I этап - изучение эмоциональных взаимоотношений в семье дошкольника.
Целью этапа исследования является выявление особенностей эмоционального микроклимата в семьях дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить удовлетворенность ребенка своим положени
ем в семье.
2. Выяснить родительское отношение к ребенку.
3. Определить уровень знаний и представлений у родителей
о воспитании детей.
При работе с детьми используются следующие методы:
• тест «Кинестетический рисунок семьи» (Р. Берне и С. Ка
уфман);
• определение позиции ребенка по отношению к семье (ме
тодика Э. Бине).
При работе с родителями используются следующие методы:
• тест «Хорошие ли вы родители?»;
• тест «Родительское отношение к детям» (А. Я. Варга,
В. В. Столин) (подробное описание методик см. в Приложении).
На основании анализа диагностических данных выявляются семьи с проблемами в детско-родительских взаимоотношениях.
IIэ т а п— психологическое просвещение родителей по во
просам взаимоотношений с детьми и профилактика проблем
ных ситуаций.
Родителям на индивидуальных консультациях по результатам диагностики сообщают о выявленных проблемах в семье и развитии ребенка.
Для просвещения родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактики проблемных ситуаций проводятся родительские собрания, семинары, консультации (см. Приложение):
1. Консультации с целью сообщения родителям о выявленных
проблемах в семье.
2. Родительские собрания: «Наследственность и воспитание -
что влиятельнее», «Профилактика эмоциональных нарушений
у детей».
3. Семинары: «Умеете ли вы общаться с вашим ребенком?»,
«Умеем ли мы общаться?»
4. Консультация: «Роль семейного микроклимата в развитии
детско-родительских отношений» и другие.
III этап- привлечение родителей к совместной работе
по экологическому воспитанию детей с ЗПР.
Оптимальной формой для организации эффективного взаимодействия родителей с детьми являются занятия в форме эколого-психологического тренинга. Для выяснения отношения родителей к проблеме экологического воспитания проводится анкетирование (см. Приложение). Ответы родителей помогут выявить увлечения взрослых и детей, обозначить проблемы, требующие педагогической помощи.
Родителей детей с ЗПР можно привлечь к участию в конкурсах, развлечениях, КВНах, праздниках (см. Приложение):
1. Участие родителей в развлечениях: «Джунгли зовут»,
«В гостях у водяного».
2. Участие родителей в конкурсе «Мама - солнышко мое».
3. Участие родителей в КВНе.
4. Участие родителей в праздниках: «Осенины», «Колядки»,
«Масленица».
Общие темы разговоров, общие игры, книги, стихи, загадки и т. д. улучшают микроклимат в семье.
Также для совместной работы родителей и детей с ЗПР по экологическому воспитанию нужно предусмотреть:
1. Содержаниеэмоционально-положительного общения детей
с родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках
семьи:
• доступность: создаваемые родителями образы природы
должны быть близкими эмоционально-чувственному опыту ре
бенка;
• яркость и колоритность образов: чем ярче выражены осо
бенности природного образа, тем сильнее они действуют на чувст
ва и сознание детей;
• объяснение сущности природы, ее явлений и механизмов.
2. Созданиеэколого-развивающей среды в домашних усло
виях:
• уголок живой природы, в который входят разнообразные
комнатные растения, выращенные ребенком вместе с родителями;
• уголок «выращивания», оснащенный необходимыми сред
ствами для самостоятельной исследовательско-природоведческой
деятельности детей (выращивание, пересадка растений, наблю
дение за их развитием): инструменты для работы с землей, зем
ля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена и т. д;
• уголок природного материала;
• журналы, книги, фотографии о природе.
Такая совместная работа родителей и детей помогает устранять межличностные проблемы, развивать позитивное взаимодействие.
IVэ т а п- совместные коррекционно-развивающие занятия детей с ЗПР и родителей в форме эколого-психологиче-ского тренинга.
Анализ результатов изучения эмоциональных взаимоотношений в семье дошкольника показывает, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
Цель занятий: развитие и коррекция детско-родительских отношений, формирование эмоционально-положительного состояния детей.
Основные задачи:
1. Установление и развитие отношений партнерства и со
трудничества родителя с ребенком в процессе взаимодействия
с природой.
2. Улучшение понимания родителями собственного ребенка
при обучении его умениям и навыкам взаимодействия с природой.
3. Достижение способности к эмпатии, к пониманию пере
живаний, состояний, настроений и интересов друг друга.
4. Развитие у детей навыков общения в различных жизнен
ных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятель
ности, направленной на анализ собственного поведения и по
ступков окружающих людей.
5. Повышение уровня самоконтроля в отношении своего
эмоционального состояния в ходе общения, формирование тер
пимости к мнению собеседника.
6. Обучение детей правилам хорошего тона.
Основные методы обучения:
1. Этюды.
2. Упражнения (творческого и подражательно-исполнитель
ского характера).
3. Игры (словесные, музыкальные, творческие, дидактические).
4. Чтение художественных произведений.
5. Беседы.
6. Мини-этюды.
7. Игры-беседы.
8. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
9. Импровизация.
10. Рассказ взрослого и рассказы детей.
11. Тематическое рисование.