Взаимоотношений детей и родителей
ВВЕДЕНИЕ
Гармоничное развитие дошкольника - важная государственная задача. И это закономерно. Ведь за последние годы в нашей стране значительно увеличилось число людей, страдающих невротическими расстройствами и другими эмоциональными нарушениями. Среди них немало детей дошкольного возраста.
Ряд отечественных авторов связывает возникновение эмоциональных нарушений у детей в преддошкольном и дошкольном возрасте с психическими травмами. К ним ученые, в частности А. Д. Захаров, В. И. Гарбузов, В. И. Козлов и другие, относят испуг, внезапное отлучение от матери, госпитализацию без матери до пятилетнего возраста, оперативные вмешательства, семейные конфликты.
Вместе с тем анализ большинства исследований показывает: в детском возрасте основная причина эмоциональных нарушений - не острые, а затяжные психические травмы. Психограв-мирующие ситуации непосредственно вытекают из семейных отношений и тесно связаны с тем, как взаимодействуют между собой дети и родители.
Семья играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль (Буянов М. И., Виноградова А. М., Петровский В. А., Сухомлинский В. А. и другие). То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Исследования отечественных психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский) свидетельствуют о том, что в семье создаются
наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре.
Значимость отношений между родителями и детьми привлекла внимание многих педагогов и психологов самых разных школ и направлений (Э. Г. Эйдемиллер, А. В. Захаров, А. Я. Варга, А. С. Спиваковская и другие). Общим для всех подходов является констатация потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых. Оно проявляется в заботе взрослого и демонстрации ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. Этим взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии.
Решением проблем психологической коррекции, возникших в результате нарушенных отношений в семье, необходимо заниматься в медицинских учреждениях, детских садах, школах, в специальных психолого-педагогических центрах.
Но особенно большая помощь в коррекции детско-родитель-ских отношений необходима детям с легкими формами психического недоразвития, в частности с задержкой психического развития (ЗПР). Преодолеть недостатки в развитии и успешно адаптироваться в обществе без помощи взрослого эти дети не могут. К настоящему времени имеется практический опыт исследования и коррекции у детей с ЗПР отдельных психических процессов (внимания, памяти, мышления). Однако еще недостаточно изучена сфера общения детей с ЗПР и возможности компенсации дефектов в ее развитии.
Многочисленные психологические исследования (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский) свидетельствуют о том, что дефицит общения с окружающими взрослыми, недостаток тепла, любви,
понимания близких взрослых нарушает формирование личности ребенка. Эмоциональная депривация ребенка в раннем возрасте ведет к задержке и искажениям развития не только общения, но и всей эмоционально-личностной сферы. Роль эмоционального общения в предупреждении и терапии депривационных последствий состоит не только в развитии самого общения и всех остальных форм деятельности, но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного, а точнее - эмоционально-положительного состояния детей.
Проблемы психического здоровья дошкольников и поиски путей оказания помощи детям с ЗПР до поступления их в школу привели к идее создания совместных коррекционно-развивающих занятии детей и родителей в форме эколого-психологического тренинга. Вопрос о приобщении детей к природе актуален для экологического и эмоционально-положительного развития дошкольника. Коррекционно-развивающие занятия разработаны для детей 5-7 лет.
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ
Я часть занятия.
Подготовительная работа начинается с установления эмоционального контакта между детьми и их родителями с помощью игр по кругу (например «Передай улыбку»). Начало занятия является своеобразным ритуалом, где дети могут настроиться на совместную деятельность, общение.
Для этого можно использовать следующие игры или игровые упражнения, направленные:
• на снятие психоэмоционального напряжения: «Солнечный
лучик», «Солнечный зайчик»;
• закрепление умений невербального общения: «Передай
улыбку», «Солнечный зайчик»; «Утренний тренинг», «Ауто
тренинг»;
• развитие чувства близости с другими детьми и родителями:
«Дотронься до...», «Волшебный клубочек», «Пирамида любви»,
«Эстафета дружбы», «Доброе животное», «Комплименты».
