Тема: Практические методы (2 ч.)
Вопросы для обсуждения:
1. Значение опытов в формировании у дошкольников знаний о взаимосвязях в природе. Содержание и методика проведения опытов с детьми дошкольного возраста.
2. Место и значение игры в экологическом образовании детей. Классификация экологических игр. Использование игровых обучающих ситуаций.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Составить картотеку опытов с явлениями живой и неживой природы.
2. Составить конспект занятии с использованием несложных опытов. Подготовить материалы для их проведения в группе.
Список рекомендуемой литературы
Основная:
1. Дошкольная педагогика. В 2-х ч. Ч. 1. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, 2-е изд. испр. И доп. – М., 1988.
2. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание, 1994. - № 7.
3. Маневцова Л. О развитии познавательных интересов детей. – Дошк. воспитание, 1973 - № 11.
4. Маневцова Л. Организация элементарной поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности. – Дошк. воспитание, 1973 - № 4.
5. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1991.
6. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- Изд. 2-е, перераб. и доп.
7. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы дет. сада. - М., 1995.
8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 1999.
9. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учеб.-метод. комплект по эколог. образ. дошкольников. - М.,1997.
10. Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддькова. - М.: Педагогика, 1972.
11. Фрейдкин И.С. Ознакомление с явлениями неживой природы // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. - М.: Педагогика, 1980.
12. Фрейдкин И. Как знакомить с явлениями неживой природы // Дошкольное воспитание, 1976. - № 7.
Семинарское занятие №9
Тема: Словесные методы (2 ч.)
Вопросы для обсуждения:
1. Рассказы воспитателя о предметах и явлениях природы. Значение и место их в формировании знаний о природе. Требования к рассказу воспитателя о природе.
2. Природоведческая книжкакак средство экологического образования детей. Методика использования природоведческой книжки в разных возрастных группах.
3. Беседа как метод экологического воспитания. Виды бесед с детьми о природе и их содержание. Требования к их проведению. Методика проведения беседы.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1.Проанализировать рассказы и сказки о природе, рекомендованные программой для дошкольников.
Список рекомендуемой литературы
2. Методика ознакомления детей с природой в л/с. // Под ред. П.Г. Саморуковой. (55 экз. – библ., 10 экз. – каф.). – М.„ 1991.
3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном, детстве. – М., 1995 г. (1 экз. – чит.зал).
4. Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. -М. 1996. (1 экз.-кафедра).
5. Николаева С.Н Общение с природой начинается с детства. -Пермь, 1992 г. (5 экз. -библ.).
6. Рыжова Н.А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, (1 экз. – каф.).
Семинарское занятие №10
Тема: Формы организации экологического образования детей (2 ч.)
Вопросы для обсуждения:
1. Прогулки и экскурсии в природу. их роль в экологическом образовании детей.
2. Подготовка, организация и проведение экскурсии в природу. Природоохранная направленность экскурсий.
3. Детские праздники экологического содержания
а) традиционные (праздники урожая и цветов), конкурсы, викторины:
о) новые формы работы ("День Земли", "Праздник волшебной воды").
4. Экологические проекты как новая форма работы по экологическому воспитанию дошкольников.
5. Участие детей в природоохранительных акциях.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Подготовиться к семинару по вопросам.
2. Реферат по теме "Нетрадиционные формы экологическогообразования детей дошкольного возраста".
Список рекомендуемой литературы
1. Дошкольная педагогика. В 2-х ч. Ч. 1. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, 2-е изд. испр. И доп. – М., 1988.
2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М., 1980.
3. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. М., Просвещение, 1985.
4. Лучич М.В. Детям о природе. – М., 1990.
5. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.
6. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 1991.
7. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.- Изд. 2-е, перераб. и доп.
8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. –М., 1999.
9. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы дет. сада. - М.: Новая школа, 1995.
Семинарское занятие №11