Теоретические основы экологической экспертизы

Содержание

Введение

1. Теоретические основы экологической экспертизы

1.1 Цели и задачи экологической экспертизы

1.2 Принципы экологической экспертизы

1.3 Правовая и нормативная основа экологической экспертизы

2. Порядок организации и проведение экологической экспертизы проекта

2.1 Основания для проведения экологической экспертизы проекта

2.2 Этапы проведения экологической экспертизы

2.3 Заключение государственной экологической экспертизы

3. Экологическая экспертиза проекта

3.1 Основные положения, цели и задачи проекта

3.2 Экологическая экспертиза проекта

3.3 Заключение экологической экспертизы

Заключение

Список литературы

Введение

Данная работа посвящена исследованию экологической экспертизы проекта - одному из важнейших способов выявления влияния любых аспектов человеческой деятельности на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности. Многими специалистами экологическая экспертиза расценивается как один из основных и эффективных правовых инструментов, который предотвращает нанесение вреда окружающей природной среде.

Основу российской системы экологической оценки составляют экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), а также согласование применяемых подходов с международной практикой при учёте специфики нашей страны.

Системы экологической оценки очень молоды. Активно развиваться системы экологической оценки стали в середине 19 в. в связи с проблемой предупреждения техногенных катастроф и вопросами организации экологического мониторинга, которые к настоящему времени не являются главным содержанием проблемы обеспечения экологической безопасности. Системы экологической оценки намечаемой деятельности сегодня используется практически всеми странами мира и многими международными организациями. Экологическая оценка основана на простом принципе: легче выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадии осуществления этой деятельности.

В России основными составляющими экологической оценки является экологическая экспертиза, организуемая государственными природоохранными органами, и оценка воздействия на окружающую среду, проводимая заказчиками документации, подлежащей экспертизе.

Роль современной процедуры проведения ОВОС в обосновании инвестиции очень велика. Экологические ограничения хозяйственной деятельности при реализации предлагаемых инвестиционных проектов позволяют выполнять ранжирование территории по уровню экологической безопасности на региональном и локальном уровнях и определить допустимость будущих техногенных воздействий на объекты природы. Уже на стадии планирования готовятся рекомендации и регламенты обеспечения безопасности населения. Экономическая интерпретация экологических ограничений - это оценка ущерба природной среде и здоровью населения в результате воздействия различного рода, в том числе и чрезвычайного характера. Непосредственными предшественниками российской системы экологической оценки явились правила проектирования, территориальные комплексные схемы охраны природы и разрешения на отдельные виды природопользования, а также ведомственные и межведомственные экспертизы, не обеспечивающие подлинную комплексность анализа экологических воздействий. В настоящее время уже никто не сможет отрицать, что негативное воздействие людей на окружающую природную среду происходит с целью удовлетворить различные, прежде всего, материальные потребности человека. На современном этапе превалирует направленность на максимальную продуктивность, рентабельность и реализацию в короткие сроки, в то время как экологические аспекты учитываются чуть ли не в последнюю очередь. Данный подход отрицательно сказывается как на окружающей среде, неся за собой необратимые последствия, так и на самой деятельности, сообщая о халатности руководителя. По некоторым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды обходится в четыре - пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений. Именно этим обосновывается актуальность исследования выбранной темы. Цель данной работы - проанализировать важность применения экологической экспертизы проекта в настоящее время.

Задачи:

· раскрыть понятие экологической экспертизы;

· определить цели и задачи экологической экспертизы;

· рассмотреть принципы экологической экспертизы;

· проанализировать правовую и нормативную основу экологической экспертизы;

· рассмотреть процесс проведения экологической экспертизы на конкретном примере проекта.

Объектом данной курсовой работы выступает процесс управления проектами, а предметом - экологическая экспертиза проекта.

Проблема экологического обоснования проекта очень актуальна и широко представлена в современной литературе. Ерофеев Б. В. «Экологическое право России», Фомин С.Л. «Экологическая экспертиза и ОВОС», Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. «Управление проектами», Букс И. И. и Фомин С.А. «Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду», Крассов О. И. «Экологическое право», Хотулева М. В. И Черп О.М. и др. «Как организовать общественную экологическую экспертизу», Васильев С.Л. «О введении государственной экологической классификации намерений и деятельности» и другие.

Методологической основой исследования в курсовой работе является анализ данных об экологическом аудите и рассмотрение всех категорий экологического обоснования проекта наиболее детализировано.