Я часть занятия.
Развитие и коррекция детско-родительских отношений, формирование эмоционально-положительного состояния детей.
В этой части занятия проводятся игры, этюды, беседы, упражнения на развитие:
• отношений партнерства и сотрудничества родителя с ре
бенком (игра «Тучка и капельки», детско-родительская игра
«Волшебные превращения», мини-этюд «Ежата»);
• понимания родителями собственного ребенка (игра-сказка
«Воробьиная семья», стихотворение «Ежинка», сказка «Про бе
личью красу», игра «Найди своего ребенка»);
• способности к эмпатии (игра «Дождь в лесу» и другие),
к пониманию переживаний, состояний, настроений и интересов
друг друга (энергетическая сказка «Туча и Гром», игра-пере
воплощение «Все когда-то мечтают стать птицей», упражнение
«Вы - речные жители», игра-беседа «Если бы ты был бабочкой»).
Для эмоционального сближения и взаимодействия детей и родителей на занятии предлагается выполнить какую-нибудь совместную работу, например создать коллективный узор «Украсим бабочку», сделать общий рисунок «Домик для белки». Совместное рисование сопровождается записью звуков природы. Эта работа способствует формированию творческого воображения, помогает в развитии коммуникабельности.
3-я часть занятия.
В заключительной части идет закрепление, положительных эмоций от работы на занятии с помощью художественных произведений (стихотворение «Мы хотим, чтоб птицы пели», песня «Большой хоровод»).
После завершения всех этапов работы проводится итоговое собрание с родителями и воспитателями, где подводятся результаты работы и даются рекомендации родителям по закреплению внутрисемейного общения с детьми (см. Приложение).
В результате проведения коррекционной работы опыт общения ребенка с ЗПР с родителями в системе отношений «родители - дети - природа» дает положительный результат, так как устраняет источник межличностных проблем, развивает позитивное взаимодействие, снижает число родительско-детских конфликтов, улучшает эмоциональный микроклимат семей.
Кроме того, происходят изменения в личностно-эмоцио-нальном развитии детей: повышается самооценка и взаимооценка, снижается конфликтность; развиваются эмпатия, творческие способности, воображение, наблюдательность; формируются чувство сопереживания, сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Структура занятия | Методы, формы и техника работы | Задачи |
Занятие 1. Мы хотим, чтобы все улыбались | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Упражнение «Передай улыбку» | Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками |
Часть II. Рабочая (коррекционно-развивающая) | Игра «Цветок - имя». Обсуждение и проигрывание ситуации. Игра «Комплимент». Игра «Я - взрослый» | Обучать детей и взрослых установлению контакта с помощью речевых (обращение по имени, комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств общения |
Продолжение табл.
Продолжение табл.,
Часть III. | Стихотворение Е. Кур- | Закреплять положитель- |
Завершающая | гановой «Мы хотим, | ные эмоции от работы |
чтоб птицы пели» | на занятии | |
Занятие 2. Мы хотим, чтоб птицы пели | ||
Часть I. | Упражнение | • Установить эмоциональ- |
Вводная | «Передай улыбку». | ный контакт между всеми |
(приветствие) | участниками. | |
Игра «Летает - не ле- | • Создать эмоционально- | |
тает» | положительный настрой, | |
вызвать интерес к совмест- | ||
ной работе | ||
Часть П. | Игра-сказка «Воробь- | • Актуализировать семейные |
Рабочая | иная семья». | переживания: конфликт, |
(коррекционно- | Игра-перевоплощение | перемирие, родительская |
развивающая) | «Все когда-то мечтают | ласка. |
стать птицей». | • Развивать чувство эмоцио- | |
Этюд «Птицы». | нальной отзывчивости, со- | |
Этюд «Спаси птенца» | причастности живой при- | |
роде, чувство сопережива- | ||
ния. Развивать умения | ||
показывать эмоциональ- | ||
ное состояние, выражать | ||
