Тьюторская поддержка формирования эколого-валеологических
Тьюторская поддержка формирования эколого-валеологических
Представлений у дошкольников с аутистическими расстройствами
Субъект практики
Субъектами практики являются:
Шурупова Марина Валерьевна, магистр, директор высшей квалификационной категории, муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Копейского городского округа Челябинской области (МС(к)ОУ VIII вида КГО), педагог-психолог. Имеет высшее образование, окончила РГПУ им. А.И. Герцена по специальности психолог-дефектолог. Общий педагогический стаж составляет 30 лет, стаж работы в МС(к)ОУ VIII вида КГО – 17 лет.
Деревцова Вера Тимофеевна, магистрант 2-го курса, направление Педагогическое образование, магистерская программа Тьютор по здоровьесбережению, заместитель директора по дошкольному образованию МС(к)ОУ VIII вида КГО, учитель-дефектолог высшей категории. Имеет высшее образование, окончила в 1997 году Томский ГПУ по специальности «Учитель начальных классов», в 2005 году прошла переподготовку в Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова по направлению «Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии». Вера Тимофеевна готовит магистерскую диссертацию по теме «Тьюторское сопровождение формирования эколого-валеологических представлений у дошкольников с аутистическими расстройствами». Общий педагогический стаж составляет 21 год, стаж работы в должности учителя-дефектолога 9 лет.
Марина Валерьевна и Вера Тимофеевна реализуют тьюторскую практику по формированию эколого-валеологических представлений у дошкольников с аутистическими расстройствами: в условиях МС(к)ОУ VIII вида КГО, образовательной организации, в которой воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья: нарушением интеллекта и ранним детским аутизмом.
2. Организация социально-образовательной среды
Аутизм – сложное нарушение развития ребенка, требующее особого подхода. В нашей образовательной организации воспитывается несколько детей с таким диагнозом. Никита Г. – 5 лет и Костя П. – 6 лет имеют тяжелые нарушения социально-личностного развития, в эмоционально-волевой сфере и коммуникации. Они не переносят межличностных и телесных контактов, не смотрят в глаза окружающим, у них отсутствует живая выразительная мимика и жесты, отмечается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий (раскачивание, вращение, ходьба на пальцах ног и т.п.). Вследствие дисгармоничного развития дети не осваивают образовательную программу детского сада. Никита и Константин относятся к детям с синдромом раннего детского аутизма, который приводит к выпадению их из системы «человек – природа – общество». Родители детей проявляют серьезную озабоченность подобным состоянием детей и высказали просьбу помочь им в обогащении необходимых и достаточных эколого-валеологических знаний, умений и навыков для успешной социализации детей в современное общество.
Особенности развития тьюторантов обусловили специфику образовательной среды, необходимой для эффективного взаимодействия тьюторов с ними. Основной формой работы в процессе тьюторской практики с тьюторантами стали индивидуальные игровые занятия.
Становлению тьюторской практики предшествовало:
– сотрудничество с Институтом здоровья и экологии человека ЧГПУ (директор – доктор педагогических наук, профессор З.И. Тюмасева);
– с 2011 г. сотрудничество с Детским экологическим центром Копейского городского округа;
– 2012–2015 гг. – обучение тьюторов по магистерской программе «Тьютор по здоровьюсбережению»;
– 2013 г. – появление в дошкольном отделении воспитанников с ранним детским аутизмом;
– 2014 г. – МС(к)ОУ VIII вида КГО становится экспериментальной площадкой Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» по направлению «Программное и научно-методическое обеспечение процесса образования детей с ранним детским аутизмом»;
– с 2014 г. сотрудничество с Центром развития и коррекции «Гармония»;
– 2015 г. – открытие двух групп для дошкольников с ранним детским аутизмом.
