Природа как объект использования охраны.
Окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных объектов, природно-антропогенных объектов и антропогенных объектов.
Компоненты природной среды:
1. Недра.
2. Подземные и поверхностные воды.
3. Земля (почва).
4. Животный и растительный мир.
5. Атмосферный воздух.
6. Озоновый слой.
7. Околоземное экологическое пространство.
Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их компоненты природной среды.
Природно-антропогенные объекты – это те объекты, которые созданы искусственно, но приобрели все свойства природного объекта.
Антропогенный объект – это те объекты, которые созданы искусственно, но не приобрели свойства природного объекта.
Объекты правового регулирования экологического права должны обладать признаками:
1. Естественное происхождение.
2. Экологическая зависимость и состояние в цепи экологических связей.
3. Выполнение жизнеобеспечивающих функций, определяющих их социально-экологическую ценность для общества и человека.
Природа включает в себя 3 вида экологических систем:
1. Естественные.
2. Модифицированные – видоизмененные системы в процессе хозяйственной деятельности.
3. Трансформированные – системы преобразованные деятельностью человека.
Природные объекты, ресурсы, комплексы и территории.
Природные объекты подразделяются на природные ресурсы и природные комплексы. Природные ресурсы – это компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и потребления и имеют потребительскую ценность.
Природные комплексы – это функционально и естественно связанные между собой природные объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками.
Комплексы подразделяются на 3 категории:
1. по режиму охраны, полностью исключенные из хозяйственного или рекреационного использования (заповедники);
2. исключенные полностью или частично из хозяйственного использования (заказники);
3. с ограниченным режимом использования ресурсов (национальные парки).
Меры по оздоровлению окружающей среды.
К стратегическим задачам оздоровления окружающей среды относятся:
1. поддержание благоприятной среды;
2. сохранение биосферного равновесия;
3. сохранение генетического фонда, видового и ландшафтного разнообразия дикой природы;
4. обеспечение экологической безопасности, как страны, так и планеты в целом.
Направление оздоровления:
1. Запрет строительства, расширения и реконструкции объектов, приводящих к ухудшению экологической ситуации.
2. Запрещение размещения экологически опасных производств в городах (Минск, Могилев, Новополоцк, Мозырь, Гомель, Бобруйск, Гродно, Светлогорск) до нормализации в них обстановки.
3. Обеспечение экологически обоснованного размещения производств.
4. Мероприятия по созданию санитарно защитных зон.
5. Создание научно обоснованных нормативов.
6. Совершенствование системы мониторинга.
Экологические права человека как объект охраны экологического права.
Ст.12-14 Закона «Об охране окружающей среды».
Право собственности на природные объекты и право природопользования.
1. Право собственности.
2. Право природопользования.
3. Общие права и обязанности природопользователей.
4. Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования.
Право собственности.
Право собственности, как юридическая категория, понимается в субъективном и объективном значении.
В объективном смысле право собственности есть совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих отношения по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами.
Основы право собственности на природные ресурсы определены конституцией. В соответствии со ст.13 недра, воды, леса, составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.
Право собственности в субъективном смысле означает возможность индивида или коллектива по своему усмотрению и независимо от кого-либо владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом.
Право владения природными ресурсами означает определенную законом возможность фактического обладания природным объектом хозяйственного господства над ним. Собственник наделяется юридическим титулом владельца. Наличие титула означает, что владелец обладает правом владения и оно имеется, прежде всего, у собственника, но может быть и у других лиц, получивших это право на основании договора с собственником, либо на основании административного акта.
Право пользования – это юридическая возможность извлекать из природного объекта пользу, т.е. возможность хозяйственной и иной эксплуатации с целью удовлетворения определенных потребностей.
Под правом распоряжения природными ресурсами понимается возможность, в установленных законом пределах, определять юридическую судьбу данных ресурсов путем их изъятия и предоставления пользования или аренду полного или частичного исключения из хозяйственного оборота, купли-продажи, завещания, дарения и т.д.
Право природопользования.
Право придопользования классифицируется на виды по нескольким основаниям:
1. В зависимости от объекта (недра пользование, земле пользование, вода пользование и т.д.).
2. По порядку и условиям пользования:
1) Общие.
2) Специальные.
Общее | Специальное |
Бесплатно Без разрешения Для удовлетворения личных потребностей Риск мал | Платно Разрешение или лицензия Для получения экономической выгоды Риск потенциально большой |
Государственное управление природопользованием и охраны окружающей среды.
1. Понятие, функции и методы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
2. Система органов государственного управления.
3. Компетенция общих органов управления в области охраны окружающей среды.
3.1. Президент.
3.2. Парламент.
3.3. Правительство.
3.4. Местные органы власти и управления.
4. Комплексные органы (специальные) управления в области ораны окружающей среды.
4.1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
4.2. МЧС.
4.3. Государственный санитарный надзор.
4.4. Департамент по ликвидации катастрофы при ЧАЭС при МЧС.
5. Отраслевые специальные органы управления.
5.1. Министерство лесного хозяйства.
5.2. Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
5.3. Государственный комитет по имуществу при Совете министров.
5.4. Департамент по геологии при Мин. природы.
5.5. Департамент по гидрометеорологии при Мин. природы.
5.6. Департамент по мелиорации и водному хозяйству Мин. Сельхоз. и продовольствия.
5.7. Министерство жилищно-коммунального хозяйства.
5.8. Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте.
6. Функциональные (межведомственные) специально уполномоченные органы управления.
6.1. Министерство здравоохранения.
6.2. Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности.
6.3. Департамент по радиационной и ядерной безопасности.
6.4. МВД.
6.5. Государственный таможенный комитет.
7. Иные органы.