Послепроектная экологическая оценка

Не следует думать, что если воздействия правильно оценены, то будут автоматически разработаны и выполнены меры по их минимизации. После того как проведено выявление, предсказание и документирование воздействий, возникает закономерный вопрос: «А что дальше?» Что происходит после того, как ОВОС выполнена и передана лицам, принимающим решения, проект одобрен и его финансирование началось? Среди множества причин, по которым рекомендации ОВОС и заключения экологической экспертизы могут оказаться неэффективными или совсем не выполняться, основными являются:

1) неполный учет экологических рекомендаций при введении в строй и функционировании хозяйственных объектов;

2) возможное непредвиденное изменение внешних условий, в том числе состояния окружающей среды или возникновения иной хозяйственной деятельности;

3) ошибки прогнозных моделей;

4) слишком общие и неопределенные прогнозные выводы;

5) неполнота знаний о воздействии какой-либо деятельности на окружающую среду.

Поэтому самым важным является то, как результаты ОВОС и выводы ГЭЭ будут применяться при осуществлении проекта, т. е. насколько реалистично составлены программа мониторинга и план природоохранных мероприятий.

Задачами послепроектных стадий экологической оценки при этом оказываются:

• обеспечение выполнения рекомендаций, разработанных и сформулированных в процессе ОВОС для предотвращения и уменьшения воздействий;

• оценка, анализ фактических воздействий и сопоставление их характера и величины с ранее предсказанными; корректировка, если необходимо, мероприятий по предотвращению и уменьшению воздействий;

• развитие системы экологической оценки в целом путем сбора и анализа информации об адекватности сделанных предсказаний и эффективности предложенных мер.

8.4.1. Планы экологического менеджмента

Важным механизмом обеспечения выполнения перечисленных задач служат планы экологического менеджмента (Environmental Management Plans), включение которых в итоговые документы ЭО требуется все возрастающим числом международных организаций и национальных систем. По определению Всемирного банка план экологического менеджмента (ПЭМ) предстаатяет собой взаимоувязанную иерархическую систему организационных, технических и мониторинговых мероприятий, необходимых на стадии выполнения проекта для устранения негативных экологических и социальных эффектов, их компенсации или уменьшения до приемлемых значений.

Важность составления планов экологического менеджмента заключается не только в том, что они сводят в единый документ требования к природоохранным мероприятиям, облегчая, таким образом, контроль над их исполнением. В современных системах экологического регулирования одобрение проектов и контроль за их исполнением может осуществляться на различных уровнях административного и государственного управления.

Планы экологического менеджмента — это механизм, обеспечивающий передачу ответственности за выполнение мер по уменьшению воздействий от разработчика проекта и разрешающего государственного органа к владельцу/руководителю объекта и контролирующему государственному органу.

Одними из наиболее продвинутых требований к ПЭМ в составе документации по экологической оценке являются требования Всемирного банка. Ведущие специалисты-экологи Всемирного банка придают ПЭМ столь большое значение, что они даже предлагают сделать ПЭМ основным документом, подытоживающим процесс ЭО и использовать традиционную ОВОС в качестве обосновывающего приложения к ПЭМ.

Экологический послепроектный мониторинг. Основу ПЭМ составляет описание мероприятий по мониторингу. Послепроектный мониторинг широко применяется в международной практике и более точно описывает деятельность, направленную на выполнение двух основных задач:

• определение соответствия осуществляемых проектных решений, в том числе экологических мероприятий, утвержденному плану (в том числе ПЭМ);

• корректировка, при необходимости, мер по предотвращению и уменьшению воздействий.

Послепроектный анализ. Послепроектный анализ, понимаемый в широком смысле, может рассматриваться как деятельность, независимая от ПЭМ, и включать такие разнообразные мероприятия, как периодические и эпизодические наблюдения за проектом и параметрами окружающей среды, инспекции и аудиты, проводимые самим заказчиком, его подрядчиками или внешними сторонами, например государственными органами, общественностью, научными организациями и другими участниками процесса экологической оценки.

По К. Вуду (С. Wood, 1995), послепроектный анализ охватывает мониторинг реализации, который подразумевает надзор и контроль (в том числе государственный) за осуществлением проекта, например за соблюдением условий природопользования и выполнением запланированных мер по уменьшению воздействий, и мониторинг воздействия на окружающую среду, который может предоставлять информацию для корректировки ранее принятых решений, а также вносить вклад в формирование информационной базы для экологической оценки аналогичных проектов.

Учитывая разнообразие форм и методов послепроектного анализа и вытекающую отсюда сложность его организации и использования полученной информации, рекомендуется составлять отдельный план послепроектного анализа в составе ПЭМ или вне его.

Специалисты Всемирного банка считают, что хотя список параметров, по которым проводится мониторинг, должен быть по возможности полным, необходимо ограничиться исследованием значимых, измеримых, реалистически достижимых элементов, основываясь на опыте и здравом смысле.

Послепроектный анализ подразумевает взаимодействие нескольких сторон. Это относится к координации мониторинговой деятельности заказчика (руководства предприятия) и органов государственной власти, ответственных за экологический и иной мониторинг. Эффективный послепроектный анализ не только предоставляет данные заинтересованным сторонам (в том числе общественным организациям и населению), но и активно использует полученную от них информацию. Сотрудничество между предприятиями, государственными службами, неправительственными организациями и широкой общественностью дает дополнительные возможности для эффективного снижения негативных воздействий на окружающую среду.