Оздоровительно-коррекционная деятельность школы-интерната обеспечивает открытостьтьюторской практики:
· ознакомление с новыми разработками в области эколого валеологического образования и здоровьесбережения;
· любой субъект тьюторской практики в дошкольном отделении может участвовать и получить консультацию у тьюторов;
· вовлечение в образовательное пространство школы другие образовательные организации Копейского городского округа;
· участие в научно-практических конференциях различного уровня, круглых столах и мастер-классах.
Избыточность среды:
Технологическая: применение технологий по индивидуальной приемлемости и эффективности; проектирование оздоровительных маршрутов.
Информационная: использование Интернет-ресурсов, участие в конференциях, семинарах и т.д.
Вариативность среды обеспечивается выбором средств и методов эколого валеологического образования дошкольников.
В групповых комнатах была создана предметно-развивающая среда, которая побуждает познавательную активность у тьюторантов: уголок живой природы, уголок творчества, уголок сюжетно-ролевых игр, книжный уголок, сенсорная комната, музыкальный уголок, экспериментальный уголок, уголок конструирования. Построение пространства многофункционально, сочетает в себе целое из частей («центров», «лабораторий», «кабинетов» и т.п.). Наполнение среды представлено в приложении 1. Предметное окружение: предметы, игрушки, пособия отражают уровень современного мира; предметы несут позитивную информацию и стимулируют познавательную активность.
Результаты и эффекты
Для детей с расстройствами аутистического спектра нет, и не может быть универсальных методов и приемов по формированию первоначальных эколого-валеологических представлений, поскольку эффективность тьюторского сопровождения зависит от степени тяжести аффективного, интеллектуального и речевого дефекта у ребенка, от времени начала педагогического воздействия, от установки ребенка и родителей на помощь специалиста. Поэтому работа тьютора с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов. Часто приходится действовать в зависимости от ситуации и желаний ребенка.
В настоящее время все участники коррекционно-образовательного процесса в дошкольном отделении отмечают следующие изменения в поведении Константина и Никиты:
1. В социальном направлении:
Никита стал заглядывать в глаза взрослого в течение 5–10 секунд, относительно спокойно прошла адаптация к четкому распорядку дня в дошкольном отделении и дома; Никита стал меньше проявлять агрессивные действия к своим |
сверстникам, стал обращать внимание (некоторое время следит за их играми); повысилась эмоциональная устойчивость, появилась «эхлалия», дает работать «рука в руке».Костя П. пристально смотрит в глаза собеседнику на протяжении 2–3 минут, успешно прошла адаптация к четкому распорядку дня в дошкольном отделении и дома; стал обращать внимание на своих сверстников и взрослых, стал изредка участвовать в совместных играх; повысилась эмоциональная устойчивость, появилась «эхолалия», начал выполнять некоторые действия самостоятельно.
2. В культурно-предметном направлении – в настоящее время можно
уже заинтересовать тьюторантов познавательным действием в течение 5–7 минут, они чаще стали подчиняться указаниям тьютора, по явился интерес к совместным играм, позволяют тьюторам проводить тьюториалы |
парами и подгруппами, заменяют свои стереотипные игры и игрушки на предложенные тьюторами настольные и дидактические игры, принимают участие в посильной для них деятельности по уходу за растениями, узнают на фотографиях своих ближайших родственников, предметы неживой природы (дом, предметы мебели, посуды, игрушек), некоторых животных (собаку, кошку, лошадь, лису, зайцу, медведя), явления живой и неживой природы (солнце, дождь), перестали бояться песка и воды.
Результатом организации и осуществления тьюторской поддержки Костя и Никита обучились несложным трудовым умениям: с удовольствием вместе поливают растения, обтирают листья влажной тряпочкой, кормят рыбок в уголке природы, участвуют в поездках в Экологический центр и т.д.
3. В антропологическом направлении – у Кости П. появилась
некоммуникативная речь, обращенная к взрослым, повысился уровень уравновешенности. У Никиты Г. появляется лепетная речь. Костя предпочитал ранее играть с журналами, поэтому в рамках реализации прин- |
ципа вариативности избыточной среды тьютор подготовил для него тематическое портфолио по лексическим темам. Он начал читать.
