Правовое регулирование природоохранной деятельности
Важная роль в осуществлении природоохранной деятельности принадлежит нормотворческой и управленческой деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Рассмотрим принципы государственной экологической политики, направленные на правовое и организационное обеспечение природоохранной деятельности промышленных предприятий как основных природопользователей и загрязнителей окружающей среды.
Конституционными основами государственной политики в природоохранной деятельности и охраны окружающей среды составляют положения ст. 46 Конституции Республики Беларусь: «Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды» [1].
Тот факт, что государственная политика в области охраны природопользования составляет одну из приоритетных направлений деятельности государства, также подтверждается тем, что Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (проект) [29] содержит раздел 6 «Сохранение природного потенциала для будущих поколений и улучшение окружающей среды», содержащий основные направления и принципы государственной политики в сфере охраны окружающей среды, а также приоритетные направления совершенствования экологического менеджмента на современных предприятиях.
Как одно из направлений национального стратегического планирования природоохранная деятельность нашла отражение не только в НСУР-2020 и НСУР -2030, но и в Национальной стратегии внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009-2020 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2009 г. № 980 [26]. Указанная стратегия разработана в целях уменьшения и (или) предотвращения вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, обеспечения рационального использования природных ресурсов, упрощения административных процедур по государственному регулированию и контролю уменьшения и (или) предотвращения вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством.
Важное значение как источника правового регулирования природоохранной деятельности промышленных предприятий в Республике Беларусь составляют кодифицированный нормативные правовые акты, такие как:
– Водный кодекс Республики Беларусь от 30 апреля 2014 г. № 149-З [2];
– Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь от 24 июня 2002 г. № 118-З [4];
– Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З [5];
– Кодекс Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 г. № 406-З [6];
– Лесной кодекс Республики Беларусь от 24 декабря 2015 г. № 332-З [7].
Такое количество кодифицированных нормативных правовых актов, а также перечень общественных отношений, которые они регулируют, позволяет сделать вывод о достаточно развитой системе правого регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды. Однако, несмотря на большое количество кодексов как источников экологического права, основным нормативным правовым актом в данной области остается Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 г № 1982-XII [19] (далее — Закон об охране ОС). Закон об охране ОС устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов и направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду. В законе определена роль высшего законодательного органа государства, правительства и местных советов в выработке и реализации экологической политики, установлена юридическая основа для процесса экологической экспертизы, экологического мониторинга, выделения природных охраняемых территорий и зон экологического бедствия; предусмотрено создание целевых фондов для финансирования мероприятий по защите окружающей среды, введение компенсации за ущерб, нанесенный гражданам в результате загрязнения окружающей среды, что дает право судам рассматривать иски граждан или юридических лиц в связи с ущербом такого рода.
Кроме указанных нормативных правовых актов в настоящее время действуют более 15 законодательных актов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды, в частности:
– Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» от 18 июля 2016 г. № 399-З [9].Закон регулирует отношения в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду и направлен на обеспечение экологической безопасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также на предотвращение вредного воздействия на окружающую среду;
– Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности» от 5 января 2016 г. № 354-З [11]. Закон регулирует отношения, связанные с обеспечением промышленной безопасности опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности;
– Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» от 16 декабря 2008 г. № 2-З [17]. Закон определяет правовые и организационные основы охраны атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ и направлен на сохранение, восстановление качества атмосферного воздуха, обеспечение экологической безопасности;
– Закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами» от 20 июля 2007 г. № 271-З [16]. Закон определяет правовые основы обращения с отходами и направлен на уменьшение объемов образования отходов и предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, а также на максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья;
– Закон Республики Беларусь «О гидрометеорологической деятельности» 9 января 2006 г. № 93-З [8]. Закон устанавливает правовые основы осуществления гидрометеорологической деятельности и направлен на обеспечение государственных органов, иных организаций и физических лиц фактической и прогнозной гидрометеорологической информацией;
– Закон Республики Беларусь «О растительном мире» от 14 июня 2003 г. № 205-З [12]. Закон устанавливает правовые основы охраны, защиты, воспроизводства, содержания, изъятия, удаления, пересадки объектов растительного мира и пользования ими, а также озеленения, охраны среды произрастания объектов растительного мира, повышения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций в целях обеспечения благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды, рационального (устойчивого) использования ресурсов растительного мира;
– Закон Республики Беларусь «Об охране озонового слоя» от 12 ноября 2001 г. № 56-З [18].Закон определяет правовые основы охраны озонового слоя и направлен на предотвращение разрушения озонового слоя и его восстановление в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызываемых разрушением озонового слоя в результате воздействия озоноразрушающих веществ, а также на выполнение обязательств по международным договорам Республики Беларусь в области охраны озонового слоя;
– Указ Президента Республики Беларусь «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде»от 24 июня 2008 г. № 348 [25],
– Указ Президента Республики Беларусь «О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности»от 24 июня 2008 г. № 349 [22].
– Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» от 8 декабря 2005 г. № 580 [24];
– Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах сокращения выбросов парниковых газов» от 8 декабря 2010 г. № 625 [23].
Правовые предписания законодательных актов в сфере охраны окружающей среды реализуются через постановления Правительства и постановления республиканских органов государственного управления, прежде всего, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Законодательство об охране окружающей среды включает в себя, наряду с актами экологического законодательства, акты административного, гражданского, хозяйственного, трудового и других отраслей права. Повышение эффективности указанной системы возможно при условии ликвидации дублирования и пробелов в правовом регулировании, усилении экологизацииприродоресурсного и иных отраслей законодательства в этой области [36, с. 9-10].
Одним из самых действенных механизмов международного сотрудничества является развитие международной правовой практики, направленной на консолидацию усилий отдельных государств и международных организаций в решении глобальных и региональных экологических проблем. Республика Беларусь является участницей около 20 международных конвенций в области охраны окружающей среды. В этой области за последнее десятилетие ею заключено более 40 международных договоров как двухсторонних, так и многосторонних.
Основные направления деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в области международного сотрудничества заключаются в развитии международного партнерства, подготовке обоснований по присоединению Республики Беларусь к многосторонним договорам, укреплении двустороннего сотрудничества, расширении взаимосвязей с международными межправительственными организациями и финансовыми институтами, разработке двух– и многосторонних соглашений с приграничными государствами, различными странами Европы и Азии, реализации договоренностей в рамках подписанных соглашений [31].
Минприроды проводит активную работу по присоединению Республики Беларусь к многосторонним природоохранным соглашениям. Беларусь является стороной 13 глобальных и 10 европейских международных конвенций и протоколов: Рамочная конвенция ООН об изменении климата; Венская конвенция об охране озонового слоя; Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой; Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния; Женевский протокол к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, касающийся финансирования совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП); Протокол о сокращении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния; Хельсинкский протокол к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния о сокращении, по крайней мере на 30 %, выбросов серы или их трансграничных потоков; Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (ЭСПО, EIA); Конвенция о биологическом разнообразии; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС); Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значения главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц;Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением; Конвенция о всемирном культурном и природном наследии;Орхусская конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды; Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке; Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции по биоразнообразию; Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных; Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер; Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях; Конвенция Всемирной Метеорологической Организации [45].
Правовое регулирование природоохранной деятельности в Республике Беларусь (в особенности для промышленных предприятий) реализуется также через систему технического нормирования и стандартизации. Законодательной основой для проведения работ по техническому нормированию и стандартизации в области охраны окружающей среды и природопользования в Республике Беларусь являются Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» [13], Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» [20]. Техническое нормирование и стандартизация в области охраны окружающей среды и природопользования направлено на решение следующих задач:
– формирование комплекса нормативных документов, определяющих механизм управления окружающей средой и рациональным природопользованием и объектов экологического нормирования;
– установление единой терминологии в области охраны окружающей среды и природопользования;
– совершенствование правил ведения хозяйственной и иной деятельности в части минимизации вредного воздействия на окружающую среду, улучшение использования и восстановление природных ресурсов;
– установление экологических требований к продукции, техническим процессам и осуществлению работ и услуг в этой области;
– нормативное обеспечение мер экономического регулирования природоохранной деятельности;
– нормативное обеспечение внедрения систем управления окружающей средой на предприятиях [50].
Основополагающими документами системы технического нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды и природопользования в Республике Беларусь являются правила разработки технических регламентов, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты и технические условия (Приложение А, Приложение Б).
В соответствии с белорусским законодательством государственными стандартами и иными техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды устанавливаются требования (нормы и правила) в области охраны окружающей среды к товарам (работам, услугам), технологическим процессам и соответствующим методам контроля. В государственных стандартах и иных технических нормативных правовых актах на новую технику, технологии и технологические процессы, материалы, вещества и другую продукцию, ее хранение, транспортировку, использование, в том числе после перехода продукции в категорию отходов, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.
Экологическая сертификация систем управления окружающей средой проводится на соответствие международным стандартам ИСО серии 14000. Международная организация по стандартизации (ИСО), объединяющая 163 государства, разрабатывает единые стандарты методов не только контроля качества окружающей среды, но и экологического управления. Стандарты ИСО серии 14000 включают требования и руководство по внедрению и использованию системы экологического управления, основные принципы экологической маркировки, принципы оценки жизненного цикла продукции. Изучение, освоение и внедрение международной системы стандартов ИСО 14000 должно способствовать совершенствованию системы управления природопользованием в стране.
Таким образом правовое регулирование природоохранной деятельности в Республике Беларусь осуществляется на базе совокупности нормативных правовых актов, к которым относятся законы Республики Беларусь, указы, декреты и директивы Президента, постановления и распоряжения Правительства, нормативные акты министерств и ведомств, а также международные правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе международного права. В настоящее время немаловажная роль отводится ТНПА(ТР,ТКП,нормам, нормативам, руководствам и др.) применяемыми природоохранной деятельности на предприятии.