Представлений у дошкольников с аутистическими расстройствами

Субъект практики

Субъектами практики являются:

Шурупова Марина Валерьевна, магистр, директор высшей квалификационной категории, муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Копейского городского округа Челябинской области (МС(к)ОУ VIII вида КГО), педагог-психолог. Имеет высшее образование, окончила РГПУ им. А.И. Герцена по специальности психолог-дефектолог. Общий педагогический стаж составляет 30 лет, стаж работы в МС(к)ОУ VIII вида КГО – 17 лет.

Деревцова Вера Тимофеевна, магистрант 2-го курса, направление Педагогическое образование, магистерская программа Тьютор по здоровьесбережению, заместитель директора по дошкольному образованию МС(к)ОУ VIII вида КГО, учитель-дефектолог высшей категории. Имеет высшее образование, окончила в 1997 году Томский ГПУ по специальности «Учитель начальных классов», в 2005 году прошла переподготовку в Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова по направлению «Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии». Вера Тимофеевна готовит магистерскую диссертацию по теме «Тьюторское сопровождение формирования эколого-валеологических представлений у дошкольников с аутистическими расстройствами». Общий педагогический стаж составляет 21 год, стаж работы в должности учителя-дефектолога 9 лет.

Марина Валерьевна и Вера Тимофеевна реализуют тьюторскую практику по формированию эколого-валеологических представлений у дошкольников с аутистическими расстройствами: в условиях МС(к)ОУ VIII вида КГО, образовательной организации, в которой воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья: нарушением интеллекта и ранним детским аутизмом.

2. Организация социально-образовательной среды

Аутизм – сложное нарушение развития ребенка, требующее особого подхода. В нашей образовательной организации воспитывается несколько детей с таким диагнозом. Никита Г. – 5 лет и Костя П. – 6 лет имеют тяжелые нарушения социально-личностного развития, в эмоционально-волевой сфере и коммуникации. Они не переносят межличностных и телесных контактов, не смотрят в глаза окружающим, у них отсутствует живая выразительная мимика и жесты, отмечается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий (раскачивание, вращение, ходьба на пальцах ног и т.п.). Вследствие дисгармоничного развития дети не осваивают образовательную программу детского сада. Никита и Константин относятся к детям с синдромом раннего детского аутизма, который приводит к выпадению их из системы «человек – природа – общество». Родители детей проявляют серьезную озабоченность подобным состоянием детей и высказали просьбу помочь им в обогащении необходимых и достаточных эколого-валеологических знаний, умений и навыков для успешной социализации детей в современное общество.

Особенности развития тьюторантов обусловили специфику образовательной среды, необходимой для эффективного взаимодействия тьюторов с ними. Основной формой работы в процессе тьюторской практики с тьюторантами стали индивидуальные игровые занятия.

Становлению тьюторской практики предшествовало:

– сотрудничество с Институтом здоровья и экологии человека ЧГПУ (директор – доктор педагогических наук, профессор З.И. Тюмасева);

– с 2011 г. сотрудничество с Детским экологическим центром Копейского городского округа;

– 2012–2015 гг. – обучение тьюторов по магистерской программе «Тьютор по здоровьюсбережению»;

– 2013 г. – появление в дошкольном отделении воспитанников с ранним детским аутизмом;

– 2014 г. – МС(к)ОУ VIII вида КГО становится экспериментальной площадкой Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» по направлению «Программное и научно-методическое обеспечение процесса образования детей с ранним детским аутизмом»;

– с 2014 г. сотрудничество с Центром развития и коррекции «Гармония»;

– 2015 г. – открытие двух групп для дошкольников с ранним детским аутизмом.

Оздоровительно-коррекционная деятельность школы-интерната обеспечивает открытостьтьюторской практики:

· ознакомление с новыми разработками в области эколого валеологического образования и здоровьесбережения;

· любой субъект тьюторской практики в дошкольном отделении может участвовать и получить консультацию у тьюторов;

· вовлечение в образовательное пространство школы другие образовательные организации Копейского городского округа;

· участие в научно-практических конференциях различного уровня, круглых столах и мастер-классах.

Избыточность среды:

Технологическая: применение технологий по индивидуальной приемлемости и эффективности; проектирование оздоровительных маршрутов.

Информационная: использование Интернет-ресурсов, участие в конференциях, семинарах и т.д.

Вариативность среды обеспечивается выбором средств и методов эколого валеологического образования дошкольников.

В групповых комнатах была создана предметно-развивающая среда, которая побуждает познавательную активность у тьюторантов: уголок живой природы, уголок творчества, уголок сюжетно-ролевых игр, книжный уголок, сенсорная комната, музыкальный уголок, экспериментальный уголок, уголок конструирования. Построение пространства многофункционально, сочетает в себе целое из частей («центров», «лабораторий», «кабинетов» и т.п.). Наполнение среды представлено в приложении 1. Предметное окружение: предметы, игрушки, пособия отражают уровень современного мира; предметы несут позитивную информацию и стимулируют познавательную активность.

Наши рекомендации