свои эмоции и чувства | ||
посредством мимики | ||
Часть III. | Стихотворение Е. Кур- | • Закреплять положитель- |
Завершающая | гановой «Мы хотим, | ные эмоции от работы |
чтоб птицы пели» | на занятии |
Занятие 3. Мы хотим, чтоб | вокруг леса шумели | |
Часть I. | Упражнение «Передай | • Устанавливать эмоцио- |
Вводная - | улыбку». | нальный контакт между |
(приветствие) | Упражнение «Утрен- | всеми участниками. |
ний тренинг» | • Эмоционально обогащать | |
настроения взрослых и де- | ||
тей поэзией. | ||
• Воспитывать потребность | ||
радовать близких | ||
Часть II. | Обсуждение правил | • Способствовать осозна- |
Рабочая | поведения в лесу. | нию дошкольниками взаи- |
(коррекционно- | Обсуждение, каким | мосвязи всех компонентов |
развивающая) | должен быть лес. | природы, закреплению на- |
Игра «Дождь в лесу» | выков экологически гра- | |
мотного поведения. | ||
• Развивать чувство эмпатии | ||
Часть III. | Стихотворение Е. Кур- | Закреплять положительные |
Завершающая | гановой «Мы хотим, | эмоции от работы на занятии |
чтоб птицы пели» | ||
Занятие 4. Мы хотим, чтобы были голубыми небеса | ||
Часть I. | Этюд «Солнечные | Устанавливать эмоцио- |
Вводная | лучики». | нальный контакт между |
(приветствие) | Игра «Дотронься до...» | всеми участниками |
Часть И. | Рассказы детей о при- | • Активизировать знания |
Рабочая | роде. | детей о природе. |
(коррекционно- | Игра-перевоплощение | • Формировать экологиче- |
развивающая) | «Представь себя | скую установку личности, |
Продолжение табл.
облаком, плывущим | активную жизненную | |
по небу». | позицию по отношению | |
Исполнение песни | к природе. | |
с имитацией движений | • Обучать взрослых и детей | |
«Облака, белогривые | объединяться в совместных | |
лошадки» | играх. | |
• Развивать творческие спо- | ||
собности и воображение. | ||
• Воспитывать умение чув- | ||
ствовать состояние других | ||
Часть III. | Стихотворение Е. Кур- | Закреплять положитель- |
Завершающая | гановой «Мы хотим, | ные эмоции от работы |
чтоб птицы пели» | на занятии | |
Занятие 5. Мы хотим,чтобь | 1 речка серебрилась | |
Часть I. | Упражнение «Вол- | Настраивать группу на со- |
Вводная | шебный клубочек» | вместную работу, устанав- |
(приветствие) | ливать эмоциональный | |
контакт между всеми уча- | ||
стниками | ||
Часть II. | Упражнение «Поздо- | • Развивать экологическую |
Рабочая | роваемся». | эмпатию. |
(коррекционно- | Упражнение «Карна- | • Расширять чувственный |
развивающая) | вал». | опыт взаимодействия с при- |
Упражнение «Забав- | родой, стремление переда- | |
ные танцы». | вать образ животного в ми- | |
История о загрязнении | мике, движениях, жестах. | |
реки. | • Развивать наблюдатель- | |
Игра «Что будет, ес- | ность, воображение, | |
ли...» | образное мышление. |
Продолжение табл.
Игра «Найди своего ребенка». Упражнение «Вы -речные жители». Игра «Нептун» | • Развивать взаимопонимание. • Развивать умение различать эмоциональные ощущения. • Корректировать способы взаимодействия с природными объектами,экологизация мировоззрения | |
Часть III. Завершающая | Стихотворение Е. Кургановой «Мы хотим, чтоб птицы пели» | Закреплять положительные эмоции от работы на занятии |
Занятие 6. Мы хотим, чтобы бабочка резвилась | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Упражнение «Передай улыбку». Упражнение «Пирамида любви» | • Устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками. • Настраивать детей и взрослых на активную работу. • Воспитывать уважительное и заботливое отношение к миру и людям. • Развивать коммуникативные способности |
Часть II. Рабочая (коррекционно-развивающая) | Игра «Мы - гусеницы». Игра-беседа «Если бы ты был бабочкой». Создание коллективного узора «Украсим бабочку» | • Формировать экологические установки,преодолевать прагматическое отношение к природным объектам. |
Продолжение табл.
