II. Тестовые задачи с обоснованием выбора ответа
тема | Биоэкология | |||||
Выберите и обоснуйте правильное утверждение. Обоснуйте, почему остальные ответы неправильны. | ||||||
а | В трофической цепи выедания при переходе от одного трофического уровня к другому общая биомасса организмов остается приблизительно одинаковой | |||||
б | В трофической цепи выедания при переходе от одного трофического уровня к другому общая биомасса организмов постепенно уменьшается | |||||
в | В трофической цепи выедания при переходе от одного трофического уровня к другому общая биомасса организмов постепенно увеличивается | |||||
г | В трофической цепи выедания при переходе от одного трофического уровня к другому общая биомасса организмов может как уменьшаться, так и увеличиваться | |||||
ответ | выберите и обоснуйте ответ | |||||
тема | Общая экология | |||||
Основываясь на определении экологии выберите правильное утверждение, обоснуйте его, обоснуйте также, почему остальные суждения неправильны: | ||||||
а | Экология представляет собой науку об отношении человека и общества | |||||
б | В нашем районе в последнее время отмечается улучшение экологии | |||||
в | Экология становится теоретической основой природопользования | |||||
г | Экология – это наука о взаимоотношении видов друг с другом | |||||
ответ | выберите и обоснуйте ответ | |||||
тема | Экология сообществ | |||||
Выберите виды, занимающие сходные экологические ниши в евразиатских и австралийских степях: | ||||||
а | Кенгуру и суслик | |||||
б | Вомбат и волк | |||||
в | Сумчатый волк и сайгак | |||||
г | Сумчатый крот и слепыш | |||||
ответ | выберите и обоснуйте ответ | |||||
III. Конкурсные задачи практического тура
Уважаемый конкурсант!
Тебе хорошо известно, что успех экологического исследования зависит не только от умений брать пробы воды, воздуха, почвы, наблюдать за животными, растениями, грибами и микроорганизмами, проводить полевые и лабораторные эксперименты.
Выполнить настоящее, полноценное исследование можно только тогда, когда исследователь, выбрав объект, заранее намечает тему, определяет цель, ставит задачи, формулирует гипотезу, подбирает методы и строит схему предстоящего эксперимента и/или наблюдения. Совокупность всех перечисленных компонентов исследования (тема, цель, гипотеза, задачи и т.д.) называют научным аппаратом исследования.
Поэтому конкурсное задание практического тура построено так, чтобы оценить уровень твоей исследовательской компетентности, которая проявляется в умении планировать исследование, разрабатывая его научный аппарат и прогнозируя его результаты.
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ВТОРОГО ТУРА
Выбери одну из описанных экологических ситуаций (см. обратную сторону этого листа), и проанализируй её содержание, опираясь на свои экологические знания и исследовательский опыт. В результате анализа ты должен выявить проблемный компонент ситуации. Затем, используя «Бланк ответов на конкурсное задание практического тура», разработай научный аппарат исследования, которое могло бы, по твоему мнению, стать источником информации, недостающей для решения выявленной тобой проблемы. Выполняя задание, пользуйся черновиком. Результаты проделанной работы аккуратно занеси в «Бланк ответов на конкурсное задание практического тура».
Порядок выполнения конкурсного задания
1. Впиши в левую верхнюю часть «Бланка ответов» свои данные: фамилию, имя, класс.
2. Внимательно прочитай «Бланк ответов» и вспомни, что ты знаешь о каждом из названных компонентов исследования (тема, цель, гипотеза, задачи и др.). При работе с «Бланком ответов» внимательно изучай комментарии к каждому пункту. Следование им обеспечивает выполнение задания наилучшим образом. Для удобства работы можешь выписать название компонентов исследования на листе для черновых записей.
3. Внимательно прочитай описание всех ситуаций и выбери ту, которая тебе наиболее понятна, которую ты смог бы исследовать, применяя свои знания и опыт. При выборе ситуации особое внимание обрати на опытную часть исследования и в первую очередь – на методы, от знания которых зависит правильность выполнения большей части задания. Впиши в правую верхнюю часть «Бланка» номер выбранной ситуации (задачи).
