Зарубежный опыт природоохранной деятельности

Проблема сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов остается актуальной как для отдельных стран, так и в глобальном масштабе. В последнее время в зарубежных странах получил признание научный подход, согласно которому окружающая среда рассматривается как одна из форм природного капитала государства, в чем-то аналогичная физическим или финансовым основным средствам. Поэтому нанесение ущерба окружающей среде аналогично уменьшению капитала, в перспективе снижает стоимость периодически приносимых им процентов (или потока доходов) [30, с. 5].

«Экологический бум» начался в конце 60-х — начале 70-х годов XX века. В то время вопросы охраны окружающей среды для большинства компаний в странах мира рассматривались в качестве дополнительных издержек производства. Существовавшая система экологического мониторинга была развита слабо, а ее организация была направлена по получение разрешений и лицензий на загрязнение окружающей среды наиболее «легким» путем. Период конца 70-х — начала 80-х годов прошлого столетия был посвящен созданию законодательной и нормативной базы в области охраны окружающей среды и экологического менеджмента. Однако принятие нового экологического законодательства не привело к существенным изменениям по отношению к проблеме загрязнения окружающей среды.

Объединение экологических и коммерческих вопросов началось после проведения Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде в 1972 г., где была сформирована Всемирная Комиссия по окружающей среде и развитию. Эта комиссия взяла на себя задачу оценить состояние окружающей среды и в 1987 г. опубликовала отчет «Наше общее будущее», который сейчас рассматривается как поворотный пункт в истории развития современной экономики и ее взаимодействия с окружающей средой. В этом отчете Комиссией был сделан следующий вывод: «...экологические вопросы должны занять равное место в программных документах национальных и международных организаций с такими аспектами, как экономика, торговля, энергообеспечение, развитие сельского хозяйства и промышленности». Кроме этого, впервые в отчете было использовано понятие «устойчивое развитие». В соответствии с определением, данным Комиссией, «устойчивым является развитие, обеспечивающее удовлетворение потребностей современного общества без ущемления способности будущих поколений обеспечивать свои потребности». На затронутые в отчете проблемы откликнулись и высказали необходимость созыва конференции для подробного обсуждения экологических вопросов более 50 мировых лидеров промышленности.

К концу XX века концепция устойчивою развития общества стала основополагающей в дискуссии о политике в области окружающей среды и развития производства. В настоящее время данная концепция является основным звеном, которое связывает экономические, социальные и экологические проблемы современного общества.

Поворотным событием международного значения в решении вопросов в области охраны окружающей среды и экологического менеджмента стал созыв и проведение Конференции ООН по окружающей среде в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро. В конференции приняли участие представители 178 государств (в основном на уровне глав правительств) и 30 международных организаций. В программных документах конференции, главным из которых была «Повестка дня на XXI век», провозглашено стремление мирового сообщества перейти на модель устойчивого развития, при которой потребности человечества будут удовлетворяться при максимальном сохранении окружающей среды. В 1996 г. 19-я Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Программу действий по дальнейшему осуществлению «Повестки дня на XXI век».

На современном этапе в зарубежных странах накоплен значительный опыт по стимулированию рационального природопользования и охраны окружающей среды. Механизм экономического стимулирования природоохранной деятельности в этих странах отрабатывается, по сути, с начала века, и те модели, которые существуют в США, Японии, Западной Европе, – это результат многолетних поисков. Анализ их опыта необходим для выявления некоторых общих закономерностей, конкретных подходов к оптимизации природопользования и оценки их эффективности [51, с. 58].

В обществе произошло реальное осознание надвигающегося экологического кризиса. Возникла необходимость поиска новых путей и подходов к решению экологических проблем.

Самый распространенный и значимый вид экономического стимулирования – платежи за загрязнение.

В странах Евросоюза используются платежи за загрязнение атмосферного воздуха, «шумовые загрязнения», за отходы нефтепродуктов, опасные и токсичные отходы, смазочные материалы, минеральные удобрения и пестициды и др.Так, в Германии (1969 г.), Франции (1981 г.) установлен налог на смазочные материалы. В Норвегии и Швеции введен налог на минеральные удобрения и пестициды. В Австрии, Великобритании взимают налоги на пользование топливными и нефтяными продуктами, в Финляндии – на использование без залоговой тары, не подлежащей повторному использования, на смазочные материалы, сырую нефть и нефтепродукты [53, c. 256].

