Вопрос 4. Теория и практика использования природы во всестороннем развитии детей на разных этапах становления советского дошкольного воспитания, III и IV съезды по дошкольному воспитанию.

В советской школе природоохранительное образование осуществлялось по двум направлениям: одно из них связано с изучением вопросов охраны природы на уроках и экскурсиях, другое - во внеклассной и внешкольной деятельности.

На Первом Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию выдвигалась задача «приблизить природу к ребенку». Создать в дошкольных учреждениях условия для ознакомления школьников с животными и растениями. Но вместе с тем от­мечалось недостаточное использование наблюдений за природой, недооценка её роли в развитии ребенка. В «Инструкции по ведению очага и детского сада» (1919г.) впервые ставилась задача научить детей любить и беречь природу. Для осуществления этого, предусматривалось создание в детском саду аквариумов, террариумов, содержание животных, выращивание растений и цветов. При этом детям предоставлялась самостоятельность в уходе за растениями и животными.

На Втором Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию 1921г. были определены средства, приближающие ребёнка к природе:

· Устройство экскурсий и прогулок

· Работа детей в саду, огороде, цветнике и в уходе за живот­ными.

· введение в обиход дошкольной работы живого материала для наблюдений над ним.

На Третьем съезде был определен главный метод изучения ребёнком природы - доступное исследование окружающей среды путём систематических упражнений внешних чувств. В 1924 году Наркомпрос ставил задачу изучения природы края , для этого был использован исследовательский метод . Предполагалось выяснять влияние производства на окружающую среду при помощи экскурсий, в живом уголке.

На Четвертом Всероссийском съезде по дошкольному вос­питанию (1928г.) рекомендовалось преподавательскую работу вести по определенным организующим моментам, сосредоточив основное внимание на организационных занятиях.

Таким образом, решения съездов по дошкольному воспитанию оказали существенное влияние на развитие и становление методики экологического образования. Первые и последующие про­граммные документы включали содержание знаний о природе, определяли основные методы ознакомления с ней.

В целом в 20-ЗО-е годы XX столетия большое внимание уделялось проведению многочисленных экскурсий в природу, практическим, исследовательским и лабораторным работам. Повсеместно организовывались экскурсионные биологические станции, педагогические биостанции, станции юных натурали­стов. Но постепенно естествознание было сведено к сельскохо­зяйственной практике.

Лишь с 1932 года в основу изучения природы в ДОУ был по­ложен принцип научного содержания, начали разрабатываться воспитательные аспекты. Первый проект программы, в котором были определены цели и задачи дошкольного природоведения, вышел в 1932г

В ЗО-е годы началась индустриализация страны. В это время у детей воспитывалось потребительское отношение к природе. Изучалось; сколько спичек можно сделать из одного дерева, для чего людям нужны леса, поля, реки и другие подобные вопросы.

В 30-40 годы XX столетия вопросы влияния природы на воспитание получили более глубокую теоретическую обосно­ванность. Стали более детально изучать влияние общения с природой на всестороннее развитие детей. Основной вклад в разработку вопросов был внесен Е.И. Тихеевой, Л.К. Шлегер, В..А. Сухомливским и др.

Е.И. Тихеева подчеркивала силу воспитательного влияния природы на ребенка. Она считала природу неиссякаемым источником, из которого дети черпают содержание игр, наблюде­ний, труда. По её мнению, чем больше органов чувств участву­ют в восприятии природы, чем активнее при этом дошкольник, тем полнее он познает окружающее. Как и К.Д. Ушинский, Е.И.Тихеева считала, что мир природы таит большие возможно­сти для развития у детей наблюдательности. Она предложила средства, формы и методы познания окружающей среды, реко­мендации к проведению экскурсий, бесед, требования к уголку природы. Большое значение Е.И.Тихеева придавала отбору зна­ний для дошкольников и планированию работы. В предложен­ном ею плане-программе материал о природе выделен в специ­альную главу- План предусматривает усложнение материала от одного возраста к другому, соблюдение таких принципов, как сезонный, краеведческий. Е. И. Тихеева предложила целостный подход к изучению природы, что является наиболее полезным и доступным для детей дошкольного возраста. Вместе с тем она переоценивала роль природы в эстетическом воспитании, счи­тая, что только она дает образцы «вечной и неизменной красо­ты».

Л. К. Шлегер к факторам, влияющим на развитие ребенка, относит и природу. Как и Е. И. Тихеева, она рекомендует ис­пользовать экскурсии, однако не считает обязательным предва­рительную подготовку к ним. Богатые педагогические возмож­ности видела Шлегер в беседах. «Привычка беседовать в опре­деленном направлении,- пишет она, - вырабатывает в ребенке способность к активному, т. е. сознательному наблюдению, что составляет громадный шаг вперед в развитии его душевных сил. Работа сознания всегда связана с возможностью делать какие-нибудь .выводы из своих наблюдений». Она считала, что зна­ния, полученные детьми, должны воплощаться в их творческой деятельности.

Л. К. Шлегер совместно с С. Т. Шацким подготовила ма­териал для бесед с дошкольниками. Авторы, придерживаясь сезонного принципа, знакомили детей с неживой и живой при­родой. Для каждой темы были подобраны дидактический и на­глядный материал, задания детям. Содержание бесед давалось в соответствии с особенностями возраста. Несмотря на недостат­ки рекомендованных бесед (некоторая бессистемность, четко не прослеживалась зависимость изменений живой природы от не­живой и т. д.), они сыграли положительную роль в отборе со­держания обучения дошкольников при ознакомлении их с при­родой.

Большое наследие в области воспитания дошкольников средствами природы оставил нам выдающийся советский педа­гог В.А.Сухомлинекий. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. "Чело­век был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к бо­гатству духовной культуры,- говорил Сухомлинский.- Мир, ок­ружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безгра­ничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе ... ".

В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает учите­лям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследовате­лями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами." Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести уроки."

Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

В.А.Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспи­тывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. "Меня поражало,- говорит Сухомлинский - что восхищение де­тей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности.". Сухомлинский предлагает для реального во­площения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организо­вать "птичью" и "звериную" лечебницы, сажать деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: "Опыт пока­зывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

Таким образом, опыт работы В.А..Сухомлинского в «Школе радости» подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а основой воспитания чело­вечности, доброты, бережного и заботливого отношения ко все­му живому являются знания об окружающем.

Наши рекомендации