Вопрос 4. Теория и практика использования природы во всестороннем развитии детей на разных этапах становления советского дошкольного воспитания, III и IV съезды по дошкольному воспитанию.
В советской школе природоохранительное образование осуществлялось по двум направлениям: одно из них связано с изучением вопросов охраны природы на уроках и экскурсиях, другое - во внеклассной и внешкольной деятельности.
На Первом Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию выдвигалась задача «приблизить природу к ребенку». Создать в дошкольных учреждениях условия для ознакомления школьников с животными и растениями. Но вместе с тем отмечалось недостаточное использование наблюдений за природой, недооценка её роли в развитии ребенка. В «Инструкции по ведению очага и детского сада» (1919г.) впервые ставилась задача научить детей любить и беречь природу. Для осуществления этого, предусматривалось создание в детском саду аквариумов, террариумов, содержание животных, выращивание растений и цветов. При этом детям предоставлялась самостоятельность в уходе за растениями и животными.
На Втором Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию 1921г. были определены средства, приближающие ребёнка к природе:
· Устройство экскурсий и прогулок
· Работа детей в саду, огороде, цветнике и в уходе за животными.
· введение в обиход дошкольной работы живого материала для наблюдений над ним.
На Третьем съезде был определен главный метод изучения ребёнком природы - доступное исследование окружающей среды путём систематических упражнений внешних чувств. В 1924 году Наркомпрос ставил задачу изучения природы края , для этого был использован исследовательский метод . Предполагалось выяснять влияние производства на окружающую среду при помощи экскурсий, в живом уголке.
На Четвертом Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию (1928г.) рекомендовалось преподавательскую работу вести по определенным организующим моментам, сосредоточив основное внимание на организационных занятиях.
Таким образом, решения съездов по дошкольному воспитанию оказали существенное влияние на развитие и становление методики экологического образования. Первые и последующие программные документы включали содержание знаний о природе, определяли основные методы ознакомления с ней.
В целом в 20-ЗО-е годы XX столетия большое внимание уделялось проведению многочисленных экскурсий в природу, практическим, исследовательским и лабораторным работам. Повсеместно организовывались экскурсионные биологические станции, педагогические биостанции, станции юных натуралистов. Но постепенно естествознание было сведено к сельскохозяйственной практике.
Лишь с 1932 года в основу изучения природы в ДОУ был положен принцип научного содержания, начали разрабатываться воспитательные аспекты. Первый проект программы, в котором были определены цели и задачи дошкольного природоведения, вышел в 1932г
В ЗО-е годы началась индустриализация страны. В это время у детей воспитывалось потребительское отношение к природе. Изучалось; сколько спичек можно сделать из одного дерева, для чего людям нужны леса, поля, реки и другие подобные вопросы.
В 30-40 годы XX столетия вопросы влияния природы на воспитание получили более глубокую теоретическую обоснованность. Стали более детально изучать влияние общения с природой на всестороннее развитие детей. Основной вклад в разработку вопросов был внесен Е.И. Тихеевой, Л.К. Шлегер, В..А. Сухомливским и др.
Е.И. Тихеева подчеркивала силу воспитательного влияния природы на ребенка. Она считала природу неиссякаемым источником, из которого дети черпают содержание игр, наблюдений, труда. По её мнению, чем больше органов чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом дошкольник, тем полнее он познает окружающее. Как и К.Д. Ушинский, Е.И.Тихеева считала, что мир природы таит большие возможности для развития у детей наблюдательности. Она предложила средства, формы и методы познания окружающей среды, рекомендации к проведению экскурсий, бесед, требования к уголку природы. Большое значение Е.И.Тихеева придавала отбору знаний для дошкольников и планированию работы. В предложенном ею плане-программе материал о природе выделен в специальную главу- План предусматривает усложнение материала от одного возраста к другому, соблюдение таких принципов, как сезонный, краеведческий. Е. И. Тихеева предложила целостный подход к изучению природы, что является наиболее полезным и доступным для детей дошкольного возраста. Вместе с тем она переоценивала роль природы в эстетическом воспитании, считая, что только она дает образцы «вечной и неизменной красоты».
Л. К. Шлегер к факторам, влияющим на развитие ребенка, относит и природу. Как и Е. И. Тихеева, она рекомендует использовать экскурсии, однако не считает обязательным предварительную подготовку к ним. Богатые педагогические возможности видела Шлегер в беседах. «Привычка беседовать в определенном направлении,- пишет она, - вырабатывает в ребенке способность к активному, т. е. сознательному наблюдению, что составляет громадный шаг вперед в развитии его душевных сил. Работа сознания всегда связана с возможностью делать какие-нибудь .выводы из своих наблюдений». Она считала, что знания, полученные детьми, должны воплощаться в их творческой деятельности.
Л. К. Шлегер совместно с С. Т. Шацким подготовила материал для бесед с дошкольниками. Авторы, придерживаясь сезонного принципа, знакомили детей с неживой и живой природой. Для каждой темы были подобраны дидактический и наглядный материал, задания детям. Содержание бесед давалось в соответствии с особенностями возраста. Несмотря на недостатки рекомендованных бесед (некоторая бессистемность, четко не прослеживалась зависимость изменений живой природы от неживой и т. д.), они сыграли положительную роль в отборе содержания обучения дошкольников при ознакомлении их с природой.
Большое наследие в области воспитания дошкольников средствами природы оставил нам выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинекий. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры,- говорил Сухомлинский.- Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе ... ".
В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает учителям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами." Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести уроки."
Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
В.А.Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. "Меня поражало,- говорит Сухомлинский - что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности.". Сухомлинский предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать "птичью" и "звериную" лечебницы, сажать деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".
Таким образом, опыт работы В.А..Сухомлинского в «Школе радости» подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а основой воспитания человечности, доброты, бережного и заботливого отношения ко всему живому являются знания об окружающем.