Принципы деятельности лагеря
ПРОГРАММА
Лагеря дневного пребывания
Автор: Бобкова М.А.
Ижевск, 2017г.
Пояснительная записка
В 2017 учебном году в ОУ разработана комплексная программа организации летнего отдыха детей «Зелёная планета».
Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека, делают его добрее, мягче, оказывают психотерапевтическое воздействие.
Лето – самое яркое по эмоциональной окраске время года. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности обязательно должен прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений.
Лето, в своём роде, - клапан для спуска излишков детской энергии, дни разрядки. И вместе с тем, лето – всегда заряд новой энергией, настроением, приобретением новых сил; это продолжение освоения мира, его познания, время закрепления знаний, полученных в школе, богатейшее время воспитания и самовоспитания. Задача педагогов и воспитателей – сделать это время для ребят интересным и незабываемым. В воспитании каникул не бывает. Во время летних каникул далеко не каждый родитель может предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить своё здоровье, снять напряжение, развитьспособности.
Лагерь с экологической направленностью, как одна из форм внеклассной и внешкольной оздоровительно-воспитательной работы с учащимися, органично объединяет в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и экологическое воспитание и образование детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой. Именно в таком лагере, детям дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний, способствующий формированию экологического императива и пониманию роли человека в окружающем мире. Это достигается за счет органичного сочетания теоретических и экскурсионных занятий, с разнообразными культурно-массовыми и спортивными мероприятиями. В программу лагеря включаются занятия по окружающему миру, биологии, экологии, ознакомление с природой родного края и проведение элементарных экологических исследований, конференции по итогам самостоятельных исследований, конкурсы, массовые мероприятия экологической и спортивной направленности.
Цель и задачи программы
Цель:
расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.
Задачи:
· воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей;
· приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;
· обогащение духовной культуры, приобщение к прекрасному;
· выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
· организация активного отдыха и оздоровления детей;
· формирование лидерских качеств;
· развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Этапы реализации программы
Данная программа реализуется поэтапно.
Подготовительный этап (февраль - май):
На данном этапе происходят подготовительные мероприятия, связанные с организацией будущей деятельности:
· Подготовка материально-технической базы лагеря для реализации программы;
· Проведение совещаний при директоре и педагоге-организаторе по подготовке школы к летнему сезону;
· Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
· Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
· Подготовка методического материала для работников лагеря;
· Отбор и подготовка кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и подростков;
· Обучение и аттестация помощников воспитателей (вожатых);
· Составление необходимой документации для деятельности лагеря (смета, план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.);
· Подготовка помещений и территории лагеря.
Организационный этап.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 1-2 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
· Встреча детей, формирование детских коллективов, знакомство ребят друг с другом, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
· Запуск программы «Зелёная планета»;
· Формирование органов самоуправления;
· Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап:
· Реализация основной идеи смены.
· Вовлечение детей и подростков в различные виды КТД.
Данный этап предполагает работу педагогического коллектива по следующим направлениям:
- нравственно-эстетическое;
- здоровьесберегающее;
- экологическое;
- гражданско-патриотическое.
Заключительный этап:
Основной идеей этого этапа является:
- - подведение итогов работы лагеря;
- - анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Каждый из этапов включает в себя деятельность, направленную на достижение цели и решение задач программы.
Сроки действия программы
Время проведения: июнь 2017 года.
Место проведения:МБОУ « СОШ №49 ».
Продолжительность смены:21 день
Содержание деятельности
Лагерная смена проводится в рамках игры.
В сюжете игры злой волшебник отнимает у солнца его лучики, и в начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики». Каждый лучик – символ дня лагеря: день дизайнера, день здоровья, день Независимости «Зелёной планеты», день экологии, день зеленого огонька, день музея и т.д.
Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня. Когда отмечаются достижения детей, они получают капитошки – маленькие весёлые капли дождя разного цвета.
