В развитии детско-родительских отношений»

Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и способно­сти, психологический фундамент личности формируются в до­школьном детстве. От того, каким было у человека детство, за­висит весь склад его личности и во многом его жизненная судь­ба. В этом возрастном периоде складываются важнейшие пси­хологические условия внутренне свободного действия. Почему же так важно в этом плане семейное воспитание?

Все дело в том типе общения, который отличает семью. Из­вестно, что ребенок как личность существует и развивается в об­щении с другими, в первую очередь близкими ему людьми. С этой позиции развитие личности предстает кЛк развитие общения.

Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близ­ком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает все на свете. Чтобы мир предстал ему таким, каков он есть, об­щение должно быть полноценным, универсальным. Качеством универсальности обладает только общение, которое ребенок имеет в семье. .

Именно по этому качеству общения можно судить о полно­ценности семьи, а вовсе не по количеству ее членов, как это обычно делается. Возможна неполная семья, состоящая только из матери и ребенка, вполне полноценная с позиций психологии общения. Правда, достичь этого много труднее, чем в большой полносоставной семье с бабушками и .дедушками, где это про­исходит естественно и как бы само собдй в силу существующих в семье традиций и жизненного уклада. В то же время нередки случаи выраженного недоразвития детей по причине ущербности общения в семье, несмотря на ее, казалось бы, исчерпывающее благополучие, образованность родителей и т. д.

Сейчас психологи все чаще говорят о депривации общения в широкой социальной среде. Депривация - неудовлетворение потребности ребенка в общении - может иметь место и при ин­тенсивной коммуникации. Дело здесь не в количестве, а в каче­стве общения.

Воспитатели детских домов и домов ребенка, а также меди­цинский персонал детских лечебных учреждений хорошо знают, что такое депривация общения и связанные с ней явления гос-питализма, многообразные показатели психофизического недо­развития детей. Чтобы избежать этого, работники детских учре­ждений принимают все меры, но в целом проблема остается не­решенной. Несмотря на всю заботу и внимание со стороны взрос­лых, дети в этих учреждениях не получают каких-то «витами­нов» общения.

Что же есть такое в семье, что так трудно воспроизвести в государственном учреждении? Что обеспечивает универсаль­ность семейного общения? Безусловно, первое место в этом пла­не занимает бескорыстная любовь родителей к своему ребенку. Ребенок всем своим существом чувствует, что он беспредельно




дорог родителям, причем дорог таким, каков он есть, со всеми его особенностями и недостатками, и всегда будет оставаться таковым, несмотря ни на что.

Абсолютность семейных уз, абсолютность родительской люб­ви дает ребенку нужную ему как воздух защищенность в этом ми­ре. Эмоциональное благополучие ребенка базируется на уверен­ности в том, что его любят близкие, родные люди. Это централь­ное условие гармоничного развития личности ребенка. Чем мень­ше ребенок, тем значимее для него непосредственное обнару­жение родительской любви.

Но и на протяжении всего дошкольного возраста ребенок не перестает нуждаться в постоянном подкреплении этой уверен­ности в любви со стороны родителей. К сожалению, родители не всегда понимают, насколько важно не просто любить своих детей, но и уметь показать свое отношение и свои чувства ребенку.

Не надо бояться, что ласки, поцелуи и другие эмоционально-физические контакты могут быть чрезмерными и сделают из ма­лыша разбалованного неженку. Это как раз то, в чем ребенок больше всего нуждается, особенно если по каким-то причинам он испытывает психологический дискомфорт, например во вре­мя болезни или в каких-то незнакомых, непривычных условиях.

Правда, следует учитывать, что всему свое время - и ласкам тоже. Поэтому не нужно отрывать ребенка от заинтересовавшего его занятия, всегда следует учитывать его состояние и настроение.

В то же время не зря говорилось о бескорыстной любви, так как любовь тоже бывает разная, в том числе эгоистическая, неис­тинная. Бывает так, что любят не ребенка, а свои чувства к нему. Это значит, что любят самого себя, отраженного в ребенке, свои замыслы и пристрастия, в которые как-то включен ребенок. Такая любовь может принести много зла.




Довольно распространенным является тип матерей, сверх всякой меры опекающих своего ребенка. Чаще всего это бывает единственный, субъективно трудно доставшийся, выстраданный ребенок. Мать искренне считает, что так, как она, наверное, ни­кто не любит свое чадо. Для нее он - свет в окошке. Отсюда по­стоянная тревога за ребенка, неуменьшающееся беспокойство за него.

