Диагностический компонент технологии представлен как общеизвестными, так и разработанными составителем технологии методиками.
• Дошкольник 6-7 лет интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, стремлении разузнать, подойти, обследовать. На основе опыта у него уже сложились свои предпочтения. Он много знает о природных явлениях: погоде, животных, растениях и др.
Интерес к природным явлениям у ребенка проявляется, прежде всего, в желании приблизиться к наблюдаемому объекту, вступить с ним в непосредственный контакт. К семи годам у детей развивается понимание необходимости осторожного обращения с живыми существами, водой, огнем и т. п. Однако это не снижает детской любознательности к природным явлениям. Взрослый должен всемерно поддерживать детский интерес к природе, направлять его в безопасное и содержательное русло. Компетентность дошкольника по отношению к природе складывается в различных видах деятельности: наблюдениях, экспериментировании, проектировании, труде по уходу за растениями и животными.
Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет; каково строение цветка, тела насекомого, птички. Чем они питаются, спят ли, прячутся, куда улетают. Старший дошкольник «выверяет» свои знания о природе, свое отношение к ней по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.
• Старший дошкольник может устанавливать скрытые взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, понимать важные механизмы приспособления живой природы к среде обитания (наземная, наземно-воздушная, водная); видеть зависимость внешних природных изменений от особенностей сезонов.
Дети 6-7 лет уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Дошкольники постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.
Большой интерес у ребенка этого возраста вызывают детеныши животных. Он испытывает к ним нежность. У ребенка уже может возникать чувство ответственности за благополучие своих домашних животных и растений.
• Задачи экологического образования детей 6-7 лет:
1). Дальнейшее расширение представлений о природе путем включения знаний о новых объектах и явлениях (о системе потребностей живых организмах; о человеке как о живом существе; росте, развитии и размножении живых организмов; жизни живых организмов в условиях экологических систем);
2). Завершение работы по систематизации знаний (лес, луг, животное, живое и др.);
3). Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности;
Обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями, животными, объектами неживой природы.
Технология эколого-педагогической работы с детьми подготовительной к школе группы имеет сходство и отличие от системы работы в предыдущих группах.
В повседневных циклических наблюдениях дошкольники прослеживают самые различные нюансы взаимосвязи объектов живой природы со средой обитания, морфофункциональной приспособленности к ней. В циклы включаются сравнительные наблюдения, проблемные и опытнические ситуации, дети прослеживают рост и развитие птенцов, детенышей млекопитающих, их меняющуюся связь с внешней средой.
• Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей природы (природной и социальной); педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Метод проектов возможно, на наш взгляд, рассматривать как метод педагогизации процесса взаимодействия ребенка с окружающей средой.
Спецификой метода проектов обусловлен его воспитательный потенциал. Особую педагогическую значимость данного метода мы видим в том, что:
- метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
- метод проектов актуализирует субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самостоятельность;
- метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир. Природную и социальную среду, педагогизирующих процессов освоения ребенком, окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребенка.
• Известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности человека вообще и ребенка в частности, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных условиях будет деятельность его воображения»
• Технология экологического образования детей этой группы опирается на широкое использование игровой деятельности. Ребенку предлагается путешествовать, играть, упражняться, размышлять вместе с игровыми персонажами (Лесовичком, Незнайкой и др.).