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение на лучике солнца. Красный цвет – классный день!
Оранжевый – очень хороший день! Зеленый – день как день. Синий – скучный день. А наиболее отличившиеся – получают лагерную валюту- «рады». Задача смены: накопить как можно больше капитошек красного и оранжевого цвета и собрать все солнечные лучи. На гала-концерте в конце смены солнце сияет всеми лучами, капитошки, собранные детьми, в его лучах образуют радугу. А на заработанные «рады» для детей проводится аукцион подарков.
Легенда смены
Лагерная смена проводится в рамках игры.
В давние-давние времена, когда люди ещё не знали, что такое горе и несчастье, на Зелёной планете в волшебной солнечной стране Эльдорадо жил счастливый народ Эльды. Они жили без забот и тревог. Над их головами пели райские птицы, вокруг них цвели прекрасные цветы, весело журчали чистые родники. И каждый был упоён своим счастьем.
Но однажды злой волшебник украл у солнца лучики и над Эльдорадо повисла тьма, замолкли птицы, поникли травы, завяли цветы и застыли родники.
- Что случилось? – встревожились Эльды. И услышали они в ответ громкий голос всемогущего покровителя солнца Ра:
- Жители Эльдорадо! Вы долго упивались каждый своим счастьем и забыли главный закон Эльдов. Вы перестали думать о счастье других, делиться добром с близкими. Вот и исчезло солнце над вашими головами!
Задумались Эльды и решили вернуть счастливую жизнь в Эльдорадо.
Вернулось солнце и счастье с ним тоже, лишь только вспомнили Эльды о дружбе и товариществе, о взаимовыручке и доброте.
Права и обязанности
Каждый член актива имеет право:
- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;
- на защиту своих интересов и прав.
Каждый член актива обязан:
- ответственно исполнять порученное дело;
- соблюдать законы общения и культуру поведения.
Малый совет страны:
Командиры обществ.
Вдохновители - отвечают за подготовку массовых творческих мероприятий и праздников, организацию культурного досуга;
Мыслители – отвечают за работу творческих мастерских;
Чистюли - отвечают за санитарное состояние страны;
Лекарь (физорг)
Комментаторы (редколлегия)
Следопыты – отвечают за трудовой десант в стране;
Отряд особого назначения (ООН) – отвечает за правопорядок в стране.
Валюта страны Эльдорадо – «рады»
Структура самоуправления
Большой Совет страны /совет лагеря/ |
Малый Совет страны /совет лагеря/ |
Вдохновители |
Мыслители |
Чистюли |
Командиры обществ |
Лекарь |
Комментаторы |
Следопыты |
ООН (отряд особого назначения) |
ПЛАН-СЕТКА
Название дня | Мероприятия | Дата проведения | Место проведения | Ответственные |
День встречи и знакомства «А вот и мы!» | Игра «Знакомство с жителями Зеленой планеты»; Конкурс «Ярмарка идей» | 1.06. | Школа ТРЦ «Италмаз» | воспитатели |
День дизайнеров | -Оформление отрядных уголков; - конкурс поделок из природного материала; - минутка здоровья -СЮТ(масстер-классы) | 2.06. | Школа, СЮТ | воспитатели |
«Хорошо спортсменом быть» | -Малые Олимпийские игры; -«Веселый репортаж» - конкурс рисунков, стихов, рассказов на спортивную тему; -подвижные игры на воздухе. - минутка здоровья -СЮТ (матер-классы) | 5.06. | Школа СЮТ | Воспитатели, физруки |
Пушкинский день | -Путешествие по сказкам А.С. Пушкина; -конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой»; - минутка здоровья -СЮТ (матер-классы) | 6.06. | Школа СЮТ | воспитатели |
