Тема 11. Правовая охрана литосферы (земли и недр)
Земля как объект правовой охраны. Соотношение понятий: земля, почва, недра, литосфера. Основные принципы охраны и использования земель. Содержание государственного управления в сфере охраны и использования земель. Основные права и обязанности собственников земель, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, последствия невыполнения ими своих обязанностей. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения. Консервация и рекультивация земель.
Недра как объект правовой охраны. Законодательство о недрах. Право недропользования и его виды. Государственный фонд недр. Лицензирование недропользования. Охрана недр от загрязнения, истощения, нерационального использования. Государственный контроль за использованием и охраной недр.
Вопросы к семинару
1. Земля как природный объект и природный ресурс .
2. Правовой режим собственности на землю: полномочия собственников, экологические ограничения.
3. Права и обязанности землевладельцев, землепользователей и арендаторов (сравнительно-правовой анализ: полномочия и экологические ограничения.
4. Недра как объект использования и охран.
5. Право недропользования и его виды. Правовой статус недропользователя.
6. Особенности государственного управления недропользованием (гос. учет полезных ископаемых, лицензирование, гос. надзор и др.).
7. Ответственность за нарушение земельного и горного законодательства.
Методические рекомендации
Государственное управление в сфере охраны и использования земель заключается в реализации системы следующих мероприятий, правовая основа осуществления которых регулируется специальным законодательством: мониторинг земель (ст. 67 ЗК РФ, Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 года № 846), землеустройство (ФЗ «О землеустройстве»), ведение государственного земельного кадастра (ФЗ «О государственном земельном кадастре»), осуществление государственного контроля (ст. 71 ЗК РФ, Постановление Правительства РФ от 19.11.2002 года № 833).
При ответе на второй вопрос следует более подробно изучить положения ст. 40, 41 ЗК РФ (права собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов), ст. 42 ЗК РФ (обязанности указанных лиц), а также требования ст. 284 и 285 ГК РФ (основания для лишения права собственности на земельный участок в принудительном порядке).
При ответе на третий вопрос необходимо исследовать положения ст. 12-13 ЗК РФ, а также, особое внимание уделить ограничениям, установленным в целях охраны сельскохозяйственных земель в ФЗ «О мелиорации земель», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» и др. нормативных актах, регулирующих механизм рекультивации и консервации земель.
При изучении особенностей правового регулирования использования недр, следует подчеркнуть, что в соответствии с ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр, в отличие от земельных участков, не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Вместе с тем, добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, частной и иных формах собственности. Указанным законом определяются условия недропользования (ст. 22), необходимость получения лицензии, требования по рациональному использованию и охране недр (ст. 23), а также требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Ст. 3, 4, 5 указанного закона закрепляют полномочия РФ, субъекта РФ и органов местного самоуправления в сфере недропользования. Следует отметить, что в Калининградской области принят закон «Об охране и рациональном использовании янтаря на территории Калининградской области». В данной сфере большое значение имеют подзаконные нормативные акты, в том числе ведомственные
Дополнительная литература
Волков Г.А., Голиченков А.К., Козырь О.М. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М., 2002.
Волков Г.А. Комментарий к ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения. М., 2004.
Дудиков М.В. Проблемы правового регулирования прекращения права пользования недрами//Экологическое право. 2006. № 2.
Дудиков М.В. Правовые аспекты предоставления лицензий на пользование участками недр, имеющими сложную структуру//Экологическое право. 2007. № 2.
Новикова Е.В. О новых подходах к формированию проекта Федерального закона «О недрах»//Государство и право. 2004. № 3.
Попов С. Споры о разграничении государственной собственности на землю// Хозяйство и право. 2002. № 7.
Суров А.Ф. Правовые проблемы регулирования охраны и использования земель обороны и безопасности//Экологическое право. 2006. № 5.
Нормативные акты
Земельный кодекс РФ 25 октября 2001 года. С последующими изменениями и дополнениями.//СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395-1. С последующими изменениями и дополнениями.//СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.
ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». С последующими изменениями и дополнениями. // СЗ РФ. 2002. №21. Ст. 133.
ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями//СЗ РФ. 1995. № 49 .Ст. 4694.
ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями//СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3510.
ФЗ «О землеустройстве» от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями. // СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2582.
ФЗ «О мелиорации земель» от 10 января 1996 года № 4-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями//СЗ РФ. 1996. № 3.Ст. 142.
ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями//СЗ РФ. 1998. № 29 .Ст. 3399.
Закон Калининградской области «Об охране и рациональном использовании янтаря на территории Калининградской области» от 27 февраля 1996 года. С последующими изменениями и дополнениями.
Закон Калининградской области «О предоставлении недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений на территории Калининградской области» от 03 февраля 2003 года № 227. С последующими изменениями и дополнениями.
Контрольные вопросы по теме
1.Сравните, в чем заключается роль правовых актов органов местного самоуправления в регулировании земельных и горных отношений . 2. Сравните вопросы, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации в сфере использования и охраны земель, недр.
3. Дайте понятие государственного земельного контроля и определите его задачи.
4. Проведите сравнительно-правовой анализ статуса собственника земель, землепользователя, землевладельца и арендатора земельного участка.
5. Охарактеризуйте механизм принудительного изъятия земель как форму ответственности за нарушение земельного законодательства.
6. Для чего осуществляется консервация и рекультивация земель?
7. В каких целях проводится государственная экспертиза запасов полезных ископаемых?
8. В чем заключается сущность функции лицензирования в сфере недропользования?