Структура работы состоит из введения, основной части, в свою очередь состоящей из трех глав, каждая из которых содержит в себе три параграфа, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Основания для проведения ЭЭ

Порядок государственной экологической экспертизы закреплен в Главе III Федерального закона "Об экологической экспертизе" (порядок ее проведения - статья 14, положения, касающиеся экспертной комиссии, экспертов и заключения государственной экологической экспертизы - в статьях 15-18), а также в целом ряде подзаконных правовых актов:

Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. №698;

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 октября 2008 г. №283 "Об утверждении Административного регламента по исполнению федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня".

Приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 22 апреля 1998 г. N 238 "Об утверждении положения о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации".

Инженерно-экологические изыскания выполняются для экологического обоснования строительства и иной хозяйственной деятельности с целью предотвращения, снижения или ликвидации неблагоприятных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий и сохранения оптимальных условий жизни населения.

Согласно п. 3.2 СП 11-102-97 Инженерно-экологические изыскания и исследования выполняются в соответствии с установленным порядком проведения проектно-изыскательских работ для поэтапного экологического обоснования намечаемой хозяйственной деятельности при разработке следующих видов документации:

. Прединвестиционных концепций, программ, схем отраслевого и территориального развития, комплексного использования и охраны природных ресурсов, схем инженерной защиты, районных планировок и т.п.; задачами инженерно-экологических изысканий являются: оценка экологического состояния территории с позиций возможности размещения новых производств (допустимости дополнительной техногенной нагрузки) для разработки региональных схем расселения, природопользования, территориальных и отраслевых схем и программ развития, районных планировок и т.п.; предварительный качественный прогноз возможных изменений окружающей среды при реализации намечаемой деятельности и её негативных последствий (экологического риска).

. Градостроительной - генпланов городов (поселений), проектов детальной планировки, проектов застройки функциональных зон.кварталов и участков города; задачей инженерно-экологических изысканий является - обеспечение экологической безопасности проживания населения, оптимальности градостроительных и иных проектных решений с учетом мероприятий по охране природы и сохранению историко-культурного наследия в районе размещения города (поселения).

. Предпроектной - обоснований инвестиций в строительство объектов, промпредприятий и комплексов; задачей инженерно-экологических изысканий является - получение необходимых и достаточных материалов и данных для сравнения намечаемых конкурентноспособных вариантов размещения площадок с учетом природно-техногенных условий территории, состояния экосистем и условий проживания населения, а также обоснованного выбора варианта размещения и принятия принципиальных решений, при которых прогнозируемый экологический риск будет минимальным.

. Проектной - проектов и рабочей документации для строительства предприятий, зданий и сооружений. Изыскания для разработки предпроектной документации являются главным этапом инженерно-экологических изысканий для строительства, поэтому на предпроектных стадиях должен быть выполнен основной объем работ по обеспечению ОВОС, осуществлены необходимые прогнозные исследования и проведено согласование со всеми контролирующими, разрешающими и согласовывающим инстанциями.

Регламентом проведения ЭЭ установлены следующие основания проведения:

· конкретный перечень объектов (проектов), имеющих нормативно и документировано выраженные требования по своему составу и объему;

· решение соответствующего органа законодательной, исполнительной или судебной власти;

· инициативное решение самого специально уполномоченного в области ЭЭ государственного органа (органа государственной ЭЭ);

· решение органа местного самоуправления или результаты референдума (опроса - для ОЭЭ), выражающие мнение не менее одной трети граждан, проживающих на данной территории.

Исходя из принципов презумпции потенциальной экологической опасности любой деятельности и обязательности экологической экспертизы, она, очевидно, должна проводиться во всех случаях по указанным в законе объектам - на основании представления материалов в экспертизу. Но отсюда пока ещё не следует прямое основание для её назначения, а только лишь косвенное, определяемое через права и обязанности специально уполномоченных государственных органов в области ЭЭ - это решение соответствующего уровня органа управления. Единственное прямое, законодательно закрепленное основание проведения ГЭЭ относится только к повторной экспертизе, которая осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда (ст. 14) закона.

На уровне подзаконных актов (в Регламенте проведения ЭЭ) основания сформулированы следующим образом - Государственная экологическая экспертиза проводится на основании:

· поручений Правительства Российской Федерации;

· решений органов государственной власти субъектов РФ (для территориальных органов),

· указаний руководства Госкомэкологии России;

· заявления заказчика материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе;

· решения судебных органов соответствующей инстанции;

· в порядке выборочной проверки проведения государственной экологической экспертизы специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы.

