Права общественных экологических формирований

Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право:

а) разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;

б) за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей природной среды, оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства, создавать общественные фонды по охране окружающей природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;

в) рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, об ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

г) требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны;

д) организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов;

е) требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;

ж) ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.

29. Организационно-правовые вопросы экологического образования и воспитания

Развитие системы экологического образования в России сдерживает ряд объективных и субъективных причин:- укоренившиеся тенденции потребительского отношения к природе в сознании значительной массы различных слоев населения, разрушение позитивных народных традиций различного природопользования;- бедственное и кризисное состояние экономики и природной Среды;- отсутствие действенного природоохранного законодательства.Оценка ситуации в области экологического воспитания и образования в последние годы наметились прогрессивные сдвиги в экологическом образовании, а именно:- все больше людей подключается к проблеме экологического воспитания и образования;- наряду с эколонизацией учебных дисциплин вводятся специализированные экологические предметы;- идет качественное изменение содержания методической базы и процесса повышения квалификации специалистов в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей Среды.

Основные цели экологического воспитания и образования – это развитие и становление экологической культуры личности и общества, экологического сознания и мышления, духовного опыта взаимодействия человека к природе, обеспечивающего его выживание и развитие. Основные принципы экологического воспитания и образования:- всеобщность и непрерывность;- интеграция (вертикальная и горизонтальная) формальных и неформальных воспитательных и образовательных культур;- гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности, экологического сознания мышления и культуры.

Структура системы всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования.

Она может быть представлена следующими основными взаимосвязанными звеньями:- дошкольное экологическое воспитание в семье и в специализированных воспитательных учреждениях;- экологическое образование специалистов среднего звена (подготовка в техникумах, высших профессиональных и педагогических училищах);- экологическое образование в высшей школе, а также экологическая подготовка педагогических и научных кадров;- неформальное экологическое воспитание и образование, самообразование детей и взрослых.

Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. Достижение цели экологического образования затруднено кризисным явлением во всех сферах жизни нашего общества. Экологический кризис является по сути кризисом культуры

Экологическая ответственность проявляется в:- ответственность за состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которые он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности,- ответственность за свое здоровье и здоровье других людей как личную и общественную ценность.

Становление и развитие ответственного отношения к окружающей среде связано с семейными, общественными, производственными и межличностными отношениями людей.

Завершающим, этапом экообразования является понимание того, что мы зависим от окружающего нас мира. Каждый житель должен рассматриваться с двух сторон: как работник предприятия, создавших антропогенный процесс для природной Среды, и как человек, попадающий под этот процесс. Отсюда должны строиться взаимоотношения человека и природы.


30. Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды

Обладание экологической информацией имеет первостепенное значение для последовательного и эффективного решения задач обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды всеми субъектами, участвующими в этом процессе. Прежде всего, такая информация необходима при подготовке и принятии хозяйственных, управленческих и иных решений, реализация которых связана с отрицательным воздействием на состояние окружающей среды. Экологическая информация необходима гражданам для защиты своих экологических прав, вмешательства в природоохранительную деятельность государства, предпринимательских структур, когда те не выполняют возложенных на них законодательством задач. В статье 12 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» прямо говорится о том, что доступ физических и юридических лиц к государственным информатизационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни. Очевидна исключительная важность обладания информацией о состоянии окружающей среды в чрезвычайных ситуациях, когда существует опасность причинения вреда здоровью большого числа людей. Наличие своевременной информации позволяет минимизировать возможный вред. В России и в мире сформирован достаточно развитый банк экологически значимой информации о количественных и качественных характеристиках природных объектов, о воздействиях загрязненной окружающей среды на здоровье человека и др. Указывая на очевидную тенденцию расширения знаний человека в данной сфере, необходимо одновременно подчеркнуть факт острого дефицита соответствующей информации. Такая ситуация характерна не только для России, но и для других государств, в том числе экономически высоко развитых, мирового сообщества в целом. Так, в мире существует около 100 000 коммерческих химических веществ, хотя на долю 1500 из них приходится 95% мирового производства. При этом, однако, отсутствуют крайне важные данные, необходимые для оценки опасности большого числа этих производимых в значительных объемах химических веществ для здоровья человека и окружающей среды. По данным ЮНЕП из 3350 видов пестицидов, используемых в мире, данные о токсичности имелись лишь в отношении 10%. Из 8627 пищевых добавок данные о токсичности отсутствовали относительно 80% , а из 1815 лекарств данные о токсичности отсутствуют примерно для 42%. Приведенные данные свидетельствуют, в частности, о существенном дефиците экологически значимой информации в такой важнейшей сфере, как быт, а ведь с ним связаны все граждане, в том числе должностные лица органов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды. Это заставляет сконцентрировать усилия на выявлении опасностей, связанных с использованием разного рода материалов и веществ. Что представляет собой экологически значимая или экологическая информация? Общее понятие информации дает Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Понятие экологической информации охватывается приведенным общим понятием, но оно, кроме того, должно отражать специфику предмета. В законодательстве отсутствует определение экологической информации. Между тем в контексте права граждан на информацию о состоянии окружающей среды и его защиты нормативное решение этого вопроса было бы полезным. Обратимся к европейскому законодательству. В соответствии с Директивой Европейского сообщества (сейчас - Европейского союза) 90/313 о свободном доступе к экологической информации она определяется, с одной стороны, как состояние «воды, воздуха, земли, фауны, флоры, сельскохозяйственных земель и заповедников» и, с другой - как деятельность, которая либо оказывает или может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду, либо защищает ее. Более широко содержание информации о состоянии окружающей среды регламентируется Модельным законом об охране окружающей среды, подготовленным под эгидой Совета Европы и принятым им в 1994 г. В соответствии со ст. 21 она включает информацию, существующую в письменной, визуальной, устной форме или базе данных о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных участков; о деятельности (связанной с такими вредными воздействиями, как шум) или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды. В целом это - огромный массив разнообразной информации. С точки зрения потребностей гражданина, юридических лиц и государственных органов, в контексте принятия экологически значимых решений и защиты, законных прав и интересов разных субъектов такая информация может содержать данные: - о состоянии воды, воздуха, фауны, флоры, земли, почвы,, недр, природных ландшафтов и комплексов; - об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей; - о химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках; - о деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты и человека; - о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных мерах; - о деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством России. Пользователями экологически значимой информации является наиболее полный круг субъектов права окружающей среды. В него входят граждане, общественные формирования, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, предприятия и организации, государственные структуры. Экологически значимой информацией пользуются представительные, исполнительные, судебные органы на всех уровнях государственной власти

Наши рекомендации