9. На какие сроки могут предоставляться участки недр для целей недропользования?
10. Можно ли использовать недра для захоронения опасных отходов?
Тема 12. Правовая охрана гидросферы (вод)
Гидросфера как объект правовой охраны. Водный фонд РФ. Право водопользования и его виды. Основные принципы охраны и использования вод. Государственный контроль за использованием и охраной вод. Участие субъектов РФ и муниципальных образований в регулировании водных отношений. Компетенция РФ в сфере охраны и использования водных объектов.
Меры по охране водных объектов от радиоактивного и токсичного загрязнения. Меры по предотвращению вредного влияния на водные объекты при размещении, проектировании, строительстве хозяйственных объектов. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов.
Основные полномочия водопользователей. Виды водопользования. Основания приобретения права водопользования и основания его прекращения (в том числе принудительного). Основные права и обязанности водопользователей. Ответственность за нарушение законодательства об охране вод.
Правовая охрана морской среды, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ: объекты, право собственности и право природопользования, ответственность за нарушение законодательства.
Вопросы к семинару
1. Понятие водного фонда РФ.
2. Правовое регулирование вопросов охраны и использования водных объектов.
3. Компетенция РФ в сфере охраны и использования водных объектов.
4. Основные функции государственного управления в водной сфере.
5. Право водопользования и его виды. Правовой статус водопользователя.
6. Понятие территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Особенности правового режима их охраны и использования.
7. Ответственность за нарушение водного законодательства.
Методические рекомендации
Российское водное законодательство подробно регламентирует вопросы водопользования, публичные и частные водные сервитуты, вопросы охраны вод от загрязнения, истощения, неправомерного использования, институт платности водопользования (водный налог, плату за изъятие воды из водных объектов в пределах установленных лимитов, за сверхлимитное изъятие водных ресурсов и за сброс сточных вод). В соответствии с требованиями ВК РФ водными ресурсами признаются подземные и поверхностные воды, которые являются объектами охраны.
Т.к. подавляющее большинство водных объектов отнесено к федеральной собственности (ст. 36 ВК РФ), законодатель подробно регламентирует порядок заключения договора водопользования (ст. 10-12, 14-19 ВК РФ) и порядок предоставления водного объекта в пользование на основании решения (ст. 10, 21, 23 ВК РФ), указывая конкретные виды водопользования, для осуществления которых не требуется оформление документов и которые осуществляются бесплатно (ст. 6 ВК РФ, ч. 3 ст. 11 ВК РФ).
В зависимости от условий предоставления водных объектов в пользование различают совместное и обособленное водопользование; в зависимости от способа использования – водопользование с изъятием водных ресурсов из водных объектов при условии возврата в них воды и без такового, без забора водных ресурсов; в зависимости от целей водопользования – для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и /или дренажных вод, производства электроэнергии и др. При этом водное законодательство не только устанавливает круг общих обязанностей водопользователей, но и дифференцирует их в зависимости от угрозы либо от сферы реализации или с учетом правовых статусов охраняемых объектов (гл. 6 ВК РФ).
Отвечая на шестой вопрос, необходимо подчеркнуть, что: а) в качестве главной меры по защите и сохранению морской среды территориального моря предусмотрено нормирование качества морской среды, а также проведение государственной экологической экспертизы всех видов хозяйственной и иной деятельности; б) все природные ресурсы исключительной экономической зоны и континентального шельфа находятся в ведении РФ, в регулирование деятельности по их разработке и охране входит в компетенцию Правительства РФ.
Дополнительная литература
Дмитриев В.В. Новый Водный кодекс РФ и проблема предоставления земельных участков и лесов в водоохранных зонах/ Адвокат. 2007. № 5.
Калиниченко Т.Г. Договоры в водных отношениях//Экологическое право. 2006. № 1.
Комментарий к Водному кодексу РФ. Под ред. С.А. Боголюбова, Д.О. Сивакова//Законодательство и экономика. 2007. № 5.
Мазуров А.В. Земля в водоохранных зонах//Гражданин и право. 2007. № 9.
Сиваков Д.О. Частная собственность и частное пользование по новому Водному кодексу РФ//Право и экономика. 2006. № 8.
Нормативные акты
Водный кодекс РФ от 03 июня 2006 года. С последующими изменениями и дополнениями //СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381
ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями//СЗ РФ. 1995. № 49 .Ст. 4694.
ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями//СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.
ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями. // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6273.
ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями//СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3589.
Постановление Правительства РФ «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты» от 30 декабря 2006 года № 881.
Постановление Правительства РФ «О полномочиях Министерства природных ресурсов российской Федерации в области водных отношений» от 13 декабря 2006 года № 757.
Постановление Правительства РФ «О подготовке и заключении договора водопользования» от 12 марта 2008 года № 165.
Постановление Правительства РФ «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» от 30 декабря 2006 года № 844.
Контрольные вопросы по теме
1. В чем заключается роль правовых актов органов местного самоуправления в регулировании водных отношений?
2. Перечислите вопросы, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации в сфере использования и охраны водных объектов.
3. Дайте характеристику водным объектам общего и особого пользования.
4. Чем отличается специальное водопользование от особого?
5. Назовите предъявляемые законодательством требования по охране водных объектов.
6.В каком случае возникает право частной собственности на водный объект?
7. Перечислите основания возникновения права водопользования, основные полномочия водопользователей.
8. Перечислите федеральные органы исполнительной власти, участвующие в государственном управлении вопросами охраны и использования природных ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.