Статья 12 этого же закона конкретизирует случаи проведения повторной экологической экспертизы по объектам, ранее получившим положительное заключение ГЭЭ:

· изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей среды;

· доработка объектов ГЭЭ по замечаниям проведенной ранее ГЭЭ;

· внесение изменений в документацию после получения положительного заключения ГЭЭ;

· реализация объекта ГЭЭ с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

· истечение срока действия положительного заключения ГЭЭ; Не менее важным, чем случай и основания, для экологоправовой практики является то, как определяются условия проведения ЭЭ.

Ранее не регламентировавшиеся в законодательных актах, они закреплены теперь в законе (ст. 14). Не слишком углубляясь в подробности, к таким условиям по Закону можно отнести: соответствие формы и содержания представляемых материалов установленным требованиям и порядку проведения ГЭЭ; наличие в составе представляемой документации материалов ОВОС, необходимых положительных заключений и (или) документов согласований соответствующих органов (ведомств); материалов обсуждений объекта ЭЭ с общественностью; предварительная оплата ЭЭ заказчиком документации и др.

Положение «О порядке проведения ГЭЭ» конкретизирует некоторые нормы Закона в отношении государственной ЭЭ, устанавливая, что ГЭЭ организуется и проводится при условиях:

· регистрации представляемых материалов в установленном порядке и предварительной проверки их полноты и достаточности;

· оплаты заказчиком в течение 30 дней со дня получения уведомления о регистрации и при необходимости - представления заказчиком в установленный срок запрашиваемых органом экологической экспертизы материалов;

· соответствие материалов установленным требованиям;

· создания экспертной комиссии и назначения приказом по специально уполномоченному органу в области ЭЭ ее состава;

· назначения тем же приказом срока проведения ГЭЭ (до 4 месяцев, а в исключительно сложных случаях - до 6 месяцев);

· выполнения Регламента государственной экологической экспертизы;

· информирования заинтересованных организаций о её результатах все вышеперечисленные условия организации и проведения экологической экспертизы применяются как в случае государственной, так и общественной ЭЭ.

Заключение экологической экспертизы проекта

Заключением экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе").

Обсуждается проект сводного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и выводах проекта заключения, затем руководитель и члены экспертной комиссии подписывают акты приемки выполненных работ.

При одобрении проекта сводного заключения экспертной комиссии квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе.

При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам.

Заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:

· доработки объекта ГЭЭ по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

· изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

· реализации объекта ГЭЭ с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

· истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ;

· внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения ГЭЭ.[9]

Заключение

В современных условиях экологическая экспертиза становится основным элементом принятия решения на любом уровне управления. В первую очередь, это связано с переходом от административных методов регулирования экономики к рыночным, что предусматривает развитие независимой экологической экспертизы как одного из важнейших инструментов в процессе принятия решений.

Будущие поколения должны иметь такие же возможности удовлетворения потребностей, как и нынешнее. Для этого совокупный природный и экономический потенциал, оставляемый для них, должен быть сохранён или приумножен в результате намечаемой деятельности.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии законодательством, практически все проекты, перед тем, как они будут представлены на утверждение, обязательно должны пройти такую процедуру, как государственная экологическая экспертиза проектов. Важность и необходимость этой процедуры обуславливается тем, что охрана природы - общественно необходимая деятельность. Следует понимать, что затраты государства на охрану природы не менее важны, чем другие экономические и социальные общественно необходимые затраты (на культуру, спорт, образование, здравоохранение и т.д.) Деятельность по охране природы преследует как социальные цели, так и хозяйственные (сохранение механизмов воспроизводства природных ресурсов), что создает надежные предпосылки устойчивого развития государств.

Сегодня экологическая экспертиза является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института, которые, безусловно, нужно устранять, к примеру, путем повышения контроля и отказа от рассмотрения проектов законодательных актов, если они не сопровождаются заключением Государственной экологической экспертизы или заключением об отсутствии необходимости ее проведения.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 21.07.2014 N 219-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2014) [Электронный ресурс]. (дата обращения: 03.04.15)- СПС‹‹Консульнтант Плюс››.

2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 12.02.2015) [Электронный ресурс]. - (дата обращения: 03.04.15)- СПС‹‹Консульнтант Плюс››.

