Вегетативное размножение комнатных растений
Комнатные растения редко размножаются семенами: многие из них в условиях помещения не цветут или цветут редко, если даже и цветут, то не дают семян или образуют семена, которые не всходят. Поэтому основной вид размножения комнатных растений - вегетативный, т. е. размножение частями растения. У многих растений есть для этого приспособления: луковички-детки (зефирантес, амариллис, гемантус), ростки на корневище (аспидистра, сансевьера), отпрыски (примула, узамбарская фиалка), молодые растения на усах (камнеломка, хлорофитум). Если таких приспособлений нет, растение размножают с помощью черенков. Черенок - это часть вегетативного органа (стебля, листа), из которого при определенных условиях вырастает целое растение. Время черенкования комнатных растений - весна и лето, древовидных - лето (т. е. период роста). Для лучшего укоренения черенков можно сделать из старого аквариума тепличку: на дно насыпать речной крупнозернистый промытый песок, сверху закрыть тепличку стеклом и поставить над ней лампу, желательно дневного света, при котором фотосинтез у растений более интенсивный. В такую тепличку поставить посаженные в горшочки черенки или посадить их во влажный песок. Черенок должен быть длиной 4-5 см и иметь 3-4 листа. Приживаются любые части стебля - верхняя или взятая из середины. Срез делается острой бритвой наискось по стеблю (чтобы увеличить всасывающую поверхность черенка). Наибольшее количество корнеродных клеток находится под самым листовым узлом - местом отхождения листа. Сажать нужно черенки только что срезанные. Затем тепличку закрывают стеклом. Самая большая опасность для черенков - погибнуть от высыхания, так как черенки испаряют много влаги через листья, а всасывают мало, поэтому в тепличке надо постоянно поддерживать влажный микроклимат, опрыскивая растения. Несколько раз в день стекло с теплички ненадолго снимают для проветривания. Черенок приживается, когда у него отрастают корни (это можно установить через 10-12 дней, легко потянув за черенок - корни задерживают его). Когда на черенке появляются листья, его можно пересадить из теплички в горшок.
Не все агротехнические приемы выращивания черенков, описанные выше, понятны детям дошкольного возраста, поэтому в детском саду допустимы некоторые отступления от правил: детям дают для черенкования не любые части растения, а только стеблевые черенки, верхушечную их часть, чтобы черенок имел вид целого маленького растения. Черенки срезают не перед самым занятием с детьми, а накануне, и до занятия держат их в целлофановом пакете. Срез делают не под самым узлом, а ниже, на расстоянии 1-1,5 см от узла - так детям легче посадить черенок, ориентируясь на первый листик. Узнать, что черенок прижился,, можно, когда на нем появится еще один листик. Чтобы эти отступления от агротехники не помешали детям вырастить черенки, надо дать черенки таких растений, которые очень хорошо приживаются: традесканции, сеткрезии, герани, бегонии вечноцветущей, бальзамина, колеуса, фуксии. Черенки растений, которые приживаются медленно, например пеперомии, витуса, а также листовые черенки сансевьеры, бегонии Рекс, бегонии манжетной выращивает сам воспитатель.
Выше изложены общие правила ухода за растениями. При уходе за каждым конкретным растением нужно учитывать его индивидуальные особенности, тогда растения на окнах детского сада будут всегда в хорошем состоянии.
39. Разнообразие (классификация) методов и форм экологического образования детей. Выбор методов и форм экологического образования в зависимости от содержания знаний, конкретных задач воспитания и обучения, особенностей познавательной деятельности дошкольников.
1. Разнообразие методов и форм экологического образования детей.
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей: занятия, экскурсии (природоведческие и сельскохозяйственные), прогулки (целевые и повседневные), элементарная поисковая деятельность, наблюдение и труд в уголке природы и на участке детского сада, праздники и развлечения и т.д. Занятия и экскурсии проводятся со всеми детьми или с подгруппами детей. Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.