Классификация природоведческих игр
Дидактические игры — это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.
Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.
Игры-занятия проводятся по определенному программному содержанию. Воспитателю в них принадлежит ведущая роль. Игровая форма придает таким занятиям занимательность, обучение идет в процессе выполнения игровых правил, действий. Игры-занятия проводятся во всех возрастных группах.
Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настолько-печатные и словесные.
Предметные игры— это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и т.д. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т. д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
Игра с экологической направленностью — сравнительно новый метод в педагогике, возникший с появлением проблем организации экологического воспитания и решения задач, связанных с формированием у дошкольников экологической культуры. Через игровую форму дети успешно усваивают экологические знания, перевоплощаясь в различные образы живой и неживой природы, моделируют экологически целесообразные действия и поступки, которые формируют у них экологические чувства, экологическое отношение к себе и ко всему, что их окружает. В сущности, как отмечают специалисты, развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста есть не что иное, как процесс накопления личного опыта ребенка в отношениях к самому себе, социальному и природному окружению.
Главная педагогическая задача заключается в развитии духовно-нравственных начал личности, в оказании помощи ребенку в лучшем понимании самого себя и установлении экологически оправданных взаимоотношений с окружающим его природным и социальным миром.
Анализ игр, рекомендуемых для детских садов, показывает, что они чрезвычайно разнообразны по форме и содержанию. С интересующей нас позиции обращает на себя внимание тот факт, что есть игры сюжетные и без определенного сюжета. В последних более отчетливо выражены игровые действия и правила. Основу сюжетной игры составляет фабула каких-либо событий, для воспроизведения которых дети наделяются соответствующими ролями. Очевидно, что сюжет и ролевое распределение роднит такую дидактическую игру с сюжетно-ролевой. Примером могут служить игры (по В.А. Дрязгуновой) в магазин — «Овощи-фрукты», «Семена», «Цветы», а также игры «Консервный завод», «Овощехранилище», «Лесник». В этих играх дети получают роли покупателей, продавцов, рабочих, заведующих отделами. Однако действия, которые они должны совершать в соответствии со взятой на себя ролью, по существу, нельзя назвать ролевыми,, так как они ограничены по объему, не развивают сюжетной линии.
Таким образом, с одной стороны, имеется тенденция (и ее следует отметить как положительную) сблизить дидактическую игру с сюжетно-ролевой игрой, используя для обучения ее структурные компоненты (сюжет, роли). С другой — очевидна недостаточная проработка формы их включения в дидактическую задачу занятия. В результате происходит преобладание обучающей цели над игровой, что не позволяет построить в полную силу собственно игру, развернуть сюжет, ролевое поведение детей.
Д.Б. Эльконин, анализируя исследования Н.Я. Михайленко, соглашается с тем, что началом исполнения роли можно считать лишь такое поведение детей, которое содержит не одно, а несколько ролевых действий. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей есть потребности и умения исполнять роль в развернутом виде, искусственное ее ограничение в дидактических целях, что имеет место в приведенных выше играх (по В.А. Дрязгуновой), не может не вызывать их неудовлетворенности.
Интересное развитие идеи совмещения той и другой игры имеется в исследованиях А.А. Смоленцевой, когда по инициативе воспитателя в свободное время организуются разнообразные сюжетно-ролевые игры, в которые скрупулезно вписаны математические операции измерения, счета и др. Эти операции выполняются как ролевые действия, но в отличие от аналогичных действий в свободной сюжетно-ролевой игре они не бывают условными. Воспитатель следит, чтобы измерения производились тщательно, как того требует математическое познание. Именно поэтому исследователь относит эти игры к разряду сюжетно-дидактических. Учитывая специфику таких игр (организуются, подготавливаются, прослеживаются и контролируются взрослым), можно считать, что периодически они могут практиковаться в детских садах, что, несомненно, окажет двустороннее развивающее влияние на детей: на развитие математических знаний и на активизацию игровой деятельности в целом. На наш взгляд, это один из вариантов удачного соединения дидактических и игровых задач в деятельности.