3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе»от 22.09.08 № 942 с изм. 11.06.13, САПП. 2013. № 39. [Электронный ресурс] - URL:#"justify">.Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы" № 698 от 11.06.1996 г. (ред. 13.02.14) [Электронный ресурс]: - (дата обращения: 29.03.15) - СПС‹‹Консульнтант Плюс››.

4. Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Перечня нормативных документов, рекомендуемых киспользованию при проведении ГЭЭ и при составлении экологическогообоснования хозяйственной и иной деятельности»от 25.09.2013, № 397[Электронный ресурс]: - (дата обращения: 08.04.15) - СПС‹‹Консульнтант Плюс››.

5. Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Регламента проведения ГЭЭ»от 17.06.2010 № 280 [Электронный ресурс].(дата обращения: 03.04.15) - СПС‹‹Консульнтант Плюс››.

6. Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства. Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ. РДС И-201-95. Госстрой РФ. М., 2012.[Электронный ресурс]. - URL: #"justify">.Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности от 29.12.2011, № 539. - М.: БЕК, 2011, 324 с.

7. Методические указания по проведению государственной экологической экспертизы. Главная экологическая экспертиза. - М.: БЕК, 2014, 93 с.

8. Арустамов Э. А. Природопользование. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский Дом «Дашков и К». 2010.-284 с.

9. Бринчук М.М. Экологическое право. - М.: Юристъ. 2011. - 236 с.

10. Бринчук М. М. и др. Комментарии к федеральному закону "Об экологической экспертизе". - М.: Космо, 2013, 98 с.

11. Букс И. И., Фомин С. А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду. - М.: Дело,2011. - 243 с.

12. Ерофеев Б. В. Экологическое право России. - М., 2012. - 648 с.

13. Матвеев А.В., Котов В.П. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. - СПб:СПбГУАП. 2014. - 104с.

14. Крассов О. И. Экологическое право. - М.: Дело, 2011. - 350 с.

15. Компания «Штокман» [Электронный ресурс]. -URL:#"justify">.ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. - URL:#"justify">.Полковников А.В.Управление проектами. - М.: Олимп-Бизнес, 2013. - 203 с.

16. Реймерс Н. Ф. Природопользование. - М.: МысльЮ2010. - 637 с.

17. Управление проектами. / Под общ.ред. И.И. Мазура.- М.:Омега-Л,2013.- 960с.

18. Управление Росприроднадзора по Мурманской области [Электронный ресурс]. - URL:#"justify">.Фомин С.Л. Экологическая экспертиза (под общей ред. В.И. Данилова-Данильяна) - М.:МНЭПУ, 2014.-546 с.

19. Фомин С.А Государственная экологическая экспертиза. - М.: Юристъ.2012. - 201 с.

20. Хотулева М. В., Черп О. М. и др. Как организовать общественную экологическую экспертизу. Рекомендации для общественных организаций. - М.: МНЭПИ, 2014. - 112 с.

[1] Методические указания по проведению государственной экологической экспертизы. Главная экологическая экспертиза. - М.: БЕК, 2014, 93 с.

[2] Арустамов Э. А. Природопользование. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский Дом «Дашков и К». 2010.-284 с.

[3] Букс И. И., Фомин С. А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду. - М.: Дело,2011. - 243 с.

[4] Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 12.02.2015) [Электронный ресурс]. - (дата обращения: 03.04.15)- СПС‹‹Консульнтант Плюс››.

[5] Бринчук М. М. и др. Комментарии к федеральному закону "Об экологической экспертизе". - М.: Космо, 2013, 98 с.

[6] Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 21.07.2014 N 219-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2014) [Электронный ресурс]. (дата обращения: 03.04.15)- СПС‹‹Консульнтант Плюс››.

[7] Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства. Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ. РДС И-201-95. Госстрой РФ. М., 2012.[Электронный ресурс]. - URL: #"justify">.Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности от 29.12.2011, № 539. - М.: БЕК, 2011, 324

[8] Управление проектами. / Под общ.ред. И.И. Мазура.- М.:Омега-Л,2013.- 960с.

