Занятие 10 МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ БЕЛОЧКА СКАКАЛА
Задачи:
- установить эмоциональный контакт между всеми участ
никами;
- формировать представления детей о характерных особен
ностях внешнего вида и условиях обитания белок;
- помочь выработать навыки адекватного и равноправного
общения; способность к предотвращению и разрешению меж
личностных конфликтов;
- развивать эмоциональное сближение детей и взрослых;
- закреплять положительные эмоции от работы на занятии.
Материалы и оборудование:цветок из бумаги «цветик-
многоцветик», игрушки: ворона, сорока, лиса, белки; бумага, карандаши, фломастеры.
Ход занятия'
Ведущий. Здравствуйте, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и улыбнитесь друг другу.
Проводится игра «Доброе животное».
Представьте, что мы с вами - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит.
Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей.
А теперь послушаем вместе.
Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад.
Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце.
Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д.
Вот какое интересное наше животное.
А теперь давайте узнаем, какое следующее желание у Матушки Природы. «...Вели, чтобы белочка скакала».
Ребята, чтобы выполнить это желание, мы с вами отправимся в театр на спектакль «Про беличью красу».
Инсценировка сказки (можно в сокращении). На ветке сосны сидит Ворон и читает газету «Лесные новости».
Ворон. Что это под заголовком «Чудо в пятнышках» напечатано? (Читает.) «Спешу сообщить дорогим читателям, что в нашем лесу в одном из беличьих семейств появилась на свет
необычная девочка-белочка фантастической красоты - белоснежная, с пятнышками всех цветов радуги. Назвали ее Красуля, и нет сомнений, что титул «Мисс Лесная красавица» на конкурсе красоты ей уже обеспечен».
Ворон комкает и выбрасывает газету.
Ворон (возмущенно). Ну Сорока!!! Какая фантазерка! Да нет, просто врушка! Надо же такое придумать! Сколько я за свою жизнь белок перевидал! Летом они рыженькие, зимой серенькие. Правда, брюшко у них всегда беловатое, за что и зовутся белками. Встречались мне, конечно, белки красноватые и черноватые. Но придумать такое «чудо в пятнышках» только Сорока могла. Кар-кар! Как я зол! Кар-кар!
Из беличьего гнезда, зевая и потягиваясь, выходит маленькая, беленькая с разноцветными пятнышками и пестрым хвостом белочка Красуля.
Красуля (жеманно). Это же обо мне писали как о будущей «Мисс Лесная красавица». Мне нужно много спать, чтобы силы и красоту сберечь. А вы тут такой крик подняли. Чтоб тут тихо было! (Повелительно.)
Скрывается в гнезде, на елке, около гнезда появляется Белъчиха.
Ворон. Что же ты Красулю свою так разбаловала? Время вот уже за полдень, а она все еще в кровати нежится.
Бельчиха достает из кармана платочек, промакивает набегающие слезы.
Бельчиха. Это ж только ей на себя любоваться - в радость, а для меня дочкина необычность - горе горькое. Посуди сам, как я ее такую в лес отпущу. Лисица, куница или пернатый какой хищник схватит. У других-то бельчат окрас под цвет сосновых стволов. Какая-никакая, а маскировка. А она со своей
красотой совсем беззащитна. Вот и приходится ее дома держать, во всем ей потакать, чтоб куда не сбежала на верную погибель (плачет). Ох, беда, беда!
Из гнезда появляется Красуля с зеркальцем и расческой,
Красуля (недовольно). Что ты тут мокроту разводишь, вместо того чтобы накормить меня побыстрей? Что у тебя в корзинке?
Бельчиха. Вот смотри. Пока ты спала, я весь лес обежала и самых лакомых шишек тебе собрала.
Красуля (возмущенно). Шишки? Опять эти шишки! Не буду их есть! Я тебе не какая-то обычная белка. Я первая краса леса! Хочу орехов - и все!!!
Ворон (возмущенно). Как ты можешь так нагло с матерью разговаривать?!
Красуля (небрежно). Подумаешь, мать! Обычная белка.
Ворон. Мать не может быть для детей обычной. Она тебе жизнь дала, всю душу в тебя вкладывает. Нет никого прекраснее матери!
Красуля (с издевкой). Тоже мне, нашел эталон красоты! Появляется Лис.
Лис. Эй, тут, что ли, Краса лесная живет? Давай я тебя отвезу к месту съемки.
Красуля собирается запрыгнуть на спину Лиса. Появляется Бельчиха.
Бельчиха (кричит). Остановись, Крася! Это же Лис! Он погубит тебя!
Красуля отпрыгивает от Лиса на ствол ели. Бельчиха прыгает на шею Лиса и колотит его по голове лапами.
Бельчиха (гневно). Ах ты, рыжий хищник! Мое дитя решил погубить? Не бывать этому, пока я жива.
Лис (убегая). Совсем белки в лесу распустились! Мелюзга-мелюзгой, а было больно. У-у-у...
Сорока (с восторгом). Это было великолепно. Ничего прекрасней я еще не видела!
Бельчиха усаживается на ветку около гнезда, Красуля прижимается к матери.
Бельчиха (скромно). Ну ты и скажешь, Сорока! Я обычная белка и просто мать.
Красуля (с восхищением). Один мудрый ворон сказал, что матери не бывают обычными. Теперь я с ним согласна. Ты у меня самая лучшая, самая красивая мама на свете!»
Обсуждение сказки.
- Ребята, понравилась вам сказка?
- Давайте изобразим. Какая была Красуля в начале сказки,
какая в конце?
- Почему она так изменилась?
- Опишите, как выглядит обыкновенная белка наших лесов
летом и зимой.
- Почему белка так называется?
- Какой еще окрас бывает у белок и как, в зависимости
от цвета, они называются?
- Какие у белки враги?
- Где живут белки?
Ведущий. Давайте поиграем в игру «Есть у каждого свой
дом».
Проводится пальчиковая гимнастика.
У лисы в лесу глухом Есть нора - надежный дом.
Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий.
Дети и взрослые загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишие.
Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем.
Ударяют ладонями и кулачками поочередно.
Давайте нарисуем белкам домики.
Под музыку «Звуки леса» дети и взрослые рисуют.
Наше занятие подошло к концу, вспомним стихотворение «Мы хотим, чтоб птицы пели».