Для родителей тьюторантов были разработаны рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе совместной деятельности, подобран дидактический материал по проведению игр, направленных на активное сотрудничество детей – аутистов с взрослым, на получение новых представлений об окружающем мире, на развитие высших психических процессов.
Выбор конкретных форм, принципов, методов и приемов тьюторской деятельности является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей тьюторанта, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.
Условия воспроизводства
Тьюторская практика по формированию эколого-валеологических представлений у детей с ранним детским аутизмом подкреплена соответствующими кадрами, а именно: 1) в МС(к)ОУ VIII вида КГО работает магистр-тьютор, окончивший в 2015 году обучение по магистерской программе Тьютор по здоровьесбережению, который реализует не только самостоятельную тьюторскую практику по сопровождению процесса обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями, но и организует повышение квалификации педагогического коллектива образовательной организации в области здоровьесбережения и тьюторской компетенции; 2) по вышеназванной программе обучается еще один сотрудник нашей школы.
Этапный анализ тьюторской практики позволил определить необходимые условия для ее эффективного воспроизводства:
– во-первых, необходим хорошо продуманный подготовительный этап, целью которого является наблюдение за ребенком для фиксации его интересов и возможностей. Так как путь освоения мира аутичный ребенок может пройти только вместе с близкими ему людьми, то обязательно приглашение на собеседование родителей ребенка. Так же тьютор должен провести собеседование со специалистами (учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателем) для уточнения предпочтений, стереотипий дошкольников с ранним детским аутизмом. Результатом этого этапа является составление карты интересов ребенка, построение индивидуальной траектории образовательного маршрута по формированию эколого-валеологических представлений, установление взаимодействия дошкольного отделения МС(к)ОУ с другими организациями для решения данной задачи, подбор специфических методов и приемов работы с конкретным ребенком;
– во-вторых, необходимо установление эмоционального контакта тьютора с ребенком, создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, предоставление ребенку новых положительно окрашенных сенсорных впечатлений. В целом, работа на данном этапе направлена на вхождение воспитанника в тьюторское взаимодействие, на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей совместной образовательной деятельности, что особенно является важным моментом в работе с дошкольниками, имеющими расстройства аутистического спектра.
Также на этом этапе педагог-тьютор проводит диагностику экологических знаний детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Для диагностики эффективно использовать следующие критерии сформированности эколого-валеологических представлений:
· заинтересованность в получении информации о ближнем окружении;
· уровень знаний и представлений об объектах живой и неживой природы;
· уровень отношения к объектам живой и неживой природы;
· уровень представлений о свойствах различных предметов и т.д.;
– в-третьих, осуществить выбор форм и методов совместной работы с ребенком, которые направлены на: 1) позитивное получение опыта общения ребенка с окружающей природой; 2) формирование элементарных представлений у ребенка об окружающей природе; 3) развитие у ребенка эмоционально-чувственного, ценностного отношения к окружающему миру.
Приложение 1
Предметно-развивающая среда
Уголок природы – это живые объекты: комнатные растения, аквариум с рыбками, черепахи; инвентарь для ухода за растениями и животными: лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, совочки, горшочки, передники, нарукавники.
Уголок творчества – цветная и белая бумага (глянцевая с тиснением гофрированная, прозрачная, блестящая) картон, ватман, наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка; восковые и акварельные краски, мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки угольный карандаш; глина, пластилин, тесто, наборы для детского творчества; материалы для декора: бусины, семена, фантики, тесьма, фольга; кисти различные, ножницы, палитры, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам; панно для выставки детских работ, магнитная доска, мольберты; клеенчатые скатерти, разносы, банки, подставки.
Уголок сюжетно-ролевых игр – атрибуты для сюжетно-ролевых игр; - наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: игрушечная бытовая техника, мебель, посуда, игрушки-орудия труда; разнообразные технические игрушки: заводные, инерционные, с управлением; игрушки-персонажи, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей); предметы-заместители.