День творческих порывов | -Праздничная программа «Лавина талантов – 2017»; - минутка здоровья -СЮТ (мастер-классы) | 7.06. | Школа СЮТ | воспитатели |
День цветов | -Праздник необычных цветов и цветочных костюмов; - минутка здоровья -Мастер-класс «Мыло своими руками» | 8.06. | школа | воспитатели |
День независимости «Зеленая планета» | -Игра-путешествие «Мир, в котором ты живешь»; - Конкурс рисунков на асфальте «Лучше нет родного края»; -минутка здоровья -Квест «Внимание 01» | 9.06. | Школа ПЧ 19 | воспитатели |
День весёлых игр | -«Малая спартакиада». Первенство лагеря по различным видам спорта; - Операция «Чистый двор»; -минутка здоровья - Театр кукол | 13.06. | Школа Кукольный театр | Воспитатели, физруки |
День юмора | - Игры на свежем воздухе «Костюмированный футбол»; - конкурс мыльных пузырей; - минутка здоровья -Бассейн | 14.06. | Школа Дворец спорта | Воспитатели |
День природы и фантазии | -Экологическая викторина «Природа и мы»; -мероприятие «Экологический бумеранг»; -Организация выставки «Природа и фантазия»; -минутка здоровья -Лазертаг | 15.06. | Школа Ипподром | Воспитатели |
День кладоискателей | - Игра «Тропа испытаний»; - минутка здоровья -Бассейн | 16.06. | Школа Дворец спорта | Воспитатели |
День музея | Экскурсия в музей; -минутка здоровья | 19.06. | музей | Воспитатели |
День здоровья | -Экспресс Здоровья (игра по станциям); - минутка здоровья -КЦ « Дружба» | 20.06. | Школа КЦ Дружба | Воспитатели, Физруки |
День джунглей | -«Джунгли зовут»- игровая программа; -«Диалоги о животных» - викторина; -минутка здоровья -бассейн | 21.06. | Школа бассейн | Воспитатели |
День зеленого огонька | -Соревнование юных велосипедистов «Безопасное колесо»; -минутка здоровья -День ПДД | 22.06. | школа | Воспитатели |
День музыки и кино | -«Музыкальный коллаж» (инсценирование детских песен); -бассейн -Минутка здоровья | 23.06. | Школа бассейн | воспитатели |
День мальчиков и девочек | - «Мисс и мистер Лето»-2017; -минутка здоровья -Батутный центр | 26.06. | Школа Батутный центр | воспитатели |
День фокусов | -Шоу фокусов | 27.06. | школа | Воспитатели |
День здоровья | -Бассейн -Брейн-ринг | 28.06. | Школа бассейн | Воспитатели |
День расставания | «Праздник мороженого» концертная программа | 29.06. | школа | Воспитатели |
День расставания | «Сцена прощания» - концертная программа -Боулинг | 30.06. | Школа боулинг | Воспитатели |
Режим дня
8.30 – 9.00 – сбор детей
9.00-9.20 – утренняя зарядка
9.20 – 9.30 – линейка
9.30 – 9.55 – завтрак
10.00 – 11.00 – час интересных встреч
11.00 – 11.55 – отрядное дело
12.00 – 12.35 – общелагерное мероприятие
12.35 – 13.00 – общественно-полезный труд
13.00 – 13.30 – обед
13.30 – 14.15 – свободное время
14.15 -14.30 – инструктаж
14.30 – уход домой
Возможные риски
· Плохие природные условия;
· Поломка техники.
Список литературы и источники
1. Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат, 1985. - 160 с.
2. Арчиков Е.И., Трифонова З.А. География Чувашской Республики: Учебное пособие для образовательных учреждений. Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во,2002.-159с.
3. Баринева И.И. и др. Внеурочная работа по географии / И.И. Баринова, Л.И. Елховская, В. В. Николина; под ред. И.И Бариновой. – М.: Просвещение,1988.-157 с.
4. Бардин К.В. Азбука туризма. - М.: Просвещение, 1981. - 205 с.
