Тех регламент. Эк Стандартиз и сертификация
Под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором, ратифицированным Российским государством в порядке, установленном законодательством, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Обратим внимание на то, что техническим регламентом устанавливаются только обязательные для исполнения требования.
В Законе прямо предусматривается исключительный перечень целей принятия технических регламентов. Ими являются:
- защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;- охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Стандартизация в природопользовании предусматривая ет разработку и внедрение в производство научно обоснованных, обязательных для выполнения технических требований и норм (стандартов), регламентирующих деятельность человека по отношению к окружающей природной среде.
Под стандартом качества окружающей среды понима ется установление компетентными органами государства научно обоснованных предельно допустимых норм состояния окружающей среды, превышение которых создает угрозу для человечества и окружающей среды. Их устанавливает Гос-комстандарт совместно с Министерством здравоохранения и Министерством природных ресурсов РФ.Требования к охране окружающей среды регламентируются в общетехнических стандартах, стандартах на группу однородной продукции и стандартах на конкретные виды продукции.
В общетехнических стандартах отражены требования государства по рациональному использованию природных объектов и обеспечению таких параметров деятельности, при которых исключалось бы или сводилось к минимуму негативное воздействие человеческой деятельности на природу. При внедрении в производство научно-технических новинок действующие стандарты пересматриваются и разрабатываются новые.
Закон РФ О стандартизации вменяет в обязанность компетентным органам по стандартизации ежегодно составлять программу по разработке новых и пересмотру действующих стандартов в области охраны природы.
Программа состоит из комплекса стандартов по:
защите атмосферы (атмосфера);
охране и рациональному использованию вод (гидросфера);
рациональному использованию биологических ресурсов (биосфера);
охране и рациональному использованию почв (почвы);
использованию земли (земли);
Под экологической сертификацией понимается подтверждение качества соответствия продукции установленным экологическим требованиям.
Целями экологической сертификации являются:
создание экологически справедливого рынка;
защита изготовителя от нечестной конкуренции, соответствие рекламы;
предотвращение поступления в страну некачественной продукции иностранного производства;
приостановление или запрещение реализации продукции, не отвечающей экологическим правилам;
укрепление за рубежом экспортируемой отечественной продукции;
обеспечение улучшения качества окружающей среды и ресурсосбережения;
содействие ускорению научно-технического прогресса в природопользовании.
Особенно остро стоит вопрос недопущения ввоза на территорию страны недоброкачественной по экологическим показателям продукции.
28. Понятие, виды и задачи экологического контроля
Экологический контроль– важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.
Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды – экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, т.е. обеспечение выполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для их процедуры, на основе специальных правовых норм.
Представляется необоснованным включение в систему экологического контроля государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (ст. 68 Закона «Об охране окружающей природной среды»), поскольку наблюдение – самостоятельная функция государственного управления охраной окружающей среды. Причем в отличие от государственной экологической экспертизы или экологического лицензирования, выполняющих функции контроля, мониторинг не выполняет такой функции, мониторинг – пассивная функция государственного управления, в рамках которой не реализуются государственно-властные полномочия, государственное принуждение.
Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности – контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил*. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.
При этом некоторые государственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Различие между этими видами деятельности уловить трудно. Так, в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений»* таким органом является Государственная метрологическая служба Госстандарта России. Государственный метрологический контроль и надзор имеет целью проверку соблюдения метрологических правил и норм, которые распространяются, в частности, и на охрану окружающей среды (ст. 12 Закона).
Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций – предупредительную, информационную и карательную.
Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений. Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций по результатам соответствующих проверок.
В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.
29. Природоохранная прокуратура Важнейшим звеном в сложном государственном механизме надзора за исполнени-ем экологического законодательства являются органы прокуратуры.
Они призваны вместе со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды обеспечивать экологический правопорядок.
Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды является одним из главных направлений их деятельности. Он осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", принятом Государственной Думой 18 октября 1995 г. (в дальнейшем — Закон о прокуратуре РФ). В нем излагаются общие задачи органов прокуратуры. Более конкретные задачи проку-рорского надзора за исполнением природоохранительного законодательства нашли свое отражение в других нормативных правовых актах, а также в приказах, распоряжениях, указаниях, информационных письмах и иных документах Генерального прокурора РФ. Все они тесно связаны с основными задачами природоохраны, определяемыми Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды ".
В соответствии с Законом о прокуратуре РФ, органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за единообразным и обязательным исполнением природоохранного законодательства органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объеди-нениями, должностными лицами; проверку законности и полноты принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, а также защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природ-ную среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причи-ненного их здоровью экологическими правонарушениями.
При этом прокуроры используют преимущества единой централизованной системы органов прокуратуры, независимой от местных органов, чего нет у других природоохран-ных структур. Органы прокуратуры в условиях нарастания экологических правонаруше-ний активно пытаются закрывать те правовые бреши, которые не всегда могут закрыть существующие природоохранные органы. С этой целью в системе органов прокуратуры для обеспечения законности в экологической сфере созданы и успешно функционируют специализированные природоохранные прокуратуры.
Все это не означает, что прокуратура подменяет в этих вопросах соответствующие контрольные природоохранные органы. Основные усилия и действия прокуроров концен-трируются прежде всего там, где исчерпываются полномочия контролирующих органов, на правовой оценке наиболее серьезных правонарушений, представляющих угрозу жизни и здоровью людей и затрагивающих интересы большого количества населения.
30. Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения
Под юридической ответственностью за экологические правонарушенияпонимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.
Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом следует иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме права окружающей среды. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере – экономические меры (например, платежи за загрязнение окружающей среды).
Об особом месте юридической ответственности в механизме обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды свидетельствует роль санкции в структуре эколого-правовой нормы. В соответствии с общей теорией права норма права, являющаяся первичной ячейкой экологического права, состоит из трех взаимосвязанных элементов – гипотезы, диспозиции и санкции. Санкция – это элемент правовой нормы, в котором определяются меры государственного и иного взыскания, применяемые к нарушителю предусмотренного диспозицией правила. Таким образом, санкция является мерой юридической ответственности за экологическое правонарушение. При отсутствии санкции фактически отсутствует правовая норма. Отсутствие санкций обрекает экологическое требование на бездействие. Так, в Законе РСФСР от 15 октября 1960 г. «Об охране природы в РСФСР» отсутствовали санкции за нарушение предусмотренных в нем требований. Этот Закон, отмененный с принятием Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», был малоэффективным, номинальным, в частности, именно из-за отсутствия в нем санкций.
Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:
• стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;
• компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;
• превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;
• карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.
Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.