Также, по нашему мнению, интересным является опыт экологического страхования, накопленный в зарубежных странах. В частности, в США специальные программы принимаются в целях предоставления страховых услуг в тех областях, где по каким-либо причинам трудно приобрести необходимое страховое покрытие. Такие программы не являются альтернативой традиционному страхованию. Скорее, они призваны решать проблемы «переходного периода», т.е. периода становления и развития соответствующего сектора рынка. Об этом свидетельствует опыт страхования подземных мощностей по хранению нефтепродуктов. Программы страхования более эффективны, если имеют дату окончания своего действия. Когда предельные сроки предъявления претензий не установлены, у фирм появляются стимулы отсрочить принятие мер по очистке, так как требования о возмещении затрат можно будет предъявить и позже. Кроме того, если в период действия программы произойдет новая утечка, то будет возможность покрыть и эти затраты за счет программы. Таким образом, сроки действия программы обусловливают временные границы для обнаружения и устранения имеющихся проблем и дают страховщикам четкий сигнал о наступлении времени резкого роста спроса на соответствующие страховые услуги [55, с. 248].

Среди государств, добившихся заметных успехов в создании благоприятных в экологическом плане условий жизни для своих граждан, достойное место занимает Япония. Сформировав эффективную систему управления качеством природной среды, страна сумела не только отодвинуть угрозу экологического кризиса, но и существенно улучшить многие экологические параметры. Важную роль здесь сыграло гибкое использование экономических инструментов регулирования.

Новая концепция взаимоотношений общества и природы в значительной мере сформировалась в Японии. При разработке данной концепции исходят из того, что среда и экономика неразрывно связаны между собой и хозяйственная активность улучшает человеческую жизнь только в том случае, если она сопровождается сохранением и защитой природы. Поэтому, по мнению японских экспертов, как отмечает И. Томилина, современная экономическая система должна быть «инкорпорирована» со средой. Нужно окончательно отказаться от точки зрения, что окружающая среда является «бесплатным товаром», который можно эксплуатировать бесконечно, и прийти к пониманию того, что она представляет драгоценный актив, который следует сохранить для следующих поколений [51, с. 58]. Это предполагает в свою очередь платность использования всех природных ресурсов и возложение финансового бремени по восстановлению среды на все общество [33, с. 82].

Концепция взаимоотношений общества и природы опирается на модель экономики «замкнутого цикла», ориентированной на рециклирование производимой продукции. Основу экономики «замкнутого цикла» составляет политика «3R», выработанная Советом по промышленной структуре министерства экономики, торговли и промышленности Японии.

«3R» означает взаимодействие трех ключевых процессов:

– reduce– сокращение количества отходов, получаемых в процессе производства товаров;

– re-use– повторное использование частей и компонентов товара;

– recycling– повторное использование остатков продуктов в качестве сырья (собственно рециклирование).

Большие надежды в плане реализации данной политики возлагаются на внедрение концепции «расширенной ответственности производителя» (extendedproducerresponsibility– ERP). Наглядным примером реализации данной концепции служит ряд законом, действующих в Японии. В соответствии с этими законами распределяются ответственность участников процессов и расходы на вторичное использование отдельных продуктов.

В последнее 10-летие в Японии активно формируется новая сфера хозяйства – экологически бизнес (экобизнес), имеющий признаки нового, общественно необходимого и динамично развивающегося межотраслевого комплекса.

Экологический, или «зеленый», бизнес – это оказание услуг в сфере сбора и утилизации отходов, экологического туризма, научно-исследовательских работ в сфере безотходных технологий, ресурсосбережения, производстве «экологически дружественных» товаров, оказание услуг по защите окружающей среды.

Причем, экологический бизнес следует понимать не только как деятельность по созданию экологической защитной техники и технологии, которая способствует снижению загрязнения окружающей среды, но и как прибыльное производство необходимых обществу товаров и услуг с применением ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий.

Так, автомобилестроительные фирмы разрабатывают и производят экологически чистые автомобили с электрическими и газолиновыми двигателями; изготовители канцелярских принадлежностей освоили выпуск продукции из рециклированных материалов; хорошо зарекомендовали себя на мировом рынке производители мусоросжигателей, воздухоочистителей и другого природоохранного оборудования. Появились энергетические компании, специализирующиеся на выработке энергии из нетрадиционных экологически чистых источников.

Фундаментом экологического бизнеса является концепция экологической эффективности (экоэффективность). Понятие «экоэффективность» означает идею получения большего количества товаров и услуг с минимальным расходованием всех видов природных ресурсов. Причем, при расчете этого показателя следует учитывать затраты природных ресурсов, включая энергетические, на всех стадиях жизненного цикла продукции – от добычи природного сырья до производства, потребления и безопасной утилизации конечного продукта. Авторы концепции экоэффективности– специалисты института Вупертал из Германии считают, что именно такой подход приведет к снижению издержек производства, и будет способствовать изменению механизмов рынка и в конечном итоге приведет к сокращению производства материалоемких и энергоемких продуктов и создаст нишу для новых товаров, изготавливаемых по инновационным экологически чистым технологиям. Основной рычаг, который будет стимулировать развитие экологического бизнеса, авторы концепции экоэффективности видят в пересмотре действующей системы налогообложения. Они считают, что введение «зеленых» налогов на природные ресурсы и уменьшение за счет этого размеров налогов на доходы, будет способствовать более рациональному использованию природных ресурсов, позволит создать дополнительные рабочие места и значительно снизить загрязнение окружающей среды [35, с. 8-9].