Продолжение табл.
• Развивать чувство эмоциональной отзывчивости, чувство сопереживания. • Устанавливать и развивать отношения партнерства и сотрудничества родителя с ребенком | ||
Часть III. Завершающая | Стихотворение Е. Кургановой «Мы хотим, чтоб птицы пели» | Закреплять положительные эмоции от работы на занятии |
Занятие 7. Мы хотим, чтоб солнце грело и была на ягодах роса | ||
Часть I. Вводная (приветствие) | Игра «Солнечный зайчик» | Снимать напряжение, устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками |
Часть II. Рабочая (коррекционно-развивающая) | Рассказ о росе. Мини-этюд «Росинки». Мини-этюд «Солнце». Беседа о солнце. Рисование солнца (дети и родители) | • Закреплять представление о природе. • Развивать отношения партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в процессе взаимодействия с природой. • Расширять чувственное восприятие предметов и явлений природы. • Формировать умение видеть себя в единстве с природой. |
• Развивать творческие | ||
способности и воображе- | ||
ние, способствовать инди- | ||
видуальному самовыраже- | ||
нию детей | ||
Часть III. | Стихотворение Е. Кур- | Закреплять положитель- |
Завершающая | гановой «Мы хотим, | ные эмоции от работы |
чтоб птицы пели» | на занятии | |
Занятие 8. Мы хотим,чтобы березка зеленела | ||
Часть I. | Утренний аутотренинг | • Устанавливать эмоцио- |
Вводная | нальный контакт между | |
(приветствие) | всеми участниками. | |
• Эмоционально обогащать | ||
детей теплотой и поэзией | ||
Часть II. | Беседа «Деревья - | • Формировать познава- |
Рабочая | наши друзья». | тельный интерес к миру |
(коррекционно- | Пальчиковая игра | растений, чувство ответст- |
развйвающая) | «Деревья». | венности за них. |
Детско-родительская | • Расширять представление | |
экологическая игра | о сезонных изменениях | |
«Волшебные превра- | в жизни растений. | |
щения» | • Развивать воображение, | |
способность к импровиза- | ||
ции. | ||
• Актуализировать потреб- | ||
ность в совместных детско- | ||
родительских играх. |
Продолжение табл.
Продолжение табл.
• Воспитывать в детях | ||
потребность радовать сво- | ||
их близких добрыми дела- | ||
ми и заботливым отноше- | ||
нием к ним | ||
Часть III. | Стихотворение Е. Кур- | Закреплять положитель- |
Завершающая | гановой «Мы хотим, | ные эмоции от работы |
чтоб птицы пели» | на занятии | |
Занятие 9. | ||
Мы хотим | [, чтобы под елкой жил | смешной колючий еж |
Часть I. | Упражнение «Эстафета | Устанавливать эмоцио- |
Вводная | дружбы» | нальный контакт между |
(приветствие) | всеми участниками | |
Часть II. | Дидактическая игра | • Развивать эмоционально- |
Рабочая | «Путешествие». | ценностное отношение |
(коррекционно- | Беседа по картине | к природе. |
развивающая) | «Ежи». | • Формировать нравствен- |
Чтение стихотворения | но-оценочный опыт пове- | |
В. Осеевой «Ежинка». | дения в природе. | |
Диалог Ежа и Ежинки. | • Совершенствовать уме- | |
Мини-этюд «Ежата» | ние откровенно выражать | |
свои чувства. | ||
• Объединять взрослых | ||
и детей в совместных играх | ||
Часть III. | Стихотворение Е. Кур- | Закреплять положитель- |
Завершающая | гановой «Мы хотим, | ные эмоции от работы |
чтоб птицы пели» | на занятии |
Занятие 10. Мы хотим, чтобы белочка скакала | ||
Часть I. | Упражнение «Передай | Устанавливать эмоциональ- |
