Уровни экологического контроля
Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определяется Правительством РФ.
Общегосударственную службу мониторинга ООС возглавляет федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Согласно положению, эта служба осуществляет наблюдение за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного пространства. Росгидромет собирает, обобщает, оценивает информацию и обеспечивает ею государственные органы, министерства, ведомства, население, составляет прогнозы изменений окружающей среды и вероятные последствия таких изменений. Информацию заинтересованным организациям Росгидромет передаёт в двух формах: текущей и оперативной (экстренной).
Служба государственного контроля работает на трёх уровнях:
- посты и станции наблюдения по регионам страны, где происходит сбор и первичная обработка информации;
- территориальные, региональные, ведомственные центры обработки информации;
- органы мониторинга по отдельным природным объектам (заповедники).
Согласно закону «Об охране окружающей среды» (2002г.) государственный инспектор в области ООС при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеет право:
-посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления контроля материалами;
-проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и других нормативных документов, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по ООС;
-проверять соблюдение требований, норм и правил в области ООС при размещении, строительстве, вводе в эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
-проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о её проведении;
-приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области ООС;
-привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства в области ООС;
-предъявлять иски о возмещении вреда, причинённого природной среде, и направлять материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности.
Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной деятельности мероприятий по ООС, водных ресурсов, а также соблюдения требований ООС.
Хозяйствующие субъекты обязаны организовать производственный экологический контроль и информировать органы исполнительной власти и местного самоуправления о результатах контроля.
Муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную Оси предотвращения нарушения законодательства в области ООС. Он осуществляется общественными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также отдельными гражданами. Результаты общественного контроля передаются в органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления и обязательно рассматриваются.
12/31 Причины возникновения международных экологических проблем в планетарном масштабе
Проблема 1. Загрязнение атмосферы
Выбросы химической промышленности, предприятия чёрной и цветной металлургии, энергетики, химической, нефтехимической, строительной и целлюлозно-бумажной промышленности. В некоторых городах атмосферу также сильно отравляют автотранспорт и котельные. Всё это примеры антропогенного загрязнения воздуха.
Что же касается естественных источников химических элементов, загрязняющих атмосферу, то к ним относятся лесные пожары, извержения вулканов, ветровые эрозии (развеивание почв и частиц горных пород), распространение пыльцы, испарения органических соединений и естественная радиация.
Проблема 2. Истощение озонового слоя
В 1970-х гг. экологи обнаружили, что озоновый слой разрушается под воздействием хлорфторуглеродов. Эти химические вещества входят в состав охлаждающих жидкостей холодильников и кондиционеров, а также растворителей, аэрозолей/спреев и огнетушителей. В меньшей степени истончению озонового слоя способствуют и другие антропогенные воздействия: запуск космических ракет, полёты реактивных самолётов в высоких слоях атмосферы, испытания ядерного оружия, сокращение лесных угодий планеты. Существует также теория, согласно которой, истончению озонового слоя способствует глобальное потепление.
Проблема 3. Глобальное потепление
В течение XX века средняя температура на земле выросла на 0,5 – 1 ?C. Главной причиной глобального потепления считается повышение концентрации углекислого газа в атмосфере вследствие увеличения объёмов сжигаемого людьми ископаемого топлива (уголь, нефть и их производные). Однако по заявлению Алексея Кокорина, руководителя климатических программ Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, «наибольшее количество парниковых газов образуется в результате работы электростанций и выбросов метана в ходе добычи и доставки энергоресурсов, в то время как дорожный транспорт или сжигание попутного нефтяного газа в факелах наносят сравнительно небольшой вред окружающей среде».
Другими предпосылками глобального потепления являются перенаселение планеты, сокращение площади лесных массивов, истощение озонового слоя и замусоривание. Однако не все экологи возлагают ответственность за повышение среднегодовых температур целиком на антропогенную деятельность. Некоторые считают, что глобальному потеплению способствует и естественное увеличение численности океанического планктона, приводящее к повышению концентрации всё того же углекислого газа в атмосфере.
Проблема 4. Кислотные дожди
Кислотные дожди, содержащие продукты сжигания топлива, также представляют опасность для окружающей среды, здоровья человека и даже для целостности памятников архитектуры.