Эксперимент по введению «зеленых» налогов в странах Европы начался еще в конце 20-го века. В Испании был введен налог на автомобили, загрязняющие окружающую среду, в Германии – на потребление энергии из углеводородного сырья, в странах ЕС и Японии – на выбросы парниковых газов, налоги на упаковку действуют в Финляндии, Германии и Норвегии. Они взимаются в зависимости от вместимости тары, от материала, из которого она изготовлена, от способа дальнейшей утилизации.

В развитых странах действует принцип ответственности производителей за весь жизненный цикл продукции, там природопользователи обязаны размещать на банковских депозитах средства, которые используются на рекультивацию нарушенных и загрязненных земель, а предприятия Японии даже ежегодно отчисляют 0,3 % от суммы продаж в специальный резерв на осуществление природоохранных мероприятий.

В современных условиях одним из таких путей в мире признана системаэкологического менеджмента.

Целью экологического менеджмента является не просто соответствие нормам экологического законодательства, но и стремление к постоянному совершенствованию экологических показателей деятельности компании, доведение информации экологическою характера до всех ее сотрудников и поддержание контактов со всеми заинтересованными сторонами в вопросах, касающихся экологических аспектов деятельности компании.

Одним из лидеров в использовании рыночных инструментов экологического менеджмента стала Великобритания. К началу 90-х гг. прошлого века на территории этой страны осталось только 7 % природных экосистем. Сложившаяся ситуация заставила английских бизнесменов вкладывать деньги в развитие производства стран африканского и южноамериканского континентов. Используя привозное сырье, материалы и другие товары, Великобритания вынуждена была заговорить об экологическом страховании и экологических рисках. Поэтому в 1990 г. в стране был принят новый «Экологический акт», а в 1992 г. появился и первый британский стандарт ВS 7750 «Системы экологического менеджмента» (SpecificationforEnvironmentalManagementSystems) — первого стандарта систем экологического менеджмента. Разработки стандарта BS 7750 «Спецификации систем экологического менеджмента» стала результатом применения стандартов менеджмента качества (как национальных, так и международных — ISO серии 9000) и практический опыт функционирования систем экологического менеджмента (СЭМ) в различных организациях [56].

Понятие системы экологического менеджмента четко определено, и взгляды различных организаций разнятся незначительно. Наиболее часто цитируется определение, разработанное Международной организацией по стандартизации. Так, под системой менеджмента в общем виде понимается совокупность взаимосвязанных элементов, которые используются для установления политики и целей, а также для достижения этих целей. Система менеджмента включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию, распределение ответственности, практики, процедуры процессы и ресурсы [57].

Система экологического менеджмента (environmentalmanagementsystem, EMS), сокращенно СЭМ, представляет собой часть системы менеджмента организации, которая используется для разработки и реализации своей экологической политики и управления своими экологическими аспектами. Основные регулирующие нормативные документы в области экологического менеджмента содержат рекомендации, которые необходимы для создания эффективной системы экологического менеджмента, способствующие улучшению экологических характеристик деятельности организации в целом и проведению экологического аудита.

Использование британскими компаниями положений стандартов, относящихся к экологическому менеджменту (в частности — BS 7750), предполагалось на начальном этапе на добровольной основе. Позднее к Великобритании присоединились другие государства, и стандарт был принят в Финляндии, Нидерландах и Швеции. Франция, Ирландия и Испания разработали собственные экологические стандарты. Считается, что именно британский стандарт ВS 7750 послужил моделью для разработки соответствующего европейского документа — Директивы № 1836/93/ЕЭС «Постановление о добровольном участии промышленных предприятий в системе Сообщества по экологическому менеджменту и аудиту» (ЕМАS) [43, c. 5-10].