Вводная | улыбку». | ный контакт между всеми |
(приветствие) | Игра «Доброе животное» | участниками |
Часть И. | Кукольный спектакль | • Формировать представле- |
Рабочая | по сказке «Про бели- | ние детей о характерных |
(коррекционно- | чью красу». | особенностях внешнего |
развивающая) | Пальчиковая гимна- | вида и об условиях обита- |
стика «Есть у каждого | ния белок. | |
свой дом». | • Вырабатывать навыки | |
Рисование на тему | адекватного и равноправ- | |
«Домик для белки» | ного общения родителей | |
с детьми. | ||
• Способствовать предот- | ||
вращению и разрешению | ||
межличностных конфликтов. | ||
• Развивать эмоциональное | ||
сближение детей и взрослых | ||
Часть III. | Стихотворение Е. Кур- | Закреплять положитель- |
Завершающая | гановой «Мы хотим* | ные эмоции от работы |
чтоб птицы пели» | на занятии | |
Занятие 11.Мы хотим, чтобы радуга сверкала | ||
Часть I. | Игра «Солнечный | • Устанавливать эмоцио- |
Вводная | зайчик». | нальный контакт между |
(приветствие) | Стихотворение | всеми участниками. |
«Радость» К. И. Чуков- | • Развивать атмосферу | |
ского | тепла, любви и дружбы |
Продолжение табл.
Окончание табл.
Часть II. | Энергетическая сказка | • Развивать умения сравни- |
Рабочая | «Туча и Гром». | вать, анализировать, кон- |
(коррекционно- | Игра с Шапокляк. | центрировать, распреде- |
развивающая) | Задания для детей | лять и переключать внима- |
и родителей | ние. | |
• Формировать самокон- | ||
троль. | ||
• Закреплять основные | ||
цвета спектра. | ||
• Упражнять в выразитель- | ||
ном рассказывании стихо- | ||
творений. | ||
• Снижать психоэмоцио- | ||
нальное напряжение. | ||
• Формировать чувствен- | ||
ное восприятие, умение | ||
творчески мыслить, верить | ||
в добро. | ||
• Стимулировать моторное | ||
и эмоциональное самовы- | ||
ражения. | ||
• Актуализировать потреб- | ||
ность в совместных детско- | ||
родительских играх | ||
Часть III. | Стихотворение Е. Кур- | Закреплять положитель- |
Завершающая | гановой «Мы хотим, | ные эмоции от работы |
чтоб птицы пели» | на занятии | |
Занятие | 12. Мы хотим, чтобы летом лил веселый дождь | |
Часть I. | Упражнение «Передай | Устанавливать эмоциональ- |
Вводная | улыбку». | ный контакт между всеми |
(приветствие) | Игра «Комплименты» | участниками |
Часть II. | Игра «Тучка и капельки». | • Расширять знания о при- |
Рабочая | Отгадывание загадки | родных явлениях. |
(коррекционно- | о дожде. | • Воспитывать чувство |
развивающая) | Чтение сказки «Солн- | коллективизма, интерес |
це, Ветер и Дождь». | к познавательной деятель- | |
Игра «Дождик, лей | ности. | |
веселей» | • Учить детей внимательно | |
слушать литературное про- | ||
изведение, устанавливать | ||
причинно-следственные | ||
связи. | ||
• Развивать отношения | ||
партнерства и сотрудниче- | ||
ства родителя с ребенком | ||
Часть III. | Песня «Большой хоро- | Закреплять положитель- |
Завершающая | вод» (муз. Б. Савель- | ные эмоции от работы |
ева, ел. Л. Жигалкиной, | на занятии | |
И. А. Хаит) |
Ход занятия
Ведущий приветствует детей и взрослых с улыбкой. Просит протянуть одному ребенку свои руки, смотрит ему в глаза и молча дарит ему свою улыбку. Затем ребенок (или взрослый) «передает» свою улыбку другому: протягивает руки и смотрит молча в глаза. Итак до тех пор, пока улыбка опять не вернется к ведущему.
