Цикл наблюдений за зимующими птицами.(Средняя и старшая группы)

Примерно в середине ноября воспитатель начинает с детьми организацию зимней подкормки птиц на участке детского сада. В непринуждённых разговорах воспитатель создаёт у детей необходимую мотивацию. Например, глядя в окно, он говорит: «Ребята, нашего попугая мы хорошо кормим каждый день. А вот птицам на улице плохо – они сами должны отыскивать себе корм. Но что сейчас найдёшь? Ноябрь – холодное время. Жучков и бабочек уже нет. Что они бедные сейчас едят?!» В следующий раз можно сказать так: « Бедные птички – совсем вам плохо! Ребята, а ведь мы можем им помочь . Сделаем кормушку, повесим её и будем класть туда разный корм!» ( попросить родителей изготовить кормушку).Вместе с детьми осмотреть сделанную родителями кормушку. Обсудить, прочная ли она, красивая ли, удобная ли. На прогулке вместе с детьми выбрать место, повесить её.В группе воспитатель начинает собирать корм для птиц и обучает этому детей (собирать хлебные крошки после еды). Можно попросить родителей принести немного корма для птиц .Когда корма накопится достаточно, воспитатель вместе с детьми во время прогулки выкладывает его в кормушку для птиц. Просит детей быть внимательными, чтобы увидеть, заметит ли кто из птиц угощение. При этом пояснить, что птицы не сразу начнут клевать крошки. Они должны сначала обнаружить кормушку с кормом, привыкнуть к ней. Но мы каждый день будем класть корм, и птицы обязательно прилетят!

Через некоторое время, когда птицы обнаружат кормушку, начинается цикл наблюдений за зимующими птицами.

Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на участок?»

Цель: уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по двум - трём характерным признакам: воробьи маленькие , серенькие или серо – коричневые, летают стайкой; корона крупная, серо – чёрная, летает одна; голуби крупнее воробьёв, серо – голубые, кормятся стаей.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что не все птицы садятся на кормушку, предлагает поискать глазами других птиц, которые летают вокруг, наблюдают за кормушкой и её посетителями. Просит назвать, откуда вороны ведут свои наблюдения (с забора, с деревьев, с крыш соседних домов и т. д.)

Наблюдение 2. «Какая ворона и какой воробей?»

Цель: учить детей замечать характерные особенности строения птиц, размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела, напомнить названия птиц, прилетающих на кормушку. В свободное время можно разучить с детьми стихи.

Воробышки

На дворе морозище –

Градусов под сорок.

Плачут воробышки,

Что весна не скоро,

Что в морозы лютые

Плохо греют шубки…

Я принёс воробышкам

На тарелке крупки:

-Кушайте, воробышки,

Кушайте хорошие.

Я бы вам и валенки

Подарил с калошами.

Но сказала мама:

-Воробей ведь маленький-

Сразу, как запрыгает,

Потеряет валенки.

Наблюдение 3. «Как птицы кормятся на кормушке?»

Цель: учить детей замечать особенности поведения птиц на кормушке(одни уверенно кормятся на кормушке , никого не опасаясь, другие, схватив корм, улетают с ним, третьи кормятся под кормушкой, собирая остатки, четвёртые лишь наблюдают за событиями на кормушке).

Наблюдение 4. «Какие звуки издают птицы?»

Цель: учить детей различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей), наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.

Предложить детям разучить стихотворение.

Скачет, скачет воробей.

Кличет маленьких детей:

-Киньте крошек воробью-

Я вам песенку спою:

Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень –

Буду петь вам целый день: чик-чирик!

Наблюдение5. «Сколько ног у птиц и как они ходят?»

Цель: уточнить представления детей о количестве ног у птиц и их функциональном значении: с помощью ног пернатые ходят по твёрдой поверхности (дороге, крыше), сидят на ветках, птицы передвигаются по-разному: вороны и голуби ходят, воробьи скачут.

Воспитатель даёт детям задание для самостоятельного наблюдения; в конце прогулки обсудить их наблюдения.

Наблюдение 6. «Птичьи следы на снегу».

Цель: развивать у детей интерес и наблюдательность, умение определять птиц по их следам (размер «крестиков», характер « цепочки»), читать по следам события («цепочка» оборвалась – значит, птица взлетела; «крестиков» много и они в беспорядке – значит, несколько птиц кормилось на этом месте); уточнить представления о том, что следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на плотном снегу следов не видно.



Наши рекомендации