Все помыслы матери устремлены на ребенка, однако ему са­мому нет жизни от этой любви и заботы. Плотная опека со сто­роны матери не оставляет никакого места его собственной ак­тивности, личной инициативе и самостоятельности. Например, в разговоре с такой матерью невозможно получить при ней от­вет от ребенка на любой самый обычный вопрос. Мать тут же перехватывает инициативу и сама отвечает за него. Даже прямые просьбы помолчать обычно не помогают. Мать отождествилась со своим ребенком, забрав у него при этом все права суверенной личности.

Последствия такого типа отношений между матерью и ре­бенком бывают самые печальные. Происходит все большая обоюдная невротизация. На формировании личности ребенка это сказывается трагическим образом. Наиболее пагубное влия­ние на развитие личности ребенка оказывает «золотая клетка» эгоистических материнских чувств. Иногда дети становятся не просто малоинициативными или несамостоятельными, но дело доходит до распада важнейших психологических способностей и функций.

Другой вариант ложно понятого родительского долга можно охарактеризовать как чрезмерную требовательность к детям. Эти родители не считают, что их взыскательность, доходившая порой до садистских издевательств над ребенком, непомерна и бесчеловечна. Они убеждены, что так и надо воспитывать детей,



читая им нотации, выговаривая за малейшие нарушения и от­клонения поведения детей от должного, применяя наказания как традиционные, так и собственного изобретения.

Часто за таким «воспитанием» стоят психологические ком­плексы и ущербность самосознания сверхтребовательных роди­телей: «У меня нет высшего образования, но из сына я сделаю образованного человека», «Я не умею играть на рояле, но моя дочь будет знаменитой пианисткой». Из ребенка стремятся что-то сделать. Желая ему вроде бы только лучшего, только добра, такие родители превращают жизнь ребенка в ад.

Специальное изучение влияния семьи на психическое разви­тие ребенка показало, что решающее значение здесь имеет тип отношений между родителями и ребенком. Занимаемая родите­лями, в первую очередь матерью, позиция, отношение к ребенку в семье во многом определяют весь ход его психического разви­тия, формирующиеся у малыша способности и черты характера.

При всем разнообразии этих отношений, зависящих от се­мейных традиций, образованности родителей, их ценностных установок, мировоззрения, общего культурного уровня и многих других факторов, все же можно выделить два основных типа от­ношений к детям.

В одном случае главным ориентиром является ребенок, а в другом - взрослый, его жизненные принципы, установки и предрассудки. Только при первом типе отношений оказывается возможным настоящее взаимопонимание между ребенком и взрос­лым, только в этом случае устанавливается эмоциональная ат­мосфера, необходимая для полноценного развития ребенка.

Жизнь на каждом шагу ставит психологические эксперименты. В разнообразных эмоциогенных ситуациях обнаруживаются при­чины конфликтов и трудностей в общении родителей с детьми.

В очереди к зубному врачу волнуются дети, нервничают ро­дители. Вот хнычет и капризничает мальчик лет шести. Его мать рассержена и чувствует себя неловко от того, что больше всего шума в очереди создает ее сын, что все на них обращают внима­ние. Она шикает на него, говорит, что он уже большой мальчик, но ничего не помогает.

В этой же очереди дети дошкольного возраста вели себя на удивление достойно и мужественно, несмотря на зубную боль. В этом случае можно было видеть высокую степень доверия, взаимопонимания и душевного контакта между ребенком и ма­терью. Внешне это могло выражаться малоприметным образом, однако по тому, как ребенок сидел, прижавшись к матери, как она тихо произнесенными словами поддерживала его и помога­ла превозмочь боль, было ясно, что они составляют одно целое, что у ребенка есть близкий, во всем понимающий его человек, есть защита и жизненный тыл.

Как же достичь такого взаимопонимания? Как избежать трудностей в воспитании детей? Что нужно делать сейчас, пока дети еще маленькие, чтобы не упустить чего-то самого важного? На такие вопросы нельзя дать универсальный ответ. Главный секрет воспитания в том и состоит, что для этого как раз ничего специально делать не нужно. Напротив, следует довериться ес­тественному ходу жизни, прислушиваясь к глубокому внутрен­нему чувству, позволяющему безошибочно распознавать, где мы движимы бескорыстной любовью, а где - себялюбием и пред­рассудками. Естественный ход событий таков, что ребенок ста­новится центром всей жизни семьи до своего рождения. С само­го начала плод начинает определяющим образом влиять на всю физиологию организма матери. Он является ведущей инстан­цией изменений, происходящих в организме будущей матери и в ее психике.

Новорожденный выглядит крайне слабым и беззащитным. Он ровным счетом ничего не умеет, все его потребности и за­просы - младенческие, однако именно он - полновластный дик­татор в семье.