5. Берман А.Е. Юный турист. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 159 с.
6. Бороздилов Н.М. Географические кружки в школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1970 142 с.
7. Вересов Н.Н Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников . Дошкольное воспитание 1993.№7.с. 39-43
8. Верба И.А. и др. Туризм в школе: Кн. для руководителя путешествия. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 160 с.
9. Винсон Браун. Настольная книга любителя природы. Ленинград, 1985. – 234 с.
10. Вопросы охраны и использования природы в процессе изучения биологии в школе: Методические рекомендации для учителей биологии. - Новгород, 1989.- 83 с.
11. В лесу и в поле как дома / Авт. сост. Астафьев В.И. - Мн.: Полымя, 1989. - 157 с.
12. А.В. Гагарин «Воспитание природой», М., 2000г.
13. Голованова Е.Н. «Формирование экологической культуры жителей города» «Народная школа»,2004, №5 - с.23-25
14. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 64 с.
15. Жарков С.Н. Народные приметы и предсказания погоды. Учпедгиз,-1954. 86с.
16. Захлебный А.Н. На экологической тропе (Опыт экологического воспитания). М., 1986
17. Козлов М.А. , Олигер М.И. Зоологические прогулки: школьный атлас.- Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та,1993.- 207 с.
18. Петров В.В. Растительный мир нашей родины: Книга для учителя.-2-еизд.,доп.- М.:
19. Туристская игротека: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю.С. Константинова. М..: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-112..
20. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000.-45
21.
Лагерь дневного пребывания
Девиз:
· Закон хозяина
Лагерь – наш дом, мы хозяева в нём!
Чистота, порядок, уют и покой
Наш лагерь лучший – не нужен другой!
· Закон точности
Время дорого у нас, берегите каждый час!
Ждать себя не заставляй,
Во время всё начинай!
· Закон поднятых рук
Наверху увидел руку –
В зале тишина, ни звука!
· Каждый в ответе за то, что он делает
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сначала подумай, а действуй потом!
Не знаешь, как поступить – спроси совета взрослых!
· Верь в себя
Найди занятие по душе.
Покажи все свои таланты и способности.
· Закон добра
Покажи всем, не жалей,
Что доброго есть в душе твоей!
· Закон здоровья
Играй и прыгай, закаляйся,
На зарядке укрепляйся!
Быть здоровым не стесняйся!
Правила внутреннего распорядка дня
летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
1. Посещение лагеря ежедневно обязательно для каждого ученика.
2. О причине отсутствия сообщать воспитателю.
3. Без разрешения воспитателя нельзя покидать территорию лагеря.
4. По территории лагеря ходи спокойно.
5. Имей головной убор.
6. Имей личное полотенце.
7. Выполняй просьбы и требования воспитателя.
8. Активно участвуй в делах лагеря, отряда.
9.Вноси свои предложения в улучшение жизни лагеря.
10. Уважительно относись к товарищам, воспитателям, обслуживающему персоналу.
8.30 - 9.00 - Сбор детей
Зарядка
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
Линейка
9.30 – 9.55 - Завтрак
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
Час интересных встреч
Вместе всем нам весело,
Правда, детвора?
Настроение бодрое,
Крикнем мы «Ура»!
Отрядное дело
Общелагерное мероприятие
Общественно-полезный труд
Обед
Но у всех, смешливых даже,
За столом серьёзный вид.
За обедом виден сразу аппетит.
13.30 – 14.15- Свободное время
Инструктаж
Уход домой
А теперь всем: «До свидания!»
Завтра снова мы придём!
1. А ну-ка песню нам пропой веселый ветер (3 раза)
Моря и горы ты обшарил все на свете
и все на свете песенки слыхал.
