна из важнейших);

- при задании критериев оценки локальных экосистем необходимо учитывать их полифункциональность (важнейшие функции - обеспечение необходимого вклада в биосферные процессы, удовлетворение экономических, социальных и эстетических потребностей общества);

- нормативы предельных нагрузок должны быть вариантными, т.е. различными для экосистем разного назначения (необязательно требовать выполнение всех функций одновременно и в одном месте);

- нормативы должны быть дифференцированы в зависимости от физико-географических условий региона и типа экосистем;

- нормативы должны быть дифференцированы во времени: менее жесткие для существующих технологий, более жесткие для ближайшей перспективы, еще более жесткие для проектируемых производств и новых технологий;

Современная российская концепция экологического нормирования определяет его как установление нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, в частности, санитарно-гигиенических нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. Тем самым санитарно-эпидемиологические нормативы рассматриваются в составе экологического нормирования. Такой подход получил отражение в науке экологического права.

Так с точки зрения В.В. Петрова, одного из ведущих теоретиков экологического права России, все нормативы качества окружающей природной среды подразделяются на три группы. Первую составляют санитарно-гигиенические нормативы, вторую - производственно-хозяйственные нормативы, третью - так называемые комплексные нормативы, сочетающие в себе признаки первой и второй групп (ПДН окружающей среды, нормы защитных и санитарных зон и т.д.). При этом В.В. Петров утверждал, что все нормативы качества являются экологическими нормативами, ибо определяют качество не социальной, а природной среды.

При этом надо помнить, что экологического нормирования является деятельностью, направленной на установление системы нормативов состояния и нормативов предельно допустимого воздействия на экосистемы, необходимых для эффективного осуществления природоохранного управления.

Таким образом, развитие экологического нормирования призвано обеспечить создание системы реальных, отражающих фундаментальные природные процессы и возможности современных технологий, ориентиров минимизации антропогенного воздействия.

Учитывая отсутствие общепринятой терминологии в области экологического нормирования необходимо дать дефиниции ряду понятий, которые образуют замкнутую логическую систему.

Объект экологического нормирования - экологическая система определенного пространственно-временного масштаба. В данном случае используется наиболее широкое определение экосистемы, которое почти совпадает с общим определением любой системы: совокупность взаимодействующих живых и неживых элементов, обладающая определенной степенью общности и которую по определенным критериям можно отделить от других таких же совокупностей (разница с общим определением системы заключается лишь в том, что в экосистему обязательно входят элементы живой природы). Объектами экологического нормирования могут быть и вся биосфера, и небольшой участок леса, и территория города, и отдельная популяция конкретного вида, и среда обитания человека в узком смысле (жилище, производственные помещения и пр.).

Внешняя среда - совокупность агентов воздействия на объект нормирования. Например, промышленные выбросы от точечного источника, глобальные атмосферные выпадения и т.п.

Управляющее воздействие - любое изменение внешней среды, которое осуществляет субъект управления (преднамеренно или непреднамеренно) и которое приводит (или может привести в будущем) к изменению состояния объекта нормирования. Субъект управления - совокупность лиц, принимающих решения об управляющих воздействиях на объект нормирования. Субъект оценки - совокупность лиц, выносящих суждение о качестве объекта нормирования. Субъектами оценки могут быть эксперты-ученые, чиновники природоохранных ведомств, либо просто старушки у подъезда, рассуждающие об ухудшении экологии. Субъект использования - совокупность лиц, потребляющих ресурсы, которые предоставляет объект нормирования. Субъект использования может в разных сочетаниях совпадать с субъектами оценки и управления.

Качество объекта - суждение субъекта оценки о состоянии объекта нормирования с точки зрения выполнения им определенных функций, необходимых для благополучия субъекта использования в настоящем или будущем. Качество должно измеряться, по крайней мере, в порядковой шкале; другими словами, градации качества должны быть ранжированы в возрастающий или убывающий ряд. Нормальное состояние (норма) объекта нормирования - часть области пространства возможных состояний, в пределах которой реализуется удовлетворительное качество объекта. Патологическое состояние объекта нормирования - часть области пространства возможных состояний, не относящаяся к нормальному состоянию. Цель (критерий) экологического нормирования - выбранные субъектом оценки свойства (параметры, инварианты) объекта нормирования, для сохранения которых разрабатываются экологические нормативы.

Экологическое нормирование - нахождение граничных значений экологических нагрузок для того, чтобы можно было установить ограничения для управляющих воздействий на объект нормирования и достигнуть целей нормирования.

Под конкретным государственным нормирование в области природопользования и охраны окружающей среды понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

Разработка и принятие экологических нормативов и стандартов представляет собой одно из направлений природоохранной деятельности уполномоченных государственных органов. Другими словами, нормирование и стандартизация являются одной из функций государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.

В научной литературе выделяются три основных категории нормативов: экологические нормативы систем, нормативы качества компонентов окружающей среды и нормативы антропогенных воздействий на окружающую среду.

Значение экологических нормативов достаточно высоко. В свете устойчивого развития экологическое нормирование позволяет установить на государственном уровне систему экологически значимых показателей как качества самой окружающей среды, так и требований по количеству и качеству воздействия, оказываемого на нее. В этом смысле экологические нормативы могут быть использованы как показатели (критерии) устойчивого развития. Однако действующее в настоящее время законодательство в данной области является несовершенным, требует уточнений и изменений.

Наши рекомендации