Технология содержания и вегетативное размножение комнатных растений.
Вегетативное размножение комнатных растений
Комнатные растения редко размножаются семенами: многие из них в условиях помещения не цветут или цветут редко, если даже и цветут, то не дают семян или образуют семена, которые не всходят. Поэтому основной вид размножения комнатных растений - вегетативный, т. е. размножение частями растения. У многих растений есть для этого приспособления: луковички-детки (зефирантес, амариллис, гемантус), ростки на корневище (аспидистра, сансевьера), отпрыски (примула, узамбарская фиалка), молодые растения на усах (камнеломка, хлорофитум). Если таких приспособлений нет, растение размножают с помощью черенков. Черенок - это часть вегетативного органа (стебля, листа), из которого при определенных условиях вырастает целое растение. Время черенкования комнатных растений - весна и лето, древовидных - лето (т. е. период роста). Для лучшего укоренения черенков можно сделать из старого аквариума тепличку: на дно насыпать речной крупнозернистый промытый песок, сверху закрыть тепличку стеклом и поставить над ней лампу, желательно дневного света, при котором фотосинтез у растений более интенсивный. В такую тепличку поставить посаженные в горшочки черенки или посадить их во влажный песок. Черенок должен быть длиной 4-5 см и иметь 3-4 листа. Приживаются любые части стебля - верхняя или взятая из середины. Срез делается острой бритвой наискось по стеблю (чтобы увеличить всасывающую поверхность черенка). Наибольшее количество корнеродных клеток находится под самым листовым узлом - местом отхождения листа. Сажать нужно черенки только что срезанные. Затем тепличку закрывают стеклом. Самая большая опасность для черенков - погибнуть от высыхания, так как черенки испаряют много влаги через листья, а всасывают мало, поэтому в тепличке надо постоянно поддерживать влажный микроклимат, опрыскивая растения. Несколько раз в день стекло с теплички ненадолго снимают для проветривания. Черенок приживается, когда у него отрастают корни (это можно установить через 10-12 дней, легко потянув за черенок - корни задерживают его). Когда на черенке появляются листья, его можно пересадить из теплички в горшок.
Не все агротехнические приемы выращивания черенков, описанные выше, понятны детям дошкольного возраста, поэтому в детском саду допустимы некоторые отступления от правил: детям дают для черенкования не любые части растения, а только стеблевые черенки, верхушечную их часть, чтобы черенок имел вид целого маленького растения. Черенки срезают не перед самым занятием с детьми, а накануне, и до занятия держат их в целлофановом пакете. Срез делают не под самым узлом, а ниже, на расстоянии 1-1,5 см от узла - так детям легче посадить черенок, ориентируясь на первый листик. Узнать, что черенок прижился,, можно, когда на нем появится еще один листик. Чтобы эти отступления от агротехники не помешали детям вырастить черенки, надо дать черенки таких растений, которые очень хорошо приживаются: традесканции, сеткрезии, герани, бегонии вечноцветущей, бальзамина, колеуса, фуксии. Черенки растений, которые приживаются медленно, например пеперомии, витуса, а также листовые черенки сансевьеры, бегонии Рекс, бегонии манжетной выращивает сам воспитатель.
Выше изложены общие правила ухода за растениями. При уходе за каждым конкретным растением нужно учитывать его индивидуальные особенности, тогда растения на окнах детского сада будут всегда в хорошем состоянии.
39. Разнообразие (классификация) методов и форм экологического образования детей. Выбор методов и форм экологического образования в зависимости от содержания знаний, конкретных задач воспитания и обучения, особенностей познавательной деятельности дошкольников.
1. Разнообразие методов и форм экологического образования детей.
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей: занятия, экскурсии (природоведческие и сельскохозяйственные), прогулки (целевые и повседневные), элементарная поисковая деятельность, наблюдение и труд в уголке природы и на участке детского сада, праздники и развлечения и т.д. Занятия и экскурсии проводятся со всеми детьми или с подгруппами детей. Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.
Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.
В экологическом образовании детей широко используются все указанные методы.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
В работе по экологическому образованию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.
В последние годы в экологическом образовании дошкольников используются нетрадиционные формы организации педагогического процесса: уроки доброты, обсуждение и проигрывание экологических ситуаций, уроки мышления, экологические экскурсии, экологический музей, работа на экологической тропе, составление экологического паспорта ДОУ и др.
Уроки доброты. Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы. Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботься о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.
Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.
Длительность уроков не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребенка на заданную тему).
Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?».
Обсуждение и проигрывание ситуаций. Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.
· Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердился. Почему?
· Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного птенца. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку.
Уроки мышления. Усвоение зависимостей между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для ребенка-дошкольника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?», «отчего?»
Например: «Почему у елки зеленые иголки?»; «Почему расцвечиваются листья?»; «Почему белого медведя занесли в Красную книгу?».
Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы.
Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.
Экологические экскурсии. Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы. Содержанием экскурсий может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсий дети могут собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе неблагоприятной экологической обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т.д.)/ Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу. Результаты работы оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.
Коллекционирование. Это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы (гранит, кварц, слюда, известняк и т.д.). Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании («Что делают из гранита»; «Как получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?»; «Как он используется?»; «Как его добывают?» и т.д.)
Коллекционировать можно все что угодно: запахи, звуки, краски природы… открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Экологические выставки и экспозиции. Цель их – ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям. Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и со взрослыми.
Тематика может быть самой разнообразной: «Лес – друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Космос»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т.д.
Экологический музей. Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции:
─ растительный мир (гербарий);
─ редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии);
─ минералы и горные породы (коллекции детей);
─ вода, ее использование; охрана (иллюстрации);
─ зеленая аптека (лекарственные травы);
─ экосистемы (модели);
─ экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации).
Подобный материал позволяет наглядно представить детям самые разнообразные темы: «Кто такие защитники природы»; «Голубые и зеленые патрули, их деятельность»; «Жизнь животных в лесу»; «Таинственный мир насекомых» и т.д.
Экологические наблюдения. Их цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдаемых за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе. В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рабы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища; среда обитания, приспособление к среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.
Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.
Практическая деятельность детей. Ее цель – закрепление норм поведения разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях.
Дети обычно участвуют в уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев, кустарников. Они могут ухаживать за слабыми и больными деревьями на участке, за муравейниками, подкармливать птиц. Могут расставить природоохранные знаки, разъяснить их значение малышам. Особое значение имеют трудовые десанты, рейды, которые планируются примерно раз в неделю.
Зеленый патруль. В последнее время в практику работы со старшими дошкольниками входит зеленый патруль, который обходит территорию детского сада, отмечает объекты, нуждающиеся в охране, в помощи, принимает меры по ее оказанию. Дети пользуются картой, составленной совместно с воспитателем. Патруль может знакомить малышей с правилами поведения в природе, прокладывать маршрут в целях защиты наземного покрова от вытаптывания, почвы - от уплотнения и т.д. Патруль также определяет, есть ли на участке или на близлежащих территориях редкие и ценные растения. Защищает не только растения, но и всех «друзей» леса: муравьев, жужелиц, птиц; знакомится с причинами возникновения пожаров, с правилами поведения в природе.
Экологические тропы. В любом заповеднике есть строго определенные места для пешеходного движения. Это позволяет оставлять окружающую природу в девственной неприкосновенности и любоваться нетронутыми красотами. В условиях города в качестве экологических можно использовать тропы в парке или на озелененном участке детского сада. Что может увидеть ребенок на такой тропе? Деревья, растения, в том числе занесенные в Красную книгу, муравейники; холмики крота; кузницу дятла; формы рельефа, горные породы, почвы и другие компоненты ландшафта. А также транспортные магистрали, сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения, которые помогут показать, как человек влияет на природу и решает проблемы ее охраны. Чтобы тропа действительно помогла воспитывать детей экологически, необходимо особое внимание уделять правилам поведения в природе.
Экологические карты. Дети любят путешествовать, открывать неизвестные земли. Сначала это путешествия по территории детского сада, затем по ближайшим окрестностям. И, как настоящие путешественники-исследователи, дети составляют экологические карты. Они заполняются постепенно. Используются простейшие условные обозначения и рисунки, придуманные детьми. Читая карту, можно узнать, сколько деревьев растет около дороги; где участки земли чище: у торговых точек или около школы, детского сада, кинотеатра и почему; где возникают свалки; где проложены асфальтовые дорожки; где земля вытоптана. На картах отмечают места, где произрастают дикорастущие и культурные растения. Рассматривая карту, дети размышляют на такие темы, как: какие растения растут в местах озеленения и какие вдоль дороги, вдоль дороги? Каким образом они приспособились к условиям окружающей среды? И т.д.
Экологические игры. Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города» ее участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры – формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил.
Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Игра «Экосистема водоем» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологические пирамидки» помогает показать пищевые цепи (ребенок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных).
Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.
Широко применяются в практике школьных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.
В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое - неживое»; «Птицы – рыбы-звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильную дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.