Спой нам ветер про дикие горы,
про глубокие тайны морей,
Про птичьи разговоры,
про синие просторы,
про смелых и больших людей
Припев:
Кто привык за победу бороться -
с нами вместе пускай запоет,
Кто весел тот смеется,
кто хочет, тот добьется,
кто ищет, тот всегда найдет
2. А ну-ка песню нам пропой веселый ветер (3 раза)
Моря и горы ты обшарил все на свете
и все на свете песенки слыхал.
Спой нам ветер про чащи лесные,
про звериный запутанный след,
Про шорохи ночные,
про мускулы стальные,
про радость боевых побед
Припев:
3. Спой нам ветер про славу и смелость,
про ученых героев бойцов,
Чтоб сердце загорелось,
чтоб каждому хотелось
догнать и перегнать отцов.
Кто привык за победу бороться
с нами вместе пускай запоет,
Кто весел тот смеется,
кто хочет, тот добьется,
кто ищет тот всегда найдет.
Речевки:
В столовую
- Раз, два,
- Мы не ели,
- Три, четыре,
- Есть хотим!
- Открывайте шире двери,
А то повара съедим.
Поварятами закусим,
Поварешками запьем.
Ложки, вилки поломаем,
А столовую запрем,
Нас кормите, повара,
Прокричим мы вам «ура»!
Собирайся, детвора!
На обед нам всем пора.
Там оладьи с пылу, с жару,
Суп, котлетки здесь на пару!
Бери ложку, бери хлеб
И садись-ка за обед!
До чего блюда вкусны!
И съедим их быстро мы.
Что голодный хор поет,
Когда повар есть зовет?
- Дети, дети!
- Да, да, да!
- Есть хотите?
- Да-а! Да-а! Да-а!
Нам еда полезна будет,
Силы новые разбудит.
На зарядку! (журнал «Вожатый»)
- На зарядку выходи!
- На зарядку всех буди.
- Все ребята говорят:
- Физзарядка – друг ребят!
- Физкультурничек – ребенок,
- Набирайся-ка силенок!
- Физзарядка по утрам
Не во вред – на пользу нам.
Левая, правая, бегая, плавая.
Вырастем смелыми,
На солнце загорелыми.
Патриотическая
- Печатая шаг.
- Сильные руки,
- Гордые плечи,
- Солнце в ладонях,
- Солнце в глазах.
- Слышишь, товарищ,
- Пульс планеты?
-Ребята шагают
- Руки – к штурвалу,
- Помыслы – к солнцу,
Нам высота – не помеха!
Сегодня мечтаем, а завтра дерзаем
– Ребята Нового века!
Малый Совет страны /совет лагеря/ |
Большой Совет страны /совет лагеря/ |
Малый с овеет страны /совет лагеря/ |
Вдохновители |
Мыслители |
Чистюли |
Командиры обществ |
Лекарь |
Комментаторы |
Следопыты |
ООН (отряд особого назначения) |
Торжественная линейка
(Звучит торжественная музыка.Отряды выходят на линейку и занимают свои места)
Вожатая: Внимание, лагерь! Равняйсь! Смирно! Вольно!
(Проговаривается речёвка)
Солнце только что проснулось!
Проснулось!
И ребятам улыбнулось!
Улыбнулось!
На линейку все построены? Построены!
На работу и на отдых все настроены?
Настроены!
Солнце, воздух и вода -Да, да, да!
Наши лучшие друзья -Да, да, да!
Командирам отрядов приготовиться и сдать рапорт.
(Командиры сдают рапорт. Отряд! Равняйсь! Смирно! Отряд... будет живёт и работает
под девизом... Отряд в количестве ... человек на торжественную линейку, посвященную
открытию 1 лагерной смены построен. Командир отряда... Отряд, вольно!)
(Вожатая сдаёт рапорт начальнику лагеря) Вожатая:
Внимание, лагерь! Для сдачи рапорта начальнику лагеря смирно! Товарищ начальник лагеря! Лагерь «Эльдорадо» живёт и работает под девизом «Пусть навсей планете радуются дети!». На торжественную линейку, посвященную открытию 1 лагерной смены, в количестве 5 отрядов построен. Разрешите знамя лагеря внести, смену лагеря считать открытой. Рапорт сдавала вожатая Писарева Г.И. Начальник лагеря: Смену разрешаю открыть! Флаг лагеря внести!
