Занятие 8 МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ БЕРЕЗКА ЗЕЛЕНЕЛА
Задачи:
- установить эмоциональный контакт между всеми участни
ками;
- формировать познавательный интерес к миру растений,
чувство ответственности за них;
- расширять представления о сезонных изменениях в жизни
растений;
- актуализировать потребность в совместных детско-роди-
тельских играх;
- воспитывать в детях потребность радовать своих близких
добрыми делами и заботливым отношением к ним;
- развивать воображение, способность к импровизации;
- эмоционально обогатить детей теплотой и поэзией, закре
пить положительные эмоции от работы на занятии.
Материалы и оборудование:игрушка (гном Волшебник), волшебная палочка, белые платки, аудиокассета с музыкальным сопровождением, цветок из бумаги - «цветик-многоцветик».
Ход занятия
Ведущий. Здравствуйте! Я очень рада встрече с вами! Встаньте в круг.
Проводится аутотренинг.
Встать, как только солнце встает. (Руки тянут вверх.)
И тихонечко к окошку руку луч к тебе протянет. (Руки тянут вперед.)
Ты подставь скорей ладошку. (Подставляем ладошки солнышку.) Пусть тебя увидит мама и умытым, и обутым. (Проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до ступней.)
Все прибрав, иди к ней прямо и скажи ей: «С добрым утром, мама!»
(Дети повторяют.)
А потом с улыбкой, с песней, выйди к травам, людям, птицам...
(Широко разводят руки в стороны.)
И веселым, интересным день твой должен получиться! (Улыбаются друг другу.)
- Ребята, давайте произнесем волшебные слова, чтобы узнать следующее желание Матушки Природы: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав
круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтобы березка зеленела». Сегодня к нам на занятие пришел гном Волшебник.
Гном. Здравствуйте, ребята и взрослые! Знаю, что вы любите природу, знакомы со многими деревьями. Отгадайте, о каком дереве эта загадка: «Стоит в белой одежке, свесив сережки». Какое это дерево? Как вы догадались? Есть ли еще деревья с белым стволом? А какой ствол у березы на ощупь? (Гладкий.)
- Весной люди берут сок, при этом повреждают кору. Как
вы думаете, березе это приятно? Как она после этого будет рас
ти? (Ствол искривится.)
- Если у дерева кора поражена. Это хорошо? Плохо? Ничего
страшного? Почему плохо? (В рану могут попасть микробы,
дерево будет болеть, из раны может вытекать сок, и дереву
не хватит сил для роста новых листьев, веток, оно начнет со
хнуть.)
- Как вы думаете, какие условия нужны березе для ее жизни
и роста? (Много света.)
Правильно, береза - неприхотливое к почве дерево, но светолюбивое, не любит затенения. А кто знает, какие семена у березы? (Легкие.)
- Почему они должны быть мелкими и легкими? (Чтобы
ветру легче было их переносить на другое место.)
- Ветер куда угодно может занести крохотное крылатое семя
березы. Вот поэтому березу можно увидеть растущей даже
на крыше старого каменного дома или на крепостных стенах.
Скажите, чем покрыт ствол? (Корой.)
- Вспомните, зачем дереву кора. (Она защищает от высыха
ния, водонепроницаема.)
- Кора березы называется берестой. А хотите узнать, как ды
шит береза? На стволе березы есть темные черточки, идущие
поперек ствола. Это чечевички. Через них в небольших количествах поступает кислород, необходимый дереву для дыхания. А вот на зиму эти чечевички замуровываются, и дерево спит.
Наши предки березовой лучиной освещали дома, соком березы лечили больных, колеса телеги смазывали дегтем, который делали из березы, из нее же мастерили игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов, на бересте писали.
Ныне березу используют в строительстве, из нее делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев - желтую и зеленую краску, из почек - лекарства. Вот видите, какая полезная береза! А что произойдет, если все березы исчезнут?
Решение проблемной задачи.
- Ребята, а у меня есть волшебная палочка, я взмахну ею -и вы превратитесь в березки.
Проводится пальчиковая игра «Деревья». В поле дерево стоит. (Дети поднимают руки над головой.) Ветер руки шевелит (Покачивают руками.) Весной набухли почки (Сжимают пальцы в кулаки.) Раскрылись все листочки (Разжимают кулаки, шевелят пальцами.) Чтоб деревья подрастали, Чтоб они не засыхали, Корни дереву нужны
(Опускаютруки, разводят пальцы в стороны.) Почему они важны? (Ответы детей.)