С его рождением изменяется весь уклад жизни взрослых членов семьи. Теперь все вращается вокруг него, маленького властителя, царящего над всем, что есть в космосе семейной жизни. Так обычно всегда бывает, так и должно быть. Это как раз то, в чем больше всего нуждается ребенок и что крайне трудно воспроизвести в условиях учреждения, где воспитыва­ются дети без семьи.

Следует подчеркнуть, что младенец в семье - это не просто предмет главной заботы ухаживающих за ним взрослых. Каким-то непостижимым образом он оказывается центром их собст­венного существа. Взрослые к нему обращаются, с ним разгова­ривают, хотя известно, что он еще не только не понимает речи, но вряд ли вообще слышит их слова. Ему демонстрируют такую нежность, чуткость и внимание, которые явно не соответствуют сознанию младенца.

Эта избыточность общения со стороны взрослых создает ре­бенку необходимую зону развития. Атмосфера семейного тепла лежит в основе доверия малыша к миру, открытости в общении с людьми, последующего принятия им самбго себя.

Физическая пуповина, связывающая ребенка с матерью, рвет­ся при его рождении, однако эмоциональная связь между ними сохраняется еще долгое время. Во всяком случае, на протяжении дошкольного возраста она обязательно должна быть.

Молодые родители, движимые самыми лучшими побужде­ниями, отправили на лето своего, еще не достигшего трехлетнего

возраста малыша в детский санаторий. Они были убеждены, что пребывание там благотворно скажется на малыше, так как у сана­тория была репутация прекрасного оздоровительного учреждения.

Санаторий действительно оказался во всех отношениях очень хорошим. Родители посещали своего сына каждое воскресенье. Тем не менее мать не дождалась конца срока пребывания ребен­ка в санатории и после всех сомнений, слез и переживаний за­брала сына домой. По ее словам, она больше не могла вынести «сиротских глаз», которыми стал смотреть ее малыш.

Мать остро почувствовала, что происходит что-то не то, что оздоровление в санатории, несмотря на все созданные детям ус­ловия, идет не на пользу ее ребенку. И она приняла решение, со­вершенно верное с позиции детской психологии.

Этому малышу понадобилось несколько недель жизни в се­мье, чтобы оттаять после санатория и компенсировать начавшееся у него отставание и даже прямой регресс в психическом разви­тии. После полутора месяцев пребывания в санатории малыш стал значительно хуже говорить, плохо спать, плакать по ночам. Из живого подвижного мальчика он на какое-то время превра­тился в вялого, безынициативного ребенка с потухшим, по вы­ражению матери, сиротским взглядом. Только до конца поверив в свое возвращение и на каком-то подсознательном уровне убе­дившись, что все вернулось на свои места, что он навсегда дома, малыш по-настоящему ожил.

Подобных примеров можно привести много. Они говорят о том, что все, что ведет к ослаблению связей с семьей, в первую очередь с матерью, пагубно сказывается на развитии ребенка.

Из того факта, что ребенок закономерно оказывается в самом центре жизни семьи и занимает исключительное положение в сис­теме жизненных отношений родителей, никак не следует вывод о вседозволенности и безнаказанности поведения детей.

Если мы будем потакать всем прихотям и капризам детей, если не будем должным образом реагировать на их проказы и проступки, то этим самым можем принести им много вреда. Ведь есть совершенно недопустимые вещи, которые должны не­медленно пресекаться. Есть ситуации, когда правильней и по-человечески понятнее, в том числе и самому ребенку, будет не­посредственная эмоциональная реакция на его проступок, даже сопровождаемая наказанием, чем попустительская отстраненность взрослого или нравоучительная нотация родителя. Нельзя не реа­гировать на действия детей, унижающие достоинство другого человека, намеренно причиняющие кому-либо боль или вред.

Забавляясь с годовалым малышом, мать подставляет ему свое лицо и говорит: «Ну-ка побей маму, ну-ка покажи, как ты бьешь маму». Не понимающий ситуации ребенок колотит ее кулачками по лицу. Похоже, что и сама мать не ведает, что творит.

Попустительствуя детям, идя на поводу, когда они просто капризничают и даже намеренно испытывают наше терпение, мы не только не предоставляем им необходимую для становле­ния личности внутреннюю свободу, но, напротив, способствуем черному делу порабощения ребенка его же желаниями и стра­стями. Не может быть внутренней свободы без нравственных ориентиров, как не может быть формирования гармоничной личности без нравственного воспитания.