(Под лагерную песню вносится флаг лагеря)
Начальник лагеря: Лагерь, смирно! Право поднять Государственный Флаг РФ и Флаглагерной смены предоставляется______________________________
Внимание на флаги! (звучит гимн, вожатые поднимают флаги)
Лагерь, вольно!
Вожатая: Слово для приветствия предоставляется директору нашей школы
Слово для приветствия предоставляется начальнику лагерной смены
Начальник лагеря:
Очень хочется познакомить вас, ребята, с теми, кто будет работать в нашем лагере.
(предоставление сотрудников, воспитателей, вожатых)
Поприветствуем наших
Воспитатели и вожатые - все прекрасны.
Каждый чем-то, да хорош!
Знаешь, лучше них не старайся, не найдёшь!
Поприветствуем наших воспитателей и вожатых.
Вожатая: А теперь, уважаемые вожатые, поклянитесь перед всем честным народом, как жить в лагере с ребятами будете!
(вожатые произносят клятву)
- Ребятам в лагере поможем всегда! Нас не пугает проблем чехарда! Клянемся детей не пугать никогда! Только слегка пожурить иногда! Будем спокойны, как в речке вода! Мудрыми будем, как в небе звезда! Будем вставать по утрам в холода, чтобы успеть и туда и сюда! Когда завершится лагеря пора, вместе с ребятами заскучаем тогда! Клянемся! Клянемся! Клянемся!
(вожатые исполняют песню)
Вожатский батальон
на мотив песни «Девятый батальон»
Здесь ласка и уют, детей сюда везут
И только мы плечом к плечу врастаем в землю тут.
Горит костер в вожатском круге,
А дети спят по корпусам
И, значит, мы опять нашли друг друга
В кругу вожатском замыкается судьба. - 2 раза
Припев:
Не будет нам покоя, но мы его не ждем
Сомненья прочь уходим в ночь с тобою
В девятый наш вожатский батальон. - 2 раза
Лишь только будят нас, старпер дает приказ
И в этот день сойдем с ума мы очень много раз.
Хоть не видна порой заслуга,
Но нам награда не нужна
И, видишь, мы опять нашли друг друга
В кругу вожатском замыкается судьба. - 2 раза.
Припев.
Вожатая:
10 навыков, необходимых вожатому
Быстро пересчитать количество ботинок и разделить на 2
Отличать Машу от Пети хотя бы к последнему дню смены
На глаз отличать «больных» детей от детей, страдающих от боли
Обладать талантом убеждения носить тёплую одежду в холод, открытую - в жару, а не наоборот
Провести зарядку так, чтоб ребята снова не уснули
Раздать столовые предметы так, чтоб у всех оказалось по ложке, вилке, стакану и тарелке
Обладать даром внушения окружающим, что чистота - залог здоровья
Уметь по шёпоту определять, кто и в какой комнате нарушает режим дня
Кроме всего прочего иметь навыки сценарно-дизайнерской и режиссёрско-музыкальной работы, а также по совместительству:
Терапевт (в частности трудотерапвет)
Парикмахер-стилист
Имиджмейкер
Охранник
Участковый милиционер
Детектив
Уборщица
Секретарь
Третейский судья...
Право-повязать галстуки вожатым предоставляется воспитателям отрядов.(звучит фонограмма «Девятый батальон», воспитатели повязывают галстуки)
Вожатая: Как и во всех лагерях, в нашем лагере есть свои законы и правила жизни.(зачитываются законы и правила)
А чтобы выполнять эти законы и правила, давайте все вместе произнесём клятву нашего оздоровительного лагеря:
- Я, член детского оздоровительного лагеря «Зеленная планета», клянусь свято чтить традиции своего народа, примерно вести себя на территории лагеря, играть, танцевать, загорать, все съедать!
