Общая хар-ка гос. управления в области охраны окруж. среды и рационального природопользования. Система органов управления в области охраны окруж. среды и рационального природопользования.
Управление в области природопользования и охраны окружающей среды – это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, по обеспечению режима законности и конституционных гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Управление в области природопользования и охраны окружающей среды характеризуется следующими чертами:
1) это деятельность органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления;
2) это деятельность в сфере публичных экологических отношений, возникающих в связи с природопользованием, воспроизводством природных ресурсов, охраной окружающей среды, обеспечением экологической безопасности;
3) эта деятельность имеет строго определенную управленческую (административно-правовую) направленность.
Управление в области природопользования и охраны окружающей среды базируется на следующих принципах:
1)разделение функций природопользования и охраны окружающей среды;
2)обеспечение приоритетов, гарантирующих право граждан на благоприятную окружающую среду;
3)сочетание государственного регулирования с местной инициативой, участием общественности;
4)подконтрольность органов государственного управления;
5)гарантирование административного и судебного порядка обжалования решений органов управления;
6)ответственность органов управления и государства за решения, приведшие к отрицательным последствиям в области окружающей среды;
7)информирование и гарантирование права на получение достоверной информации в области окружающей среды;
8)научная обоснованность и экспертиза принимаемых решений.
В соответствии с принадлежащими полномочиями органы управления в рассматриваемой области подразделяются на органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции наряду с управлением природопользованием и охраной окружающей среды осуществляют также управление многими другими видами деятельности и отраслями народного хозяйства. К органам управления общей компетенции относят Президента Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции.
Характерная черта органов специальной компетенции – возложение на них функции управления в определенной области.
К органам государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды специальной компетенции относятся:
· Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Главными задачами Минприроды являются:
1) проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, использования и охраны недр, а также гидрометеорологической деятельности в соответствии с законодательством;
2) осуществление государственного управления в области изучения, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, в том числе недр, вод, животного и растительного мира, охраны окружающей среды, а также государственного регулирования в области гидрометеорологии, экологической сертификации и экологического аудита;
3) координация деятельности других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в том числе недр, гидрометеорологической деятельности, регулирования воздействия на климат и озоновый слой;
4) осуществление государственного регулирования деятельности по геологическому изучению недр и гидрометеорологической деятельности, а также создание условий для развития организаций всех форм собственности, осуществляющих данные виды экономической деятельности;
5) взаимодействие в пределах своей компетенции с местными исполнительными и распорядительными органами при решении природоохранных вопросов;
6) контроль в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности, а также за использованием и охраной недр;
7) обеспечение сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, участие в разработке и осуществлении мероприятий по воспроизводству объектов животного и растительного мира;
8) обеспечение республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан экологической и гидрометеорологической информацией, организация пропаганды экологических знаний, участие в создании системы просвещения, образования и воспитания в области охраны окружающей среды;
9) осуществление международного сотрудничества, изучение, обобщение и распространение международного опыта в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности, а также регулирования воздействия на климат, экологической сертификации и экологического аудита.
· Министерство лесного хозяйства.
задачи:
1) проведение единой государственной политики в области рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ведения охотничьего хозяйства, координация деятельности в этих областях других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических лиц независимо от форм собственности;
2) осуществление управления деятельностью подчиненных Минлесхозу государственных организаций;
3) осуществление государственного регулирования в областях лесного и охотничьего хозяйств и предоставление услуг в этих областях, а также создание условий для развития организаций всех форм собственности, осуществляющих данные виды экономической деятельности;
4) государственный контроль за состоянием, рациональным использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, ведением охотничьего хозяйства;
5) проведение единой экономической политики в области лесного хозяйства, обеспечивающей создание необходимых условий для эффективной работы подчиненных ему государственных организаций;
6) обеспечение в установленном законодательством порядке потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в древесине, лесоматериалах и другой лесной продукции;
7) обустройство лесного фонда.
· Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (МЧС) является республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, создания и обеспечения сохранности государственного и мобилизационного материальных резервов.
Функции обеспечения экологической безопасности в структуре МЧС осуществляют:
ü Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (Госпромнадзор);
ü Департамент по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор);
ü Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
· Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.
Главными задачами Госкомимущества являются проведение единой государственной политики в области земельных отношений, геодезической и картографической деятельности, наименований географических объектов, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, по вопросам имущественных отношений (включая управление, распоряжение, приватизацию, оценку и учет имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь), за исключением приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда, ведение соответствующих кадастров, регистров и реестров, а также государственное регулирование топографо-геодезической деятельности и землеустройства, создание условий для развития организаций всех форм собственности, осуществляющих данные виды экономической деятельности.
· Государственная Инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь является специально уполномоченным государственным органом, подчиненным Президенту Республики Беларусь, осуществляющим в пределах своей компетенции государственный контроль за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, лесного фонда, земель под дикорастущей древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), обеспечением рыбоводными организациями сохранности рыбы, содержащейся в прудах этих организаций.
Основные задачи: осуществление государственного контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях; принятие мер по обеспечению воспроизводства диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, их рационального использования, сохранения биологического разнообразия.
· Министерство здравоохранения Республики Беларусь.
Организует проведение государственного санитарного надзора; утверждает санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы; осуществляет государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование; осуществляет прогнозирование и оценку санитарно-эпидемической обстановки в районах чрезвычайных ситуаций, разрабатывает и проводит противоэпидемические мероприятия; вводит ограничения хозяйственной деятельности в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, устанавливаемых вокруг района размещения ядерной установки и (или) пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных отходов.
· Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Проводит единую государственную политику, осуществление государственного управления и регулирования в области сельского хозяйства, рыболовства, рыбоводства, производства пищевых продуктов, а также в области семеноводства, сортоиспытания, карантина и защиты растений, сохранения и повышения плодородия почв, племенного дела, ветеринарии, обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов, мелиорации, механизации и электрификации сельскохозяйственного производства. В соответствии с возложенными задачами в области охраны окружающей среды в соответствии со своей компетенцией осуществляет контроль в области безопасности генно-инженерной деятельности; обеспечивает рациональное использование земельных участков, предоставленных в пользование подчиненным организациям; обеспечивает контроль радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных угодий, сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов, координирует разработку технологий сельскохозяйственного производства на загрязненной радионуклидами территории, выполнение государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.