[9] Методические указания по проведению государственной экологической экспертизы. Главная экологическая экспертиза. - М.: БЕК, 2014, 93 с.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы экологической экспертизы

1.1 Цели и задачи экологической экспертизы

1.2 Принципы экологической экспертизы

1.3 Правовая и нормативная основа экологической экспертизы

2. Порядок организации и проведение экологической экспертизы проекта

2.1 Основания для проведения экологической экспертизы проекта

2.2 Этапы проведения экологической экспертизы

2.3 Заключение государственной экологической экспертизы

3. Экологическая экспертиза проекта

3.1 Основные положения, цели и задачи проекта

3.2 Экологическая экспертиза проекта

3.3 Заключение экологической экспертизы

Заключение

Список литературы

Введение

Данная работа посвящена исследованию экологической экспертизы проекта - одному из важнейших способов выявления влияния любых аспектов человеческой деятельности на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности. Многими специалистами экологическая экспертиза расценивается как один из основных и эффективных правовых инструментов, который предотвращает нанесение вреда окружающей природной среде.

Основу российской системы экологической оценки составляют экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), а также согласование применяемых подходов с международной практикой при учёте специфики нашей страны.

Системы экологической оценки очень молоды. Активно развиваться системы экологической оценки стали в середине 19 в. в связи с проблемой предупреждения техногенных катастроф и вопросами организации экологического мониторинга, которые к настоящему времени не являются главным содержанием проблемы обеспечения экологической безопасности. Системы экологической оценки намечаемой деятельности сегодня используется практически всеми странами мира и многими международными организациями. Экологическая оценка основана на простом принципе: легче выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадии осуществления этой деятельности.

В России основными составляющими экологической оценки является экологическая экспертиза, организуемая государственными природоохранными органами, и оценка воздействия на окружающую среду, проводимая заказчиками документации, подлежащей экспертизе.

Роль современной процедуры проведения ОВОС в обосновании инвестиции очень велика. Экологические ограничения хозяйственной деятельности при реализации предлагаемых инвестиционных проектов позволяют выполнять ранжирование территории по уровню экологической безопасности на региональном и локальном уровнях и определить допустимость будущих техногенных воздействий на объекты природы. Уже на стадии планирования готовятся рекомендации и регламенты обеспечения безопасности населения. Экономическая интерпретация экологических ограничений - это оценка ущерба природной среде и здоровью населения в результате воздействия различного рода, в том числе и чрезвычайного характера. Непосредственными предшественниками российской системы экологической оценки явились правила проектирования, территориальные комплексные схемы охраны природы и разрешения на отдельные виды природопользования, а также ведомственные и межведомственные экспертизы, не обеспечивающие подлинную комплексность анализа экологических воздействий. В настоящее время уже никто не сможет отрицать, что негативное воздействие людей на окружающую природную среду происходит с целью удовлетворить различные, прежде всего, материальные потребности человека. На современном этапе превалирует направленность на максимальную продуктивность, рентабельность и реализацию в короткие сроки, в то время как экологические аспекты учитываются чуть ли не в последнюю очередь. Данный подход отрицательно сказывается как на окружающей среде, неся за собой необратимые последствия, так и на самой деятельности, сообщая о халатности руководителя. По некоторым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды обходится в четыре - пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений. Именно этим обосновывается актуальность исследования выбранной темы. Цель данной работы - проанализировать важность применения экологической экспертизы проекта в настоящее время.

Задачи:

· раскрыть понятие экологической экспертизы;

· определить цели и задачи экологической экспертизы;

· рассмотреть принципы экологической экспертизы;

· проанализировать правовую и нормативную основу экологической экспертизы;

· рассмотреть процесс проведения экологической экспертизы на конкретном примере проекта.

Объектом данной курсовой работы выступает процесс управления проектами, а предметом - экологическая экспертиза проекта.

Проблема экологического обоснования проекта очень актуальна и широко представлена в современной литературе. Ерофеев Б. В. «Экологическое право России», Фомин С.Л. «Экологическая экспертиза и ОВОС», Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. «Управление проектами», Букс И. И. и Фомин С.А. «Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду», Крассов О. И. «Экологическое право», Хотулева М. В. И Черп О.М. и др. «Как организовать общественную экологическую экспертизу», Васильев С.Л. «О введении государственной экологической классификации намерений и деятельности» и другие.

Методологической основой исследования в курсовой работе является анализ данных об экологическом аудите и рассмотрение всех категорий экологического обоснования проекта наиболее детализировано.

Структура работы состоит из введения, основной части, в свою очередь состоящей из трех глав, каждая из которых содержит в себе три параграфа, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Теоретические основы экологической экспертизы

Наши рекомендации