Если я нарушу эту клятву, то пусть: меня навсегда лишат денег на мороженое; порвутся мои любимые джинсы; запутаются шнурки на кроссовках; высохнет река на нашей речке «Салаирке»; пройдет бульдозер по моим дискам! Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Вожатая: А теперь давайте поприветствуем лето!
(дети читают стихи о лете)
1 чтец:
Лету, лету красному - привет!
Небу, небу ясному - привет!
Солнечному городу - привет, привет, привет!
2 чтец:
Наступило лето
но в школу мы идем
в лагере оздоровительном
весело живем
3 чтец:
Лето! Лето! Лето! Лето!
Никаких уроков нету!
Отдыхай!
Всем дана команда «вольно»,
Ждет на поле мяч футбольный,
Забивай!
4чтец:
Никаких заданий на дом!
Речка - рядом, поле - рядом,
Тут как тут!
Ну, а парта у окошка
И звонок - пускай немножко отдохнут!
5 чтец:
Да здравствуют сетки, мячи и ракетки,
зеленое поле и солнечный свет. Да здравствует отдых, Борьба и походы! Да здравствует радость спортивных побед!
Вожатая:
Звучит наш гул все громче, все слышней, Какая трель под миром разливается! Все думаютраспелся соловей, А вот и нет - наш лагерь открывается.
На этом наша торжественная линейка закончена. А праздник продолжится в доме культуры, где будет проходить концертно - игровая программа «Лавина талантов».
Примерный перечень бесед для детей
1. «Мой рост и мой вес»
Цель: Познакомить с антропологическими данными каждого ребёнка (рост и вес) и нацелить детей на их улучшение, увеличение антропологических параметров, так как это является признаком хорошего здоровья.
2. «Путешествие в страну витаминию»
Цель: Познакомить детей с видами витаминов и их пользой для здоровья, нацелить на ежедневный приём витаминов, для укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
3. «Лекарственные травы»
Цель: Познакомить детей с видами лекарственных трав, показать пользу трав для здоровья, научить делать травяные напитки, нацелить на ежедневный приём травяных напитков, для укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
4. «Точечный массаж»
Цель: Познакомить детей с видами массажа, научить выполнять точечный массаж, нацелить на ежедневное выполнение точечного массажа, для укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
5. «Закаливание»
Цель: Познакомить детей с видами закаливания организма, научить детей использовать
природные факторы для закаливания организма, нацелить на ежедневное выполнение методов и приёмов закаливания, для укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
6. «Тепловой удар. Оказание помощи при тепловом ударе»
Цель: Познакомить детей с определением «тепловой удар», при каких условиях происходит тепловой удар, каковы его признаки и научить детей приёмам оказания доврачебной помощи пострадавшему.
7. «Зеленая аптечка» первая помощь при укусах насекомых»
Цель: Познакомить детей с видами насекомых, укусы которых опасны для здоровья людей, научить детей оказывать доврачебную помощь при укусах насекомых, используя природные средства.
8. «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге»
Цель: Познакомить детей с понятием «солнечный ожог», при каких условиях происходит солнечный ожог, каковы его признаки и научить детей приёмам оказания доврачебной помощи пострадавшему.
9. «Как снять усталость с ног»
Цель: Познакомить детей с приёмами снятия усталости с ног, убедить детей в необходимости ухода за ногами ежедневно.
10. «Правильное питание»
Цель: Познакомить детей с понятием «правильное, сбалансированное питание», убедить в необходимости соблюдения режима питания, для сохранения здоровья.
11. «Как ухаживать за зубами»
Цель: Познакомить детей о роли зубов в здоровье человека, с приёмами ухода за зубами, отработка практических навыков.