Данные послепроектного анализа, так же как и выводы собственно ОВОС, только предоставляют информацию для осуществления мер по уменьшению воздействий на окружающую среду. Для того чтобы эти меры воплотились в реальность, необходимы: определение ответственности, выделение ресурсов, подготовка персонала и создание организационных структур и механизмов, обеспечивающих выполнение этих мероприятий. Все эти элементы должны подробно описываться в плане экологического менеджмента.

Система экологического менеджмента. В систематическом виде процедуры послепроектного анализа, как обоснованно указывают авторы исследования «Экологическая оценка и экологическая экспертиза» (2001), превращаются в систему экологического менеджмента (СЭМ). Определение ресурсов и ответственности при разработке ПЭМ может сформировать прототип будущей СЭМ. Любая система менеджмента подразумевает план менеджмента, поэтому СЭМ и ПЭМ связывают отношения общего и частного.

Международный стандарт ISO 14001 определяет СЭМ как часть общей системы менеджмента, включающей организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач.

8.4.2. Послепроекгный анализ в национальных и международных системах экологической оценки

Послепроектные стадии ЭО являются наименее формально и методологически проработанными. Однако сегодня требования о проведении мониторинга на этих стадиях достаточно распространены во многих странах. Разработка и включение ПЭМ в ОВОС более редки. Еще более редкими являются требования о создании СЭМ. Например, проект закона Эстонии называется «Об экологической оценке и экологическом аудите». Положения проекта этого закона, касающиеся экологического аудита, могут звучать и в смысле послепроектного анализа, хотя основное содержание аудита трактуется как источник данных для ОВОС.

Среди других примеров требований к послепроектным стадиям ЭО в национальных законодательствах можно привести болгарскую систему, в которой проекты, прошедшие ее, также проходят обязательный экологический аудит через пять лет после одобрения проекта. В Чили собственник предприятия, бывшего объектом ЭО, обязан провести независимый экологический аудит за свой счет и представить его результаты государственным органам. При этом предлагаются три альтернативные фирмы, специализирующиеся в области экологического аудита, а государственный орган выбирает одну из них и назначает в качестве аудитора.

Как отмечалось, одними из наиболее последовательных являются требования к послепроектным ЭО, предъявляемые Всемирным банком, который требует не только составления подробного плана экологического менеджмента, но и формального подтверждения наличия средств на его осуществление. Неотъемлемой частью экологических оценок, проводимых для проектов Всемирного банка, являются программы обучения и укрепления организационных возможностей участников экологической оценки.

Большинство других международных организаций, в том числе Агентство международного развития США и ЕБРР, предъявляют к своим клиентам только требование представлять в составе ЗВОС план мониторинга. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте указывает на возможность включения в ЗВОС краткого содержания программ мониторинга и управления и всех планов послепроектного анализа, однако только «при необходимости».

Контрольные вопросы и задания

1. На каких правовых актах основано законодательство Российской Федерации об экологической экспертизе?

2. Каковы принципы экологической экспертизы, установленные Федеральным законом «Об экологической экспертизе»?

3. Каков порядок проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с требованиями Федерального закона «Об экологической экспертизе»?

4. Каков порядок проведения госэкспертизы объектов строительства в соответствии с ГРК РФ?

5. Какие организации могут проводить экологическую экспертизу?

6. Дайте определение государственной экологической экспертизы.

7. Каков перечень объектов ГЭЭ на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации?

8. На каком уровне проводится экологическая экспертиза материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также утверждения программы реабилитации этих территорий?

9. Какие объекты подлежат ГЭЭ на уровне субъекта Российской Федерации?

10. Укажите место ЭО при проведении госэкспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации.

11. Какие органы организуют и проводят ГЭЭ?

12. На какие этапы можно условно разделить процесс организации и проведения ГЭЭ?

13. Какие требования предъявляют к составу представляемых на ГЭЭ материалов?

14. В какие сроки проводится ГЭЭ?

15. Каковы права и обязанности эксперта ГЭЭ?

16. С чего начинается работа экспертной комиссии ГЭЭ?

17. В каких случаях положительное заключение ГЭЭ теряет юридическую силу?

18. Каковы правовые последствия отрицательного заключения ГЭЭ?

Упражнения

1. Опишите схему экспертизы воздействий комбината «Североникель» на окружающую среду Кольского Заполярья.

Исходные данные. Добыча руды открытым способом с использованием взрывчатых веществ. Перевозка автомобильным транспортом. Обогащение флотацией. Сброс очищенных вод в рыбохозяйственный водоем. Выплавка металла. Северная тайга на пределе ареала. Трансграничное воздействие на Норвегию и Финляндию.

Вариант ответа. Идентификация факторов и источников воздействия на компоненты окружающей среды, определение уязвимых компонентов окружающей среды, оценка защищенности жилых массивов, перечень возможных экологических ущербов, предложение компенсационных мероприятий и мониторинговых программ.

2. Предложите способы оценки воздействия на окружающую среду при освоении алмазного месторождения в Архангельской области.

Исходные данные. По основным элементам природно-техногенной системы даны следующие данные: карьер, обогатительная фабрика, хвостохранилище, водоем-отстойник, извлекательный цех, энергоцентр, автохозяйство, жилой поселок, буферная лесозащитная зона.

Вариант ответа. По периметру карьера организовать мониторинг содержания пыли в атмосферном воздухе, в буферной зоне разместить площадку интегрального мониторинга, на хвостохранилище создать производство по обезвоживанию отходов, их брикетированию и утилизации в промышленности строительных материалов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наши рекомендации