При всей универсальности и независимости семейного об­щения все же современная семья не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и всестороннего развития личности ребенка. Детям крайне нужно общение с другими детьми. Дошко­льное образовательное учреждение может и должно восполнить эту сторону жизни ребенка.

Общение детей между собой, особенно в разновозрастных коллективах, позволяет на деле реализовать потенциал личностной

свободы ребенка, воплотив его в самостоятельность детей, в уме­ние общаться, в навыки собственной инициативной деятельности, в творческие способности и приобщение к ценностям общече­ловеческой культуры.

При всем том, что существующее общественное дошкольное воспитание оставляет желать много лучшего и нуждается в серьез­ных преобразованиях, все-таки надо отдать ему должное в плане всесторонности и полноты общения, которое ребята могут иметь в детском саду. Однако, чтобы эта возможность стала действи­тельностью для всех детей, необходимо лозунг о единстве общест­венного и семейного воспитания сделать реальной жизнью. Пер­вый шаг в этом направлении состоит в том, чтобы нам, взрос­лым, суметь взглянуть на мир глазами наших детей и сделать их интересы нашими собственными.

Воспитание не требует каких-то специально организованных занятий с детьми, хотя ребенок как личность развивается и то­гда, когда вы учите его строить и рисовать, и когда читаете ему книгу, едете с ним в троллейбусе, смотрите телевизор. Важно, чтобы это было вашим общим делом, понятным и близким ре­бенку. Конечно, каждый такой вид деятельности имеет свою специфику и накладывает определенные требования на ваше общение с ребенком.

Досуг «Джунгли зовут»

Задачи:

- вызвать интерес к природе разных климатических зон;

- расширять представление о джунглях (климат, растения
и животные);

- активизировать и обогащать словарь (джунгли, названия
различных животных и птиц, хищных и травоядных и другое);

- закреплять двигательные умения в спортивных играх и уп­
ражнениях;

- развивать умение контролировать свои действия, подчинять
их правилам и интересам команды.

Предварительная работа:занятия по ознакомлению с ок­ружающим («Джунгли»); чтение (А. Згуриди «Тропою джунг­лей»; Н. Сладков «Волшебные перышки» и другое); знакомство с травоядными и хищными обитателями джунглей; изготовление (совместно с родителями) эмблем соответствующих животных.

Материал:глобус, эмблемы с изображением травоядных и хищных животных, мягкие игрушки и рисунки, их изобража­ющие; музыкальные записи (шум моря, песня «Улыбка»); бумаж­ные «бананы» и «кости» (для подсчета очков), медали; спортив­ный инвентарь; угощение (бананы).

Ход развлечения

Зал оформлен под джунгли, дети (две команды) в спортивной одежде с эмблемами.

Ведущий. У нас еще лежит снег, холодно, солнце светит, но не греет. Зима... А ведь есть страны, где солнце светит и гре­ет круглый год. Как бы хотелось там побывать! А вам?

Дети. Да!

Ведущий. Посмотрите на глобус. Вот здесь (показывает) находимся мы. Это Северное полушарие. А где же сейчас лето?

Дети отвечают.

Действительно, когда в Северном полушарии зима, в Юж­ном - лето. Давайте еще раз посмотрим на глобус. В каких стра­нах сейчас лето?

Ищут на глобусе, называют несколько стран.

Правильно, вот здесь, в Южной Америке, в Бразилии, сейчас жаркое лето. Хотите туда отправиться? (Ответы детей.)

На чем это можно сделать?

Дети выбирают вид транспорта: летят самолетами и плы­вут на кораблях, имитируя движения под музыку.

Ведущий. Вот мы и в джунглях Южной Америки. Очень много солнечного света! Над землей стоит голубизна. Кажется, в сиянье разодета, Изнутри земля освещена!

Джунгли - самые могучие леса земного шара. Кто в них только не живет!

Называет животных, которых изображают дети.

В джунглях есть поляна. На ней можно организовать игры и соревнования. Давайте я вас туда проведу. Согласны? Тогда в путь!

Дети проходят полосу препятствий «Дорога на поляну» (пе­решагивание, пролезание, подлезание, прыжки и другое).

Ведущий. Итак, мы на поляне! Посмотрите, вокруг лианы, пальмы, попугаи. Красота! Здесь будут соревноваться две коман­ды: хищники (рычат) и травоядные (кричат, пищат). За победу в каждом конкурсе хищникам выдается «кость», травоядным -«банан». «Превратились» в своих героев-зверей? Тогда начинаем!

Конкурс 1

Ведущий. На людей они похожи, очень любят корчить ро­жи. Кто это? (Обезьяны.)

Наши рекомендации