12. «Профилактика кишечных заболеваний»
Цель: Познакомить детей с видами кишечных заболеваний, с их симптомами, и условиями при которых они развиваются, убедить детей в необходимости соблюдения гигиены, для сохранения своего здоровья и здоровья близких.
13. «Осанка – основа красивой походки»
Цель: Познакомить детей с понятием «осанка», как влияет правильная осанка на общее здоровье человека, убедить детей в необходимости поддерживания правильной осанки, для сохранения здоровья.
14. «Гигиена в доме»
Цель: Познакомить детей с понятием «гигиена», с необходимостью соблюдения гигиенических требований дома, убедить в необходимости постоянного соблюдения гигиенических норм и требований дома, для сохранения здоровья.
15. «Друзья Мойдодыра и наше здоровье»
Цель: Напомнить детям главный девиз жизни каждого человека «Чистота - залог и здоровья», о максимальном использовании любых средств, для поддержания своего тела в чистоте, убедить детей в необходимости постоянного соблюдения культурно - гигиенических правил и норм, для сохранения и укрепления здоровья.
16. «Книги о здоровье»
Цель: Познакомить детей с литературой о здоровье, предложить почитать, для приобретения навыков сохранения здоровья
Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний. Проговаривая текст, дети одним - двумя пальцами производят вращательные движения но часовой стрелкипо 8-9 раз на каждой точке.
Унас на теле точки есть-
Столько много, что не счесть.
Очень плавно , по спирали
Эти точки мы нажали.
Пальчик в ямку опустился
И немного покрутился.
( Дети массируют точку в яремной ямке, расположенной между
Ключицами)
Подгубой и над губойПомассируем с тобой. А теперь два пальца сразуИз носа выгонят заразу.
( Указательными пальцами дети массируют точки с наружной стороны ноздрей, затем тщательно растирают крылья носа)
Точка есть и в центре лба-
Помассируй для ума.
Возле уха и внутри
Точки хорошо потри.
(дети делают массаж точек с обеих сторон ушной раковины и внутри)
Большим пальцем вниз пойдем
И ангину уберем.
( Большим пальцем дети делают плавные движения под подбородком)
Эти точки без сомненья,-
От простуды избавленье
Распрямляют их.)
Тесто будем мы месить-
Пирожки для всех лепить.
(дети имитируют лепку пирожков, работает вся кисть.)
Сядем дружно на лужок
И съедим свой пирожок.
Воробьи и свиристели
В гости дружно прилетели.
Еж и чайка без смущенья
Принялись за угощенье.
( Одной рукой, сжатой в кулак, дети покручивают каждый палец другой руки, затем меняют руки)
Комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания. Данные упражнения способствуют укреплению органов дыхания, формированию у детей правильного, носового дыхания, а также диафрагмального. Для проведения упражнений нужно вырезать из бумаги по одному цветку для каждого ребенка.
Раз, два, три, четыре, пять-
Вместе мы пойдем гулять.
На опушке возле ели
На пенечки дети сели.
(Дети выполняют ходьбу по кругу, затем садятся на корточки)
Посидели, отдохнули,
Ручки к солнцу потянули.
Опустили их опять.
Можно ими помахать.
( дети поднимаются на носочках, потягиваются, опускают руки, делают махи. Дыхание при этом свободное, носовое. Выделенные жирным шрифтом строки дети проговаривают на выдохе.)
Снова к солнцу потянулись
И друг другу улыбнулись.
Хорошо нам здесь гулять,
Чистым воздухом дышать.
Вы букашек не спугните,
Тихо носиком дышите.
Дети учатся дышать.
Пробежали вокруг ели
А потом на травку сели.
Поваляемся немножко.
Полежим как Мурка - кошка.
(Лежа на коврике, дети принимают позу расслабления)
Хорошо нам так лежать
И животиком дышать.
Вдох-животик надуваем,
Выдох- к спинке прижимаем