Комплексное природоохранное разрешение как основание возникновения экологических правоотношений.
Для возникновения экологических правоотношений требуется наличие фактического состава – совокупности нескольких юридических фактов, наличие которых влечет наступление юридически значимых последствий. Так, для того, чтобы возникло право пользования природными ресурсами, требуется решение государственного органа о предоставлении природного ресурса в пользование как волеизъявление государства – собственника, например, в соответствии со ст. 22 ВК, основаниями возникновения права водопользования являются решения Президента РБ о предоставлении водных объектов в безвозмездное пользование, разрешения на специальное водопользование, решения местных исполнительных и распорядительных органов о предоставлении водных объектов в обособленное водопользование.
Важной составляющей в возникновении права пользования природными ресурсами является отвод участка. Отвод земельного участка согласно ст. 1 Кодекса о земле – это предусмотренные законодательством землеустроительные мероприятия, включающие процедуры формирования, изъятия и (или) предоставления земельного участка, установления и закрепления его границы, государственной регистрации создания земельного участка и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок.
Исходя из комплексного характера эколого-правового регулирования, отношения в области окружающей среды могут возникать, как в публично-правовом, так и в частноправовом порядке. Публичную природу имеют отношения экологического контроля, применения мер ответственности за нарушение экологического законодательства, управления в области охраны окружающей среды. В договорном или частноправовом порядке возникают как отношения в области использования природных ресурсов (право частной собственности на землю, аренда природных ресурсов, концессионные отношения), так и связанные с выполнением природоохранных мер, например, проведение экологического аудита, экологическое страхование, предоставление специализированной экологической информации и др.
Принципиально новым основанием возникновения экологических отношений является комплексное природоохранное разрешение. В Республике Беларусь утверждена Национальная стратегия внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009-2020 гг. (Постановление Совета Министров 25 июля 2009 г., №980).
Комплексное природоохранное разрешение представляет собой единый разрешительный документ, удостоверяющий право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства с учетом внедрения наилучших доступных технических методов и устанавливающий нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, условия осуществления хозяйственной и иной деятельности в части использования природных ресурсов и (или) оказания воздействия на окружающую среду, и заменяет собой разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.
Комплексные природоохранные разрешения выдаются бесплатно на срок от 5 до 10 лет территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
13. Эколого-правовой статус гражданина: понятие и содержание.
Конституция и экологическое законодательство Республики Беларусь наделяют граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства правами и обязанностями в области охраны окружающей среды. Данные права и обязанности установлены в ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».
В эколого-правовой статус человека включается: 1) группа правомочий физических лиц, которые возникают из отношений по использованию природных ресурсов; 2) права и обязанности граждан, необходимые для обеспечения и защиты благоприятного состояния окружающей среды, в том числе и те из них, которые лежат в сфере обеспечения экологической безопасности общества, например по обеспечению безопасности генно-инженерной деятельности или радиационной безопасности населения и др.
Центральным элементом эколого-правового статуса человека является право на благоприятную окружающую среду, как неотъемлемое и конституционное право. Гарантии названного права определены в ст.13 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», согласно которой право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается: планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее оздоровлению, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; возмещением вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу граждан в результате вредного воздействия на окружающую среду; предоставлением экологической информации; обжалованием решений и действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц; судебной защитой; деятельностью общественных объединений; контролем в области охраны окружающей среды и иными мерами.
Эколого-правовой статус гражданина Республики Беларусь — системообразующая категория экологического права, которая представляет собой комплексный институт экологического права, объединяющий: 1) конституционное право человека на благоприятную окружающую среду; 2) права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды, совокупность которых создает юридические возможности реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду как неотъемлемого права человека; 3) правомочия физических лиц по обеспечению их экономических интересов в сфере природопользования; 4) гарантии соблюдения названных прав.