- Замечательные березки у вас получились. Откуда появля
ются деревья? (Вырастают из семян.)
- Какие еще растения вырастают из семян? (Кусты, травы,
цветы.)
С детьми и родителями проводится экологическая игра «Волшебные превращения».
- Я взмахну волшебной палочкой и превращу детей в семена.
Семенем какого цветка вы хотели бы стать? (Ответы детей.)
Дети-«семена» садятся на ковер.
Зима. Природа отдыхает. Замерло все. Только легкие снежинки кружатся над поляной. Под мягким снежным одеялом тихо спят семена.
Звучит аудиозапись музыки. «Снежинки»-родители берут в руки белые платки и кружатся в импровизированном танце вокруг «семян». По окончании музыки накрывают их платками и садятся на ковер.
- Солнце с каждым днем поднимается все выше, все дольше
остается на небе, постепенно прогревая землю. Снег тает, журчат
ручьи, их веселый шум будит семена.
Дети-«семена» сбрасывают платки, потягиваются.
- Становится теплее. Все в природе оживает. Чтобы превра
титься в растения, семена должны набраться сил. У них появля
ются корешки, через которые они могут получать из земли пи
тательные вещества и воду.
Навстречу теплым солнечным лучам тянутся тонкие стебли с нежными зелеными листьями, выросшие из семян.
Дети поднимают руки вверх, покачивают ими.
- Наступило лето. Ростки окрепли, подросли, на них появи
лись бутоны.
Дети складывают ладони в виде бутона, поднимают руки над головой.
- Бутоны медленно раскрываются, превращаясь в яркие цве
ты. Их нежные лепестки умываются каплями росы, греются
в ласковых лучах летнего солнца.
Дети импровизируют, изображая раскрывшиеся цветы.
- Привлеченные нежным ароматом, *к цветам заспешили на
секомые.
Родители изображают движения насекомых, летающих вокруг цветов и собирающих нектар.
- Лето подходит к концу, цветы увядают, и на их месте по
являются коробочки с семенами. Птицы не только с удовольст
вием клюют их, но и разносят семена по всему лесу.
Родители изображают птиц. Они рассаживают «семена» на стулья, расставленные вдоль стен.
- Наступает осень, становится все холоднее. Птицы собира
ются в стаи и улетают в теплые страны.
«Птицы» выстраиваются клином и «улетают».
Гном. Ребята, понравилось вам быть семенами и березками? Вот и Матушке Природе очень нравится, что везде зеленеют березки.
Ведущий. Наше занятие заканчивается, давайте прочтем стихотворение «Мы хотим, чтоб птицы пели».
Занятие 9
МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ ПОД ЕЛКОЙ ЖИЛ СМЕШНОЙ КОЛЮЧИЙ ЕЖ Задачи:
- установить эмоциональный контакт между всеми участни
ками;
- развивать эмоционально-ценностные отношения к природе;
- формировать нравственно-оценочный опыт поведения в при
роде;
- объединять взрослых и детей в совместных играх;
- совершенствовать умения откровенно выражать свои чувства;
- закреплять положительные эмоции от работы на занятии.
Материалы и оборудование:цветок из бумаги «цветик-
многоцветик», картинки с изображением зайцев, кошки, цветов, картина «Ежи».
Ход занятия
Ведущая.Я рада вас приветствовать! Возьмитесь за руки, мы будем передавать, как эстафету, рукопожатие. Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. Наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть она вас согревает. А теперь улыбнитесь друг
Другу.
Прежде чем отправиться в путешествие, давайте узнаем желание Матушки Природы: «...Вели, чтобы под елкой жил смешной колючий еж».
Ведущий раскладывает на ковре картинки, дети переходят от одной картинки к другой. Ведущий рассказывает об изображенном на картинке.
1-я остановка- «Дед Мазай и зайцы»Однажды во время весеннего половодья речка вышла из берегов и затопила лес. Дед Мазай поехал на лодке за дровами, и вот что он рассказывает:
Вижу один островок небольшой -Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась 54
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Ведущий.
- Что мы узнали о деде Мазае?
- Как люди могут помогать животным, попавшим в беду?
Дети отвечают.
