Ответственность за нарушение природоохранного законодательства.
В механизме правового регулирования природопользования важное место занимает ограничение и предупреждение вредного воздействия хозяйственной и иной противозаконной деятельности на природную среду, функции которого выполняет институт ответственности. В широком смысле он содержит два вида ответственности:
· эколого-экономическую – ответственность за правомерный, разрешенный вред, вынужденный по объективным обстоятельствам, наступающий по самому факту причинения вреда, не зависимо от наличия вины в действиях самого причинителя. Данная ответственность находит свое отражение в установленной законом платности природопользования, включающей плату за изъятие природных ресурсов и плату за загрязнения (в виде налогов, арендной платы, иных форм)
· Эколого-правовая (собственно юридическая ответственность) – это ответственность за виновные, противоправные деяния, наступает в случаях, когда причиненный вред является следствием нарушения норм и правил действующего законодательства, то есть, основанием ее является не факт возникновения вреда, а факт совершения правонарушения. В случае причинения такого вреда, причинивший обязан его возместить в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не зависимо от внесения платы за природопользование. Например: вырубив две новогодние елки по лесорубочному билету, в котором разрешено вырубить одну, вы совершаете правонарушение и обязаны понести ответственность в виде штрафа.
Таким образом, юридическая ответственность связана с понятием правонарушения, которое определяется как общественно вредное (или опасное) противоправное и виновное деяние деликтоспособного субъекта. Природоохранительное и природоресурсное законодательство выделяет различные виды ответственности, к которой могут быть привлечены граждане и юридические лица, в зависимости от тяжести правонарушений:
· экологическое правонарушение – виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред природной среде и здоровью человека. Должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия, организации, учреждения – административную и гражданско-правовую.
· экологический проступок – менее тяжкое правонарушение, выраженное в виновном нарушении работниками предприятий, учреждений, организаций, выполняющими трудовые функции правил внутреннего распорядка, уставов, инструкций, иных нормативных актов направленных на рациональное природопользование и охрану природы - подлежит дисциплинарной ответственности;
· экологическое преступление – более тяжкое правонарушение, выраженное в общественно опасном деянии, посягающем на установленный экологический правопорядок, экологическую безопасность и причиняющее вред природной среде и здоровью человека - подлежит уголовной ответственности.
За экологические правонарушения предусмотрены различные виды Ответственность, предусмотренная за экологические правонарушения можно классифицировать по различным основаниям:
· по субъектам ответственности – ответственность граждан и должностных лиц предприятий, учреждений, организаций;
· по объекту правонарушения – земельные правонарушения, водные правонарушения, санитарные правонарушения и т.д.;
· по формам санкций – нематериальная (дисциплинарные взыскания, некоторые виды уголовных наказаний, общественное порицание), материальная ответственность (денежное и натуральное возмещение вреда, штрафы);
· по порядку наложения – ответственность, налагаемая в административном, судебном, дисциплинарном порядке;
· по отраслям права – административная, уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная и иные;
Подробно анализируя состояние юридической ответственности за совершение экологических правонарушений во всех вышеперечисленных видах, нельзя забывать о том, что проблема регулирования вредного воздействия общественной деятельности на природную среду лишь частично разрешается через установление эффективно действующих санкций. В действительности юридическая ответственность дополняется применением финансово-экономических инструментов, т.е. экономической ответственности. Совершенствование механизма правового регулирования природопользования является насущной проблемой в настоящее время.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение экологического проступка.
2. Дайте определение экологического преступления.
3. В чем особенности эколого-правовой ответственности?
4. В чем заключается эколого-экономическая ответственность?
5. Назовите виды ответственности, классифицируемые по порядку наложения.
6. Назовите виды ответственности, классифицируемые по объекту правонарушения.
7. Назовите виды ответственности, классифицируемые по отраслям права.
8. На какие категории, исходя из сложившейся структуры, подразделяются органы управления природопользованием?
9. По каким направлениям происходит разграничение компетенции органов управления?
10. Какие вопросы решают представительные органы управления?
11. Какие вопросы решают исполнительные органы управления природопользованием?
12. На какие группы подразделяются органы специальной компетенции, исходя из объема и характера решаемых вопросов?
13. Какие органы управления (в свете Указа Президента №867 «О структуре Федеральных органов исполнительной власти») относятся к группе комплексных органов управления природопользованием и охраны окружающей природной среды?
14. Какие органы управления (в свете Указа Президента №867 «О структуре Федеральных органов исполнительной власти») относятся к группе отраслевых органов управления природопользованием и охраны окружающей природной среды?
15. Какие органы управления (в свете Указа Президента №867 «О структуре Федеральных органов исполнительной власти») относятся к группе функциональных органов управления природопользованием и охраны окружающей природной среды?
Литература по теме лекции:
1. Петров В. В. Экологическое право России. –М.: БЕК, 1997. –С. 178-195, 263-368.
2. Пыльнева Т. Г. Природопользование. -М.: Финстатинформ, 1997. –С.59-63.
3. Указ Президента РФ от 17.05.2000 №867 (ред. 01.11.2001) «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Российская газета, №97, 20.05.2000.
4. Постановление Правительства РФ от 25.09.2000 №726 «Положение о министерстве природных ресурсов Российской Федерации». СЗ РФ, №40, 02.10.2000.
5.Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ. «Российская газета» №6, 12.01.2002.
Тема 4. Право природопользования.