Последствия кислотных дождей
Содержащиеся в загрязнённых осадках и тумане растворы серной и азотной кислот, соединения алюминия и кобальта загрязняют почву и водоёмы, пагубно воздействуют на растительность, вызывая суховершинность лиственных деревьев и угнетая хвойные. Из-за кислотных дождей падает урожайность сельскохозяйственных культур, люди пьют обогащённую токсичными металлами (ртутью, кадмием, свинцом) воду, мраморные памятники архитектуры превращаются в гипс и размываются.
Проблема 5. Загрязнение почвы
Ежегодно люди загрязняют окружающую среду 85 млрд. тоннами отходов. Среди них твёрдые и жидкие отходы промышленных предприятий и транспорта, с/х отходы (в том числе ядохимикаты), бытовой мусор и атмосферные выпадения вредных веществ.
Главную роль в загрязнении почвы играют такие компоненты техногенных отходов как тяжёлые металлы (свинец, ртуть, кадмий, мышьяк, таллий, висмут, олово, ванадий, сурьма), пестициды и нефтепродукты. Из почвы они проникают в растения и воду, даже родниковую. По цепочке токсичные металлы попадают в организм человека и не всегда быстро и полностью из него выводятся. Часть из них имеет свойство накапливаться в течение долгих лет, провоцируя развитие тяжёлых заболеваний
Проблема 6. Загрязнение воды
Загрязнение мирового океана, подземных и поверхностных вод суши – глобальная экологическая проблема, ответственность за которую целиком и полностью лежит на человеке.
Причины экологической проблемы
Главными загрязнителями гидросферы на сегодняшний день являются нефть и нефтепродукты. В воды мирового океана эти вещества проникают в результате крушения танкеров и регулярных сбросов сточных вод промышленными предприятиями.
Помимо антропогенных нефтепродуктов, индустриальные и бытовые объекты загрязняют гидросферу тяжёлыми металлами и сложными органическими соединениями. Лидерами по отравлению вод мирового океана минеральными веществами и биогенными элементами признаются сельское хозяйство и пищевая промышленность.
Глобальные экологические проблемы
Не обходит стороной гидросферу и такая глобальная экологическая проблема как радиоактивное загрязнение. Предпосылкой её формирования послужило захоронение в водах мирового океана радиоактивных отходов. Многие державы, обладающие развитой атомной промышленностью и атомным флотом, с 49 по 70-й годы XX века целенаправленно складировали в моря и океаны вредные радиоактивные вещества. В местах захоронения радиоактивных контейнеров нередко и сегодня зашкаливает уровень цезия. Но «подводные полигоны» не единственный радиоактивный источник загрязнения гидросферы. Воды морей и океанов обогащаются радиацией и в результате подводных и надводных ядерных взрывов.
13/32. Эффективность обслуживания нескольких государств в области охраны окружающей среды
Сотрудничество государств в этой области идет по следующим направлениям:
1) Охрана воздушной среды, климата, озонового слоя. В 1979г. была подписана
Конвенция ОБСЕ о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии.
Трансграничным считается загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса
вредных веществ, источник которых расположен на территории другого государства.
Согласно Венской конвенции об охране озонового слоя 1985г. Государства принимают меры для защиты здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызванных изменениями озонового слоя.
этих целях участники конвенции: - осуществляют сотрудничество и исследования,
обмениваются информацией о состоянии озонового слоя, воздействии на него
деятельности человека и последствиях, связанных с изменением озонового слоя для
здоровья человека и окружающей среды. - принимают законодательные или
административные меры и сотрудничают в области контроля, ограничения, сокращения и
предотвращения деятельности, наносящей урон состоянию озонового слоя. -
сотрудничают в разработке согласованных мер, процедур и стандартов в целях
эффективного выполнения Конвенции.
2 защита животного и растительного мира.
Международные договоры, действующие в этой области можно подразделить
Договоры, направленные на охрану флоры и фауны в целом: - Конвенция о
биологическом разнообразии 1992г.; - Конвенция об охране мигрирующих видов диких
животных 1979г. И др.
II. Договоры, охраняющие одну популяцию: - Международная конвенция по
регулированию китобойного промысла 1946г.; - Соглашение о сохранении белых
медведей и др.
Целью м\народного сотруд\тва является сохранение дикой флоры и фауны и их
природных районов обитания. Особоевнима-ние уделяется исчезающим и уязвимым
видам, ключая и мигрирующие.
3Охрана Мирового океана.
Наиболее распространенным загрязнением является загрязнение нефтью и
нефтепродуктами, представляющее опасность по двум причинам:
на поверхности образуется пленка, которая закрывает доступ кислорода к морской флоре
и фауне;
- нефть сама по себе является токсичным соединением, при ее содержании в воде 10-15
мг/кг гибнет планктон и мальки рыб.