Книжный уголок – стеллаж для книг, стол, стульчик, мягкое кресло; магнитофон с набором аудиокассет, дисков с записью литературных произведений.
Сенсорная комната – сухой дождь, сухой бассейн, мягкая модульная мебель, мягкие игрушки, удобное кресло.
Музыкальный уголок – магнитофон или музыкальный центр; комплект кассет, дисков; детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, детское пианино (игрушечное), бубен, звучащие предметы-заместители.
Экспериментальный уголок – природный материал: песок, вода, камни, ракушки, утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др. клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки.
Уголок конструирования – наборы конструкторов: крупногабаритный, напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний; мозаики крупные, средние, мелкие; пазлы; строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины; нетрадиционный материал: картонные коробки, оклеенные цветной пленкой, бумагой; контейнеры разных размеров; игрушки для обыгрывания построек.
Приложение 2
Приложение 3
Рекомендации по преодолению затруднений,
Возникающих в ходе игр
Во время проведения сенсорных игр возможно возникновение различных затруднений. Приведенные ниже рекомендации помогут избежать или сгладить наиболее часто повторяющиеся трудности.
–Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия либо выражает протест, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы действуете вместе с ребенком, «введите» в игру любимую игрушку. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, радуйтесь любому, даже самому минимальному, участию в игре.
– Помните, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку невозможно предположить заранее, какое впечатление произведет на ребенка данный сенсорный эффект, следует соблюдать осторожность – предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за реакцией ребенка и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.
– Понравившаяся ребенку игра потребует повторений. Не противьтесь его просьбам повторить игровые действия вновь и вновь – ему необходимо время, чтобы обжить новые ощущения.
– Учитывайте, что произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво. Поэтому, если в игре уже появилась сюжетная линия, не осложняйте сюжет. Пусть поначалу игровые действия будут свернуты – например, на «грядку» «посажены» всего два «помидорчика», а кукольный «обед» длится всего пару минут. Главная задача на данном этапе – с помощью эмоционального комментария сохранить логическую структуру игры, завершить игровое действие и подвести итог.
– Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая при этом вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбнитесь в ответ и повторите то, что сказал ребенок (с соблюдением интонации). Такая форма общения – своеобразная «перекличка» – даст ребенку подтверждение того, что вы его понимаете, вызовет большее доверие к вам.
– Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти возможность это желание удовлетворить (конечно, учитывая нюансы конкретной ситуации), либо предложите заменитель желаемого. Например, вместо таблеток для кукольной аптечки подойдут безвредные конфетки-горошки. Однако часто это бывает непросто, т.к. желание оказывается необычным или опасным для ребенка. При этом ребенок не понимает, «почему нельзя». Может, к примеру, захотеть в магазине какую-нибудь очень дорогую вещь – а как объяснить, почему невозможно ее купить: аутичный ребенок не видит разницы между покупкой конфетки (которую «можно») и флакона французских духов? Понимая особенности психики аутичного ребенка, следует искать заменитель желаемого, но далеко не всегда ребенок примет такой заменитель. При этом его желание не исчезает, его сила не ослабевает. Тогда постарайтесь организовать исполнение желания, но под вашим контролем и страховкой.
– Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты, которые будут зависеть от желаний ребенка, вашей фантазии и педагогического чутья. Будьте готовы к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет сразу, а с чем-то не согласится категорически.
– Всегда существует опасность того, что предложенные действия ребенок начнет воспроизводить в многократно усиленной, а порой – неадекватной форме. Так, ребенок стучит по стеклу со всей силой, с помощью огня свечи начинает поджигать палочки и т.п. При этом отвлечь ребенка от подобных экспериментов не получается. Позвольте ребенку получить новое впечатление под вашим контролем и страховкой, а затем постарайтесь переключить на стереотипную игру.
Приложение 4
Примерный перечень игр для коррекционной работы
Тьюторская поддержка формирования эколого-валеологических