4. Сделай на черновике наброски гипотезы, темы и цели. Учитывай взаимосвязь и соподчинённость всех компонентов исследования. Используй данную тебе подсказку – объект исследования. Помни, недостаток или отсутствие информации об объекте исследования является причиной того, что ситуация является проблемной. После этого приступай к планированию опытной части исследования. Помни, что результаты, которые ты можешь получить в ходе опытного изучения объекта, могут как подтвердить, так и опровергнуть выдвинутую тобой гипотезу.
5. Перенеси разработанные тобой компоненты планируемого исследования из черновика в «Бланк ответов». Делай записи и рисунки разборчиво и аккуратно. После выполнения задания и заполнения «Бланка ответов» сдай его вместе с этим листом члену жюри или ассистенту.
УДАЧИ!
Бланк 1. Оборотная сторона
№ задачи | описание ситуаций, содержащих проблему |
Загрязнение атмосферы Объект: антропогенный фактор, …………….* | |
Загрязнение воды Объект: антропогенный фактор, …………….* | |
Загрязнение почвы Объект: антропогенный фактор, …………….* | |
Экологическое состояние помещений Объект: антропогенный фактор, …………….* |
*- объект исследования может быть выбран конкурсантом по собственному усмотрению, в зависимости от ситуации и исследовательской позиции учащегося.
Бланк 2. Лицевая сторона
фамилия | имя | ||||||||||
класс | школа | ||||||||||
ВНИМАНИЕ!БЛАНК ЗАПОЛНЯЙТЕ АККУРАТНО И РАЗБОРЧИВО. ОТ ЭТОГО ЗАВИСИТ
РАБОТА ЖЮРИ ПО ПРОВЕРКЕ И ОЦЕНКЕ ВЫПОЛНЕННОГО ВАМИ КОНКУРСНОГО ЗАДАНИЯ
Бланк ответов на задание практического тура | |||||||||||||||||||||||||||||
НОМЕР ВЫБРАННОЙ СИТУАЦИИ УКАЖИТЕ ЗДЕСЬ Æ | |||||||||||||||||||||||||||||
Научный аппарат исследования | заполняется ò жюри | ||||||||||||||||||||||||||||
№ | компоненты òисследования | ò содержание компонентов исследования ò | оценка | ||||||||||||||||||||||||||
балл | шкала | ||||||||||||||||||||||||||||
Тема | |||||||||||||||||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||||||||||||||||
Цель | |||||||||||||||||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||||||||||||||||
Объект и изучаемое свойство (предмет) | |||||||||||||||||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||||||||||||||||
Актуальность | |||||||||||||||||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||||||||||||||||
Задачи | |||||||||||||||||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||||||||||||||||
Гипотеза | |||||||||||||||||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||||||||||||||||
Методика | Кратко опишите способы (методы) получения опытной информации об объекте, свойства которого Вы планируете исследовать, по такой схеме: № → название метода → какое свойство и как изучается→ получаемые данные (размерность) | ||||||||||||||||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||||||||||||||||
Бланк 2. Оборотная сторона
Оборудование и материалы | Кратко опишите оборудование и материалы (реактивы), необходимые для проведения планируемого Вами исследования, по схеме:№ → название → назначение (для чего) → способ применения (как) | ||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||
Схема опыта (эксперимента и/или наблюдения) | Для построения схемы используйте | ||||||||||||||
прямоугольники, в которых напишите суть этапов планируемого опыта, а стрелками покажите их взимосвязь | |||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||
Статистическая обработка | Кратко объясните смысл стат. обработки опытных данных | ||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||
Наглядное представление опытных данных | Представьте в виде диаграммы, графика | ||||||||||||||
или гистограммы данные, которые Вы могли бы получить в ходе исследования с применением указанных Вами методов. Наглядно представьте две возможных версии результатов опыта: | |||||||||||||||
а) выдвинутая гипотеза справделива | б) выдвинутая гипотеза ошибочна | ||||||||||||||
Условные обозначения и комментарии | |||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||
Выводы | Сформулируйте выводы, допуская, что выдвинутая Вами гипотеза справедлива | ||||||||||||||
0-1-2 | |||||||||||||||
ЖЮРИ (Ф.И.О., подпись): | ВСЕГО | ||||||||||||||