Вопрос 11. Основания возникновения и прекращения экологических правоотношений.

Экологические юридические факты – это обстоятельства, с которыми нормативные акты связывают какие-либо юридические последствия: возникновение, изменение или прекращение экологических правоотношений.
Экологические права возникают, изменяются и прекращаются только по основаниям, указанным в законодательстве. Эти основания именуются юридическими фактами, которые могут иметь сложные составы и процедуры своего осуществления.

В качестве оснований возникновения экологического правоотношения могут выступать сделки и договоры. Например, договора аренды земельного участка, участка леса, водного объекта. Следует иметь в виду, что в экологическом праве возникновение правоотношений нередко связывается со сложным юридическим составом. Обязательным элементом таких составов выступает такой юридический факт, как государственная регистрация земельного участка, права на него, сделки или договора с ним.

Классификация юридических фактов:
1) В зависимости от воли субъектов (характера течения): события и действия
2) По признаку дозволенности законом действия (юридические факты) бывают: правомерные и неправомерные.
3) По содержанию правомерные действия делятся на:
3.1. Юридические акты (сделки, административные акты, лицензирование)
3.2. Юридические поступки

Экологическое правоотношение обычно возникает, изменяется и прекращается на основании не одного, а совокупности юридических фактов, образующих фактические составы. При этом для каждого вида природных объектов и комплексов характерны свои фактические составы.
• Так, для получения в пользование или собственность земель это могут быть: заявка, согласование, решение, земельный отвод и выдача государственного акта на право землепользования или собственности.
• При предоставлении в пользование недр необходимы ходатайство, согласование, экспертиза, решение, горный отвод, лицензия или иной документ, удостоверяющий право недропользования.
• Лесопользования осуществляются на основании заявок, лесорубочных билетов (ордеров) и лесных билетов.
• Для осуществления сложных и экологически опасных пользований водами требуются заявки, согласования, экспертизы, разрешения на специальное водопользование, а иногда даже отграничение предоставленных водных объектов в натуре по сухопутным или другим ориентирам.
• В процессе использования атмосферного пространства для полетов или запусков ракет необходимы заявки, специальные разрешения и оконтуривание трасс, линий и коридоров атмосферопользования.
• Использование животного мира должно осуществляться при наличии охотничьих или рыболовных билетов и (или) лицензий на добычу соответствующего дикого животного.
• По заявкам и специальным разрешениям производятся некоторые пользования растительным миром и т.д.
Как правило юридические составы состоят из следующей совокупности юридических фактов, расположенных в определённой последовательности: заявка - согласование мест расположения предполагаемых природопользований - рассмотрение ходатайств компетентными государственными органами и вынесение по ним решений - выдача специальных разрешений (лицензий); - отграничение (отвод) указанных объектов на местности (в натуре); - выдачу документов, удостоверяющих на них соответствующее право (право собственности или право природопользования). В отдельных случаях требуются экспертизы или иные заключения о возможности и целесообразности осуществления природопользования.
В качестве оснований изменения права природопользования могут быть юридические факты в виде событий (лесной пожар, заболевание или стихийное возгорание леса, эпизоотия и массовая гибель диких животных, вносящие юридически значимые коррективы в существующие права пользования лесом и животным миром) или действий (нарушение плодородного слоя почвы, повреждение или загрязнение лесов, браконьерство и другие нарушения, влекущие изменения содержания соответствующего вида права природопользования).

Конкретными основаниями прекращения экологических правоотношений являются:
• минования надобности в осуществлении природопользования;
• истечения сроков природопользования
• добровольного от него отказа;
• необходимость изъятия природных объектов для государственных либо общественных нужд;
• использования указанных ресурсов не по целевому назначению;
• систематического невнесения в установленные сроки платежей за природопользование;
• ликвидации или реорганизации юридического лица, смерти физического лица, выступавших в качестве природопользователей и (или) земельных собственников
• прекращение трудовых отношений, в связи с которыми работнику был предоставлен служебный земельный надел; нерациональное использование природного объекта и т.д.
• аннулирование права на специальное природопользование (лесорубочного билета (ордера) или лесного билета).

Вопрос 12. Понятие и содержание эколого-правового статуса граждан.

В статье 46 Конституции закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду. Эта конституционная норма лишь декларирует, т.е. провозглашает это право. В Конституции Республики Беларусь закреплены и иные неотъемлемые права граждан, связанные с охранной окружающей среды: право на охрану здоровья (статья 45), которое гарантируется в том числе и мерами по оздоровлению окружающей среды; право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (статья 34). Названные конституционные нормы составляют правовую основу экологических прав граждан.

Эколого-правовой статус гражданина– это системообразующая категория экологического права, которая представляет собой комплексный институт экологического права, объединяющий:

1) конституционное право человека на благоприятную окружающую среду;

2) права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды, совокупность которых создает юридические возможности реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду как неотъемлемого права человека;

3) правомочия физических лиц по обеспечению их экологических интересов в сфере природопользования;

4) гарантии соблюдения названных прав.

Нам предстоит разобраться, что следует понимать под правом наблагоприятную окружающую среду. Для этого, очевидно, следует обратиться к истокам. Впервые это право как правовая норма было закреплено в международных документах. Принцип 1 Декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г. устанавливает, что «человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений».

Статья 2 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» ввела это право на уровне принципа: при планировании и осуществлении деятельности, оказывающей влияние на состояние окружающей среды, органы государственной власти, предприятия обязаны руководствоваться принципом обеспечения прав граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду. В специальном законодательстве, регулирующем правовой режим охраны и использования и охраны природных ресурсов, качество которых более других отражается на здоровье человека это право также закреплено. Например, в ст. 13 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха».

Другими словами, право на благоприятную окружающую среду – это неотъемлемое право человека на существование в такой окружающей среде, качественная сторона которой благоприятна для человека как биологического вида и человека как социального существа.

Экологическое законодательство, в частности ст.5 Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» Республики Беларусь определяет параметры понятия «благоприятная окружающая среда». Оно складывается из понятий:

1) среда обитания человека, т.е. природные элементы – атмосферный воздух, водоемы, почва, растительный мир, радиационная безопасность;

2) социальная среда, т.е. условия труда, быта (жилище, места отдыха, транспортные средства), обучение, воспитание, которые при определенных условиях могут оказать влияние на здоровье населения.

Благоприятной может быть признана лишь такая окружающая среда, в которой обеспечены оба из названных факторов. В настоящее время общество не может обеспечить всех параметров благоприятной окружающей среды,но оно должно стремиться к этому.

Наши рекомендации