Затем в 1993 г. Советом Европейского сообщества было принято «Положение, разрешающее добровольное участие компаний промышленного сектора в Схеме экологического менеджмента и аудита Сообщества» [49, c. 448]. Документом была определена собственно «Схема экологического менеджмента и аудита» (EMAS), в которую входили требования в отношении систем менеджмента участвующих предприятий (по большому счету, схожие с требованиями BS 7550, но дополненные положением о публикации экологического отчета), требования в отношении регистрации предприятий и организаций и аккредитации в странах ЕС [49, c. 448]. В 1991 г. Международной организацией по стандартизации (InternationalOrganizationforStandardization) была создана Группа стратегического планирования по окружающей среде (StrategicAdvisoryGroupontheEnvironment), которая подготовила обоснование целесообразности работ по стандартизации в области экологического менеджмента, а в 1993 г. ИСО был создан Технический комитет 207 «Экологический менеджмент». В результате работы ИСО ТК 207 на основе ВS 7750 был разработан и в 1996 г. принят первый международный стандарт системы экологического менеджмента — ISO 14001:1996.

Сегодня серия добровольных стандартов ISO 14000 продолжает разрабатываться и совершенствоваться Международной организацией по стандартизации. Серия сформирована из нескольких развивающихся групп включающих документы, описывающие требования к организации системы экологического менеджмента на предприятии, к ее аудированию, к оценке жизненного цикла продукции, к разработке системы экологической маркировки (рисунок 1.3).

Идея, лежащая в основе появления таких стандартов, была проста: опыт применения и рост популярности стандартов систем менеджмента качества показали широкие возможности стандартов в распространении описанных в них подходов; сертификация систем третьей стороной и проверки их второй стороной в свою очередь обеспечили уверенность множества компаний в качестве работы партнеров.

Таким образом, в зарубежной практике сложился довольно обширный и позитивный опыт в области охраны окружающей среды и природопользования. При этом необходимо отметить, что во многих экономически развитых странах (странах ЕС, США, Японии и др.) наблюдается ослабление административного регулирования охраны окружающей среды и усиление роли экономических рычагов управления. Роль экономических методов заключается в стимулировании природоохранной деятельности через поиск путей минимизации экономических затрат, которые несет государство и субъекты хозяйственной деятельности ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.Кроме этого, тенденцией развития экологического менеджмента и рационализации природопользования является унификация законодательства и расширение роли международных нормативных правовых актов и конвенций, а также приятие серии стандартов ISO 14000 в области природопользования. Необходимо отметит, что изучение зарубежного опыта позволяет учитывать и использовать его в дальнейшем приразвитии национального законодательства, а также при разработке ряда мероприятий, направленных на формирование экологических отношений общества и окружающей среды.

По результатам изучения теоретических и правовых основ природоохранной деятельности промышленного предприятия можно сделать следующие выводы:

Предприятие как экономическая система есть система производства, распределения и потребления товаров и услуг. Так как промышленное производство связано с использованием природных ресурсов и взаимодействием с окружающей средой, любое промышленное предприятия также выступает в качестве эколого-экономической системы.

Управление предприятием как эколого-экономической представляет сложную задачу. Объектом управления в эколого-экономической системе на уровне предприятия является эколого-экономическая деятельность, направленная на достижение высоких экономических результатов при сохранении свойств охраны природной среды.

Целью экологического управления промышленным предприятием, в рамках эколого-экономической деятельности, является снижение негативного воздействия предприятия на окружающую среду в условиях жестких ресурсных ограничений.

Система управления экологической деятельностью реализует такие важнейшие функции менеджмента, как планирование и прогнозирование, организация, учет и контроль выполнения работ (услуг), связанных с охраной и сохранением экосистем, находящихся в зоне ответственности предприятия.

Система управления экологической деятельностью промышленного предприятия регулируется законодательством Республики Беларусь. Законодательно государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни населения, а также охраны и восстановления окружающей среды.

Источниками правового регулирования природоохранной деятельности на промышленном предприятии в Республике Беларусь кодексы Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, указы, декреты и директивы Президента, постановления и распоряжения Совета Министров, нормативные акты Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, а также международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе международного права. В настоящее время немаловажная роль отводится техническим стандартам, нормам, нормативам, руководствам, в области правового регулирования природоохранной деятельности на предприятии.

Изучение зарубежного опыта показывает, что в развитых странах сложилась позитивная практика управления природоохранной деятельностью промышленных предприятий, который необходимо учитывать в дальнейшем при развитии национального законодательства, а также при разработке ряда мероприятий, направленных на формирование экологических отношений общества и окружающей среды.

Во многих экономически развитых странах (странах ЕС, США, Японии и др.) наблюдается ослабление административного регулирования охраны окружающей среды и усиление роли экономических рычагов управления. Роль экономических методов заключается в стимулировании природоохранной деятельности через поиск путей минимизации экономических затрат, которые несет государство и субъекты хозяйственной деятельности ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.

Кроме этого, тенденцией развития экологического менеджмента и рационализации природопользования является унификация законодательства и расширение роли международных нормативных правовых актов и конвенций, а также приятие серии стандартов ISO 14000 в области природопользования.

Наши рекомендации