Потребность в новых впечатлениях - одна из самых важных для человека. Ориентация на нее обусловила введение тренинга в систему работы.
Педагогическая диагностика процесса экологического развития дошкольников. Виды диагностических методик.
Примерная диагностика педагогического процесса по экологическому образованию в дошкольном образовательном учреждении (авторы л.А.Каменева, л.М.Кондратьева,е.Ф.Терентьева)
Схема изучения знаний детей о животных и растениях и методика обследования
Младшая группа
Животные.
Узнают и называют ли дети по картинкам два-три вида домашних и диких животных, одну-две птицы, бабочку, рыбку, лягушку?
Знают ли части тела животных?
Знают ли, где они живут?
Знают ли, чем питаются?
Какие признаки живого выделяют?
Методика диагностики. Беседа с детьми по картинкам (приготовить картинки с изображением животных разных экологических групп: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных - лягушка): 1. Кто это (если ребенок затрудняется с ответом, попросить показать, где корова, лошадь и т.д.)? 2. Где живет? 3. Что это (показать ту или иную часть тела)? 4. Живое ли это (показать картинку с изображением животного)? 5. Как догадался, что живое?
Организовать с ребенком игру «Покорми животное». Приготовить игрушки, изображающие животных и разные виды пищи (натуральные или их изображения). Предложить детям выбрать то, что любят животные, и «покормить» их.
Растения.
1. Узнают и называют ли дети по картинкам и в натуре два-три вида растений (комнатных, цветника, огорода), одно-два дерева?
Знают ли их части (лист, стебель, цветок)?
Осознают ли необходимость поливки?
Относят ли растение к живым существам?
Методика диагностики. Беседа с детьми по картинкам и с использованием комнатных растений (подобрать картинки с изображением травянистых растений цветника, огорода, луга, а также деревьев): 1. Что это (или - как называется это растение)? 2. Что будет, если растения не поливать? 3.Живое ли растение? 4. Как догадался, что живое?
Организовать игру «Путаница.» (приготовить карточки с изображением частей растения). Задание ребенку: сложи правильно, как бывает. (Затем перепутать расположение частей.) Можно ли сложить так? Почему нельзя? Назови, что это (указать на ту или иную часть растения).
Средняя группа
Животные.
Узнают и называют ли дети три-четыре вида домашних и диких животных и их детенышей, три-четыре вида птиц, различают ли рыб, насекомых (бабочку, жука, стрекозу, пчелу, муху), лягушку, животных уголка природы?
Знают ли части тела и их особенности?
Знают ли образ жизни: место обитания, способ передвижения, чем питаются и как добывают корм?
Относят ли животных к живым существам и по каким признакам?
Умеют ли устанавливать связи между способом передвижения и характером конечностей, пи-щей и ротовым аппаратом, сезонными изменениями в природе и некоторыми приспособлениями животных?
Методика диагностики. Беседа по картинкам: 1. Назови, кто это? 2.Найди детеныша и скажи, как его называют? 3. Какие части тела есть у рыбы (птицы и др.)? 4. Где живет? 5. Что ест? 6. Кто кормит это животное (или: где находит пищу)? 7. Как передвигается? 8. Почему птица летает, а заяц не может летать (медведь ходит, лягушка прыгает и т.д.)? 9. Живые ли животные (заяц, бабочка и др.)? 10. Как догадался? 11. Что бывает с птицами зимой? Дополнительные вопросы: а) все ли остаются зимовать? б) почему улетают скворцы, ласточки? 12. Как зимует медведь (лягушка, бабочка)? 13. Почему они так зимуют?
Растения.
1. Знают ли дети три-четыре вида комнатных растений (цветника, огорода, парка, луга)?
Знают ли их основные части (включая корень) и их особенности (цвет, величину, форму и другие признаки)?
Осознают ли необходимость поливки, очистки растений от пыли, рыхления?
Связывают ли способы ухода с потребностями во влаге, свете, тепле, почвенном питании?
Относят ли растения к живым организмам?
Умеют ли устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода; между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием растений?
Методика диагностики. Беседа по картинкам и с использованием комнатных растений: 1. Как называется это растение (или: найди в уголке природы герань, бальзамин и др.)? 2. Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли? 3. Почему так нужно делать? 4. Живые ли растения? 5. Почему так думаешь? 6. Найди картинку, где изображено растение зимой (летом, осенью). 7. Как догадался? 8. Почему зимой на деревьях нет листьев? 9. Почему летом все растения зеленые, цветут?
Организовать игру «Путаница». Выявить знание детьми частей растений, их расположения. В ходе игры задать вопросы: 1) назови, что это (части растения)? 2) можно ли расположить их так (перепутать)? 3) почему нельзя так расположить части растений? 4) сделай правильно; 5) объясни, почему именно так нужно расположить части растения.