Парадигма человеческой исключительности
1. В середине 60-х годов ХХ века в наиболее развитых странах появились первые признаки надвигающегося экологического кризиса – чрезмерное загрязнение сельскохозяйственных земель пестицидами, атмосферного воздуха – парниковыми газами, почвы – тяжелыми металлами, нефтепродуктами, радиационными отходами. В основе ухудшения состояния окружающей среды лежит производственная деятельность человека – этот вывод заставил ученых пересмотреть парадигму человеческой исключительности, игнорировавшей взаимодействие среды и человеческого сообщества. Парадигма всесилия человека зародилась во времена Просвещения, сущность которого состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса и провозгласившего «человек – мера всех вещей». В основе этой парадигмы лежит мировоззрение антропоцентризма, ставящего человека в центр мироздания. Сторонники парадигмы человеческой исключительности считали, что человечество обладает способностью к бесконечному социальному и техническому прогрессу; что наука и новые технологии способны разрешать возникающие в процессе хозяйственной деятельности проблемы загрязнения и истощения природных ресурсов; что природа бесконечна, и человечество способно освоить микро-, макро- и мега- миры.
В 1978 году Р.Данлэп и У.Кеттон опубликовали в американском социологическом журнале статью, в которой обосновали необходимость изменения взгляда на природу лишь как на кладовую ресурсов, отданную в безраздельное пользование человечеству. Эта концепция получила название «новая экологическая парадигма». Ее основные положения: хотя люди и обладают исключительными характеристиками (сознанием, волей, способностью изменять окружающий мир), но они являются одним из видов живых существ, включенным в глобальную экосистему; человеческая деятельность обусловлена не только культурными факторами, но и сложными связями с природой, которые человек не всегда может контролировать, поэтому отдаленные последствия его деятельности не всегда предсказуемы; человечество живет в конечной природной среде, все природные ресурсы исчерпаемы, и именно они накладывают ограничения на масштабы хозяйственной деятельности; техническое могущество человечества увеличивают несущую способность среды, но не могут упразднить природные законы.
У.Кеттон и Р.Данлэп писали, что антропоцентрическое мировоззрение и устаревшее противопоставление природы и общества могут препятствовать дальнейшему развитию человечества, поскольку природа исчерпала свои ресурсные и восстановительные способности.
П. В новой экологической парадигме авторы выделили 4 типа восприятия окружающей среды, от которых зависело, каким способом общество будет решать возникающие экологические проблемы:
1. реализм – стремление адекватно отразить надвигающиеся экологические проблемы в научных теориях и мировоззрении;
2. каргоизм – (от лат. – груз, бремя) – ответственность за решение экологических проблем перекладывают на научно-технический прогресс;
3. страусизм – нежелание видеть возникающие экологические проблемы, надежда на природные силы восстановления экологического баланса;
4. косметизм – решение мелких, поверхностных экологических проблем, не затрагивающих социальных институтов, законов.
В рамках новой экологической парадигмы решение возникающих экологических проблем возлагают на смену систем ценностей, мировоззрения – с антропоцентрического на экоцентрическое, на «революцию в умах». Необходима экологизация науки, образования, хозяйственной деятельности, права, политики, чтобы остановить надвигающийся экологический кризис. Изменение системы ценностей и мировоззрения является основным способом «перевооружения» научных исследований в условиях изменившейся реальности. Новая экологическая парадигма определила внимание ученых, политиков, предпринимателей к противоречиям, возникающим по мере усложнения технологий, возникновения новых направлений научных исследований – генной инженерии, биотехнологий, нанотехнологий.
Ш. В начале 70-х годов исследования экологических проблем развивались по 4 направлениям:
1. исследование состояния общественного сознания, типов восприятия и отношения к окружающей среде;
2. исследование адекватных путей решения экологических проблем (технических, технологических, политических, правовых);
3. исследование степени риска внедрения новых технологий, воздействия на окружающую среду и человека новых товаров, изделий, пищевых продуктов;
4. исследование пределов экономического роста, степени загрязнения различных сфер, отдельных регионов и стран.
В эти годы появились разнообразные концепции экоразумной цивилизации, в которых отразились доминирующие взгляды на взаимодействие природы и человека. Информационно-компьютерные системы революционизируют технологические процессы и открывают пути перехода к экологически комфортной промышленности, диверсификационному, ресурсосберегающему производству. Гуманитарная экономика обусловливает переход от технократизма (природа как мастерская, кладовая ресурсов) к экологизму (природа как храм), направленному на рекреацию и сохранение окружающей среды. Одной из таких концепций была теория «малых дел», которое обратилось к инициативе, самостоятельности, самоуправлению, исходящему «снизу» - от небольших социальных групп, объединенных желанием сделать что-то для сохранения природной среды. «Малые дела» - это способ разрешения конкретных проблем и задач, в основе которого лежит необходимость самореализации личностных качеств, талантов. Человек должен состояться, самоутвердиться, поэтому новые процессы связаны с приоритетом малого и среднего бизнеса, личной предпринимательской инициативы, личного участия в политической и социальной жизни. Действительная мудрость подлинного прогресса заключена в развитии мелкомасштабной, высокотехнологичной экономики, новой ориентации науки и техники в направлении органичного, мягкого, ненасильственного использования природных ресурсов. Примерно такие же ориентиры предлагала концепция «коттеджной цивилизации», в основе которой лежит информационно-компьютерный «электронный дом»: коттедж с земельным участком, оснащенный электронной техникой и производственно-бытовыми автоматическими системами, обеспечивающий комфорт, высокий уровень общения, доступа к информации, одомашнивание труда. Жилище и семья вновь становятся центром социальной жизни, а сама жизнь и деятельность людей подвергаются радикальным изменениям. Коттеджная цивилизация открывает возможность реализовать идеал западного человека: соединение городского комфорта с преимуществом сельского образа жизни