Договор комплексного природопользования
Под комплексным природопользованием понимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учетом охраны окружающей природной среды и соблюдением требований рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Договорные обязательства при оформлении комплексного природопользования обусловлены тем, что практически всегда использование одних природных ресурсов неизбежно затрагивает интересы охраны и рационального использования других. Например, хозяйственная деятельность по добыче полезных ископаемых влияет на характер землепользования, особенно в части охраны земель, вод, лесов. Поэтому заключение и исполнение договора по комплексному природопользованию позволит устранить этот пробел. Такому заключению предшествует решение всех вопросов, связанных с пользованием конкретными ресурсами и его конечными результатами будущей деятельности. Завершающим этапом продвижения договора является выдача лицензии.
На основе лицензии природопользователь ставит перед компетентными органами вопрос о заключении договора. Территориальный орган Минприроды изучает все документы, характеризующие намерения природопользователя по эксплуатации природного ресурса, и назначает экологическую экспертизу.
Таким образом, лицензия и положительное заключение экологической экспертизы являются основными документами, которые требуются для заключения договора о комплексном природопользовании. Заключение договора осуществляется исполнительной властью города, района, края, республики в зависимости от того, кто владеет природными ресурсами. Орган исполнительной власти может распоряжаться только теми ресурсами, в отношении которых он выполняет полномочия собственника либо владельца.
Договор возлагает на природопользователя обязанности по рациональному использованию природных ресурсов и соблюдению требований охраны окружающей природной среды, а также норм экологической безопасности. За невыполнение условий договора или нарушение их природопользователь несет ответственность и обязан возместить причиненный вред.
Договор на комплексное природопользование является пока еще новым видом договорных связей в области природопользования. К сожалению, еще не разработаны типовые формы договоров, не решены окончательно вопросы, касающиеся наличия связей с данным договором других договорных отношений по одному и тому же предмету.
Контрольные вопросы:
1. На основе каких факторов устанавливаются различные цены на экологически чистую и экологически грязную продукцию?
2. Что такое экологический аудит?
3. Какие виды анализа включает в себя экологический аудит?
4. Какие цели преследует рынок продажи прав на загрязнение?
5. Какие сведения содержит экологический паспорт предприятия?
6. Какие задачи решаются экологической паспортизацией предприятий?
7. Кто составляет экологический паспорт предприятия?
8. Перечислите разделы экологического паспорта предприятия.
9. Какие сведения включают в первой части экологического паспорта предприятия?
10. Какие сведения включены в раздел «Характеристика отходов»?
11. Какие сведения включены в раздел «Характеристика полигонов и накопителей, предназначенных для захоронения(складирования) отходов»?
12. Какие сведения включены в раздел «Плата за выбросы…»?
13. Какие сведения включены в экологический паспорт города?
14. Из каких разделов состоит экологический паспорт города?
15. Какие услуги выносятся на рынок экологических услуг?
16. Дайте определение договору комплексного природопользования.
17. Какие документы необходимы для заключения договора комплексного природопользования?
Литература по теме лекции:
1. Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ. «Российская газета» №6, 12.01.2002.
2. Арустамов Э. А. и др. Природопользование. –М.; «Дашков и Ко», 2000. –С. 162-163, 255-268.
3. Петров В. В. Экологическое право России. –М.: БЕК, 1997. –С. 153-160.
IV. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Тема 11. Управление природопользованием.
Планирование прогнозирование, моделирование.
Управление природопользованием
Управление природопользованием предполагает рациональное расходование природных ресурсов и основано на планировании природопользования, включающем расчет, разработку и установление форм, методов и ограничений хозяйственной деятельности.
В природопользовании можно рассматривать два уровня управления:
1. Управление природными системами. Может быть жестким и мягким.
· примером жесткого управления являются концентрированные рубки лесов, переброска части стока северных рек в бассейн Каспийского моря, распашка целинных земель и др.;
· примером мягкого управления являются выборочные рубки лесов, научно обоснованная агротехника выращивания сельскохозяйственных культур и др.;
2. Управление природопользователями (управление охраной окружающей природной среды и рационализацией использования природных ресурсов) – осуществляется административно-командными и экономическими методами.
Эти уровни управления взаимосвязаны между собой. Первый уровень управления основывается на изучении и использовании естественных законов развития природы, в частности, экологических, и осуществляется через второй уровень, опирающийся на юридические и экономические законы.
Система управления природопользования и охраны окружающей природной среды в современном ее понимании сформировалась в рамках административно-командной системы хозяйствования. Она включала в себе ресурсное, отраслевое и территориальное природопользование и осуществлялась на основе государственных экологических программ и планов социально-экономического развития. Примером могут служить пятилетние планы социально-экономического развития, в которых с достаточной степенью детализации содержались задания по характеру и объему природопользования, определялись перспективы развития страны, отдельных регионов, отраслей и конкретных предприятий. Практика долгосрочного планирования в таком виде сохранилась и в настоящее время. Примером тому служат Федеральные экологические программы, рассчитанные на период до 2000 года, включающие развитие целого ряда отраслей народного хозяйства.
Управление природопользованием по ресурсному и отраслевому принципам предусматривает в каждой отрасли, наряду с планом развития производства, мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов, их воспроизводству и охране. Такой подход в управлении характеризуется разобщенностью предприятий и организаций, превалировании производственных задач над природоохранительными, что препятствует решению комплексных межотраслевых проблем природопользования. Преодоление ресурсного и отраслевого подхода является важнейшей задачей совершенствования практики планирования и управления природопользования в настоящее время. В качестве альтернативного подхода предполагается в основу управления поставить территорию, регион страны, поскольку природопользование всегда привязано к определенной территории. В настоящее время примером попытки решения этого вопроса административно-правовыми методами является разделение территории страны на семь федеральных округов, позволяющее более четко и оперативно осуществлять управление природопользованием.
Территориальный принцип управления расширяет возможности местных органов власти в области управления природопользованием. В настоящее время существуют действенные рычаги административного и экономического влияния на субъектов хозяйственной деятельности. Например, те предприятия, которые нарушают природоохранное законодательство, подвергаются штрафам, их деятельность может быть приостановлена или прекращена. Предприятия, проводящие техническое перевооружение, переход на новые, мало- и безотходные технологии, выполняющие мероприятия по охране природной среды поощряются кредитами, займами, льготами, скидками. При этом делается акцент на комплексность природопользования, на ценность природной среды, как среды обитания человека.
Переход к активному территориальному управлению невозможен без его обеспечения соответствующими предплановыми разработками. К их числу можно отнести территориальные комплексные схемы охраны природы (ТерКСОПы), представляющие собой документ долгосрочного, перспективного планирования. Цель составления ТерКСОПа состоит в увязке на территории фактической и прогнозной антропогенной нагрузки на природные системы. ТерКСОП включает в себя:
· анализ конфликтных ситуаций;
· определение допустимых нагрузок на экосистемы;
· функциональное зонирование территории по фактической и нормативной нагрузке;
· определение целей экологической политики;
· выявление наиболее актуальных направлений проектных и технических разработок и научных исследований;
· альтернативные способы охраны природы.