Как работать с рекомендованной литературой
При работе с текстом целесообразно сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение должно сопровождаться записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др.
Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
План – это схема прочитанного материала, краткий перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект– это систематизированное, логичное изложение материала. Различаются четыре типа конспектов.
План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В процессе изучения материала, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.
Как работать над конспектом после лекции
Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта. С целью доработки необходимо в первую очередь прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки, расшифровать не принятые ранее сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи. Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению. Из-за потери логической связи как внутри темы, так и между ними материал учебной дисциплины перестает восприниматься, а творческий труд подменяется утомленным переписыванием. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Самостоятельная работа студентов (СРС) под руководством преподавателя является составной частью «самостоятельная работа студентов», принятого в высшей школе. СРС под руководством преподавателя представляет собой вид занятий, в ходе которых студент, руководствуясь методической и специальной литературой, а также указаниями преподавателя, самостоятельно выполняет учебное задание, приобретая и совершенствуя при этом знания, умения и навыки практической деятельности. При этом взаимодействие студента и преподавателя приобретает вид сотрудничества: студент получает непосредственные указания преподавателя об организации своей самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию руководства через консультации и контроль.
Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельных работ данного вида заключается в накоплении нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта действий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Суть заданий работ этого вида сводится к поиску, формулированию и реализации идей решения. Самостоятельная работа данного вида должна выдвигать требования анализа незнакомых студентам ситуаций и генерирования новой информации для выполнения задания.
8.3. Оценка качества подготовки по дисциплине (модулю)
Коды компетенций | Этапы формирования компетенций | Показатели оценивания компетенций | Критерии оценивания компетенций | |||
Отлично | Хорошо | Удовлетвори-тельно | Неудовлетвор-ительно | |||
ОК-3 | Знать: назначение нормативной и нормативно-технической документации; нормы, правила инструкции по охране труда; систему стандартов безопасности труда; о государственном надзоре и общественном контроле за соблюдением законодательства. Уметь:анализировать и обобщать информацию; выявлять новеллы действующего законодательства. Владеть:навыками получения информации из официальных источников, научной печати и сети Интернет; навыками постановки цели и выбора путей ее достижения. | Пороговый уровень: Показатели усвоения знаний содержат описание действий, отражающих работу с информацией, выполнение различных мыслительных операций - дает общее представление о виде деятельности, основных закономерностях функционирования объектов профессиональной деятельности, методов и алгоритмов решения практических задач Базовый уровень: Показатели для проверки освоения умений содержат требования к выполнению отдельных действий и/или операций - позволяет решать типовые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам Повышенный уровень: Наименования данных результатов обучения включают характеристику навыков, приобретенных в процессе решения профессиональных задач - предполагает готовность решать практические задачи повышенной сложности, нетиповые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения в условиях неполной определенности, при недостаточном документальном, нормативном и методическом обеспечении | Теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные рабочей программой дисциплины учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному | Теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные рабочей программой дисциплины учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. | Теоретическое содержание дисциплины освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных рабочей программой дисциплины учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки. | Теоретическое содержание дисциплины не освоено. Необходимые практические навыки работы не сформированы, все предусмотренные рабочей программой дисциплины учебные задания выполнены с грубыми ошибками. Дополнительная самостоятельная работа над материалом дисциплины не приведет к какому-либо значимому повышению качества выполнения учебных заданий |
ОК-5 | Знать: правила и нормы культурного поведения, принципы работы в коллективе; возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста. Уметь: соблюдать правила и нормы культурного поведения, работая в коллективе. Владеть:навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета; способностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, культурой поведения. | |||||
ОК-7 | Знать:о значении и необходимости саморазвития, способах повышения своей квалификации и мастерства. Уметь:самостоятельно применять современные технологии для получения новейших знаний. Владеть:навыками саморазвития, повышения своей квалификации и мастерства. | |||||
ОК-9 | Знать: опасные и вредные производственные факторы, их классификацию; принципы, методы и средства обеспечения безопасности; классификацию основных форм деятельности человека; классификацию условий трудовой деятельности; принципы классификации условий труда (условия труда по опасности и вредности); классификацию чрезвычайных ситуаций; Уметь: анализировать социально значимые проблемы и процессы, в рамках которых осуществляется правовое регулирование. Владеть: навыками безопасности и проведения необходимых мероприятий в случае появления различных чрезвычайных ситуаций. | |||||
ОК-11 | Знать: методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации; базовые понятия информатики и информационных технологий; устройство компьютера и его аппаратное обеспечение. Уметь:применять теоретические знания для решения прикладных задач с использованием возможностей современных информационных и коммуникационных технологий; использовать информационные технологии для автоматизации делопроизводства в сфере юриспруденции. Владеть:навыками сбора, обработки, анализа и представления информации, имеющей значение в соответствующих сферах профессиональной деятельности; основными приемами работы на компьютере с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. | |||||
ПК-4 | Знать: основные положения законодательства о труде в Российской Федерации; положений нормативной и нормативно-технической документации; норм и правила по охране труда; инструкции по охране труда; стандарты безопасности труда. Уметь: принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом. Владеть: навыками принятия решений и совершения юридических действий в точном соответствии с законом. | |||||
ПК-8 | Знать: организацию и функции служб охраны труда на предприятии; о государственном надзоре и общественном контроле за соблюдением законодательства по охране труда.Уметь: осуществлять расчет искусственного освещения: определять эффективность снижения шума; определять воздействие негативных факторов на человека и среду обитания; определять категорию тяжести труда. Владеть: навыками, необходимыми для выполнения должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка; навыками безопасности и проведения необходимых мероприятий в случае появления различных чрезвычайных ситуаций. | |||||
ПК-16 | Знать:основные принципы консультирования в конкретных видах юридической деятельности. Уметь:осуществлять квалифицированную юридическую помощь; давать квалифицированные юридические заключения и консультации. Владеть: методикой юридического консультирования, навыками анализа правоприменительной практики. | |||||
ПК-17 | Знать: на высоком теоретическом и методологическом уровне правовые дисциплины. Уметь: методически грамотно проводить научные исследования актуальных проблем различных правовых дисциплин. Владеть:навыками научного подхода к анализу и оценке государственно-правовых институтов, юридических норм; навыками использования теоретических знаний для анализа состояния и динамики развития государственно-правовых явлений. |