Я остановка - «Кошка»
На улице мяукала кошка. Мальчик Саша попросил маму дать для нее еды. Он вышел на улицу, дал кошке молока и смотрел, как она ест. Кошка была рада, и Саша рад... Что можно сказать о Саше? (Ответы детей.)
Я остановка -«Цветы»
Весной вместе с мамой Лена посадила цветы на клумбе. Летом они выросли и зацвели. Однажды Лена подошла к клумбе, чтобы нарвать цветов, но потом подумала и решила: «Пусть лучше растут здесь, дома все равно завянут, и их придется выбросить». Что можно сказать о Лене? Как бы вы поступили? (Ответы детей.)
Я остановка -«Ежинка»
- Рассмотрите картину «Ежи».
- Кто нарисован на этой картине?
- Все ли они одинаковые?
- Что делает ежиха? Ежата?
- Что едят ежи? Зачем им нужны иголки?
-Какая мама-ежиха? (Большая, смелая, сильная, осторожная.)
- Какие ежата? (Маленькие забавные, трусливые, хорошие.)
- Что мама делает? (Заботится о своих детях, кормит их,
учит добывать в лесу корм.)
- Где живут ежи?
- На картине нарисована целая ежиная семья. Как вы думаете,
это дружная семья? Как вы догадались? (Все вместе; взрослые
заботятся о детях; дети учатся повадкам у взрослых.)
- Как вы думаете, ежам понравится, если ребята заберут
их из леса домой?
- Почему же им не понравится? Ведь мы будем за ними хо
рошо ухаживать, вкусно кормить, дома тепло, врагов нет. (Отве
ты детей.)
- Правильно, ребята. Каждому животному лучше всего там,
где оно родилось, где оно живет. Животных нельзя забирать
из привычного для них места обитания. Послушайте стихотворе
ние «Ежинка» В. Осеевой.
В глубокой прохладной ложбинке, Где летняя травка свежа, Привольно живется Ежинке, Единственной внучке Ежа. Весь день она тихо играет, Шуршит прошлогодним листом, Еловые шишки бросает И дремлет в тени под кустом.
Однажды надвинулась тучка, Стал ветер деревья качать, И Ежик любимую внучку Заботливо вышел встречать. И вдруг, запыхавшись, зайчишка 56
Бежит, перепуган до слез.
- Скорее! Какой-то мальчишка
Ежинку в корзинке унес!
Мелькали березы и елки, Зеленый кустарник и рожь, Подняв, как оружье, иголки, Бежал, ощетинившись, Ёж! В прохладной пыли на дороге Он след мальчугана искал. Он по лесу бегал в тревоге И внучку по имени звал!
Стемнело... И дождик закапал, Живого следа не найдешь. Упал под сосной и заплакал Измученный дедушка Еж! А дедова внучка сидела За шкафом, свернувшись клубком. Она и взглянуть не хотела На блюдце с парным молоком!
И утром к зеленой ложбинке Из города дети пришли И дедову внучку Ежинку В корзинке назад принесли. Пустили на мягкую травку.
- Дорогу домой ты найдешь?
- Найдет! - закричал из канавки
Взволнованным голосом Еж.
- Ребята, придумайте диалог дедушки Ежа и Ежинки при встрече в зеленой ложбинке после разлуки (родители помогают). Молодцы! Справились с заданием, обрадуется Матушка Природа.
А сейчас представьте, что вы в лесу. Я - мама-ежиха, а вы -мои маленькие ежата.
Проводится мини-этюд «Ежата».
- Вы спите, согнувшись в клубочек, спрятав носик в лапки.
Вдруг из-за высоких деревьев появился теплый лучик солнышка, пригрел вас. Вы открыли свои черные, как бусинки, глазки. Посмотрели влево, потом вправо на раскрывающую лепестки ромашку, затем вниз на зеленую травку, наконец, вверх на птичку, которая вовсю уже распевала песенку... Вы вынули свой носик из-под лапки и стали принюхиваться и пыхтеть.
Потом развернулись совсем и потянулись. Умылись росой, попили из маленького зеленого листика. Какая прохладная, чистая вода! Ежата даже облизнулись. Посмотрели в лужицу. Увидели, что их колючки спутались и расчесались.
А вот мама-ежиха с вкусным завтраком. Ежата обрадовались. Подбежали к мамочке, обняли ее. Как хорошо, что на свете есть мама!
Наше занятие закончилось, вспомните стихотворение «Мы хотим, чтоб птицы пели».