Использование строительно-конструктивной игры в познании детьми свойств природного материала.
В игровой деятельности проявляются сложившееся у ребенка положительное отношение к тому содержанию, которое она в себе несет, в частности, природному. Все, что произвело на детей впечатление, преобразуется в практику игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма и др.), значит, полученные представления вызвали эмоциональный отклик, запомнились, преобразовались в отношение, которое ее спровоцировало. Таким образом, игра оказывает влияние на формирование у детей бережного, заботливого, внимательного отношения к объектам природы, умения и желания защищать природу, осознанно выполнять определенные правила взаимодействия с ней.
Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
В ознакомлении детей с природой широко используются разные виды игр. Игры биоэкологического характера, используемые в практике дошкольного образования, традиционно делятся на: 1) игры с готовым содержанием (дидактические (сюжетно-дидактические), подвижные (сюжетно-подвижные)) и 2) творческие (строительно-конструктивные, сюжетно-ролевые и др.).
Содержанием творческих игр природоведческого содержания являются впечатления, полученные детьми в процессе образовательной деятельности (занятий) и повседневной жизни. Их основная особенность в том, что организуются и проводятся они по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Такие игры позволяют выявить степень усвоения детьми ранее полученных знаний и представлений (не новых!); способствуют усвоению знаний о труде взрослых в природе, осознанию его значения, формированию положительного отношения к нему.
Одним из видов творческих игр природоведческого содержания являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, вода, камешки, шишки и т.д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Строительные игры с природным материалом могут служить основанием для постановки опытов, которые организуются с целью разрешения возникающих вопросов, типа: почему в одних условиях снег лепится, а в других – нет? Почему лед и снег превращаются в воду в теплом помещении? и др. Ценность природного материала – в возможности его разнообразного использования, что помогает детям открывать новые качества и свойства предметов. Отбор, использование природного материала, руководство играми осуществляется при участии педагога.
Руководство строительно-конструктивными играми с природным материалом
Для строительно-конструктивных игр в дошкольных учреждениях широко используются не только строительные, но и природные материалы: снег, вода, песок, камешки, шишки, ветки и т. п.
Едва научившись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремится копать снег, песок, любит играть с водой. Однако без специально организованного обучения игры с природным материалом бывают однообразными и малосодержательными. Многие из свойств природных материалов ребенок познает чувственным путем. Способы чувственного познания, умение выделить свойства и качества предметов развиваются в процессе разнообразной деятельности, прежде всего в игре. Педагог должен последовательно обучать детей, развивая у них анализирующее восприятие предметов, формируя действия обследования, добиваясь усвоения правильных словесных обозначений признаков.
Дети всех возрастных групп очень любят игры с песком. Место на участке, где хранится песок (песочница), огораживается, чтобы он не рассыпался. Песок – недолговечный строительный материала. Дети с увлечением строят из него замки, горки, роют каналы, глубокие колодцы и т. д. Но как только песок высыхает, рассыпаются скульптуры, ограды, рвы. Поэтому песок в песочницах нужно содержать постоянно во влажном состоянии.
В младших группах дети с удовольствием осваивают прием формовки из песка, используя специальные формочки, совочки, маленькие ведерки, игрушки с подставкой, чтобы воткнуть в песок. Воспитатель обогащает сенсорный опыт детей, учит правильно называть признаки песка.
В старших группах дети учатся строить способом выкапывания (колодец, река, туннель и т. д.). Дети могут преобразовывать горку утрамбованного песка в предмет определенного назначения (дом, крепость, дворец). Часто они объединяются в совместные игры, сооружая не отдельные предметы, а целые комплексы (парк, речная пристань и т. п.).
В зимний период во время прогулки дети с увлечением играют со снегом. Младшие дети разгребают его лопатками, насыпают горки. Самый простой прием – лепка, если снег липкий. Педагог предлагает малышам вылепить маленькие комочки – снежки, морковку, чтобы накормить зайчика и т. п. В присутствии детей воспитатель может слепить снеговика. Потом вместе с детьми сделать ему глаза, рот, уши, волосы из сухих веточек, сучков. Так малыши усваивают представление о свойствах снега и способах игры с ним.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста осваивают новый прием строительства из снега – лепку из накатанных комьев, делают из них фигуру человека (Дед Мороз, Снегурочка). Катая комья, они усваивают свойство влажного снега (тяжесть), а если его еще и облить водой, то это придает постройке большую прочность. Дети строят из снега также дома, крепости, лодки, мосты, пароходы, украшают участки цветными льдинками.