Конвенция ООН по морскому праву 1982г. обязывает государства защищать и сохранять
морскую среду, не допускать, чтобы их действия угрожали другим странам и морской
среде посредством загрязнения и не переносить ущерб или опасность загрязнения из
одного района в другой, равно как и не превращать один из видов загрязнения в другой.
14/33 ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды различны:
· международные организации по охране природы;
· международные (двусторонние или многосторонние) договоры, соглашения, конвенции;
· государственные инициативы по международному сотрудничеству.
Международные организации по охране природы. В настоящее время в мире
функционирует более 100 различных международных организаций, занимающихся
вопросами экологии.
Наиболее авторитетная из них — Организация Объединенных Наций (ООН). Одно из
важнейших направлений ее деятельности — сотрудничество в области охраны природы.
ООН рассматривает важные вопросы на Генеральной Ассамблее, принимает резолюции
и декларации, проводит международные совещания и конференции. ООН разработала и
приняла специальные принципы охраны окружающей человека среды, в частности, в
Декларации Стокгольмской конференции ООН (1972 г.) и во Всемирной Хартии природы
(1982 г.).
При ООН функционируют специализированные международные организации по охране
окружающей среды.
Центральный орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП) осуществляет долгосрочную
программу по охране окружающей среды, для финансирования которой Генеральная
Ассамблея ООН создала Фонд окружающей среды.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)осуществляет программу
«Ядерная безопасность и защита окружающей среды».
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
(ЮНЕСКО)занимается организацией исследования окружающей среды и ее ресурсов, ею
одобрены программы «Человек и биосфера», «Человек и его окружающая среда».
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) занимается проблемами гигиены
окружающей среды, борьбы с загрязнением атмосферного воздуха.
Всемирная организация продовольствия (ФАО) занимается вопросами
продовольственной безопасности отдельных стран и всего мира.
Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП)содействует
сотрудничеству между правительствами, национальными и международными
организациями, а также отдельными лицами по вопросам защиты природы и охраны
природных ресурсов. МСОП подготовил Международную Красную книгу (10 томов
ые договоры, соглашения, конвенции— важный инструмент сотрудничества. Различаются
договоры общие и специальные, многосторонние и двусторонние, глобальные и
региональные. Готовятся и рассматриваются они по инициативе отдельной страны
(стран) или международной организации.
Общие международно-правовые договоры могут затрагивать и вопросы окружающей
природной среды. Например, в договорах о режиме государственной границы, как
правило, имеются статьи, посвященные режиму приграничных водоемов, охране
растительности, животного мира.
Специальные природоохранительные международные договоры содержат статьи только
об охране окружающей среды.
К глобальным договорам относятся Конвенция о запрещении военного или любого иного
враждебного использования средства воздействия на природную среду (1977 г.),
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.),
Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г.).
В числе региональных договоров можно назвать договоры об использовании и охране
Дуная, Черного моря; договоры европейских стран (ЕЭС); Африканскую конвенцию по
охране природы и природных ресурсов (1968 г.); Конвенцию по охране Средиземного
моря от загрязнения (1976 г.); Конвенцию об охране морских живых ресурсов Антарктики
(1980 г.); Соглашение об охране полярного медведя (1974 г.); Конвенцию о рыболовстве в
северо-восточной части Атлантического океана (1959 г.); Конвенцию о рыболовстве и
сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Датских проливах (1973 г.); Соглашение
о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью (1969 г.).
Особое значение имеют международные договоры об ограничении, сокращении и
запрещении испытаний ядерного, бактериологического, химического оружия в различных
средах и регионах. В 1996 г. в ООН торжественно подписан Договор о всеобъемлющем
запрещении ядерных испытаний.
Государственные инициативы по международному сотрудничеству в области охраны
окружающей среды также имеют важное международное значение. Нашей страной
выдвинут целый ряд конструктивных предложений по международному сотрудничеству в
целях экологической безопасности, например, по защите морской среды Балтики (г.
Мурманск, 1987 г.),
по природоохранному взаимодействию в Азиатско-тихоокеанском регионе (г. Красноярск,
1988 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43 сессия
Генеральной Ассамблеи ООН, 1988 г.). Международное сотрудничество в области
охраны окружающей природной среды влияет на национальное законодательство. Здесь
действует принцип приоритета международно-правовой нормы над нормой
национального права.