Ведущий. Ребята, помните, на прошлом занятии у нас в ларце был «цветик-многоцветик». Вот он. А вы знаете волшебные слова, чтобы исполнилось желание? Давайте произнесем их: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтоб птицы пели».
Звучит запись с голосами птиц.
Это первое желание Матушки Природы. Ребята, к нам на занятие пришел петушок и предлагает поиграть в игру «Летает - не летает». Давайте поиграем.
Петушок (или ведущий) проводит игру.
А сейчас он хочет рассказать вам сказку «Воробьиная семья».
Петушок рассказывает сказку, а участники (дети и взрослые) изображают героев сказки с помощью мимики, жестов, интонации.
Петушок. Жила-была воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. А папа-воробей укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын тоже помогал отцу. И этим всегда хвастался перед своими друзьями. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с тем, кто не соглашался с ним, воробышек ссорился и даже дрался.
Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сына нет. Они ждали его к обеду, но воробышек не прилетел. Родители стали волноваться, не. съели ни крошки. Папа-воробей сердился и ворчал, а мама даже всплакнула. Ведь она думала, что с ее любимым сыночком что-то случилось.
А сыночек поссорился с друзьями. Взъерошенный воробышек наконец-то прилетел к родителям. И в воробьиной семье был серьезный разговор...
Участники чирикают, интонациями передавая чувства мамы, папы, сына.
Воробышку пришлось сознаться в том, что он хвастается и дерется. Сын рассказал родителям, как ему хотелось доказать всем, какой он взрослый. Воробышек объяснял, что очень хотел бы, чтобы его родители гордились им как самым сильным сыном.
Но вместо радости и гордости он увидел грусть в их глазах. Воробышек попросил прощения, и родители его простили. Они накормили сына вкусной едой и, погладив по перышкам, ласково объяснили, что очень любят его и для них он самый ловкий и сильный воробышек во всем лесу.
- Ребята, понравилась вам сказка? Спасибо тебе, Петушок.
Ведущий. Везде рядом с человеком живут птицы. Одни из них полностью зависят от ухода за ними людей, другие живут самостоятельно и не очень любят, когда человек вмешивается в их жизнь. Птицы могут летать, об этом мечтает каждый. Сколько интересного можно увидеть сверху! Люди даже придумали самолеты, вертолеты, дельтапланы, чтобы хоть чуть-чуть побыть на месте птиц.
Проводится этюд «Птицы».
Представьте себе, что вы - птички. Закройте глаза и присядьте - птички сидят на ветке и спят.
Вот пригрело теплое весеннее солнышко, и птички проснулись, расправили крылышки, перышки, потянулись.
Взмахнули крылышками и полетели по голубому небу. Летали птички и устали, опустились на травку возле ручейка, попили водички.
Снова птички полетели и опустились на птичий двор.
Поклевали зернышек и стали рассматривать обитателей птичьего двора. А во дворе кого только нет: и важный-преважный петух, и куры-хохотушки, и утята непослушные, и уточка-кряква, и гусь-задира.
Погостили птички у них и полетели домой обратно.
Проводится игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей».
- Вы можете летать, где захотите, увидеть весь мир! Птичка,
расскажи мне, как ты живешь?
- Где бы ты хотела жить? (Лес, луг, горы, море, деревня, го
род, юг, север...)
- Где бы ты хотела свить гнездо: на траве, на дереве, в кус
тах, на воде, в песке? Почему?
- Какие у тебя соседи?
- Чем бы ты хотела питаться?
- Как бы ты себя чувствовала, если бы мальчишки стреляли
в тебя из рогаток? Как бы ты к ним относилась?
- Ты долго высиживала яйца, чтобы из них вылупились
птенцы. Вот они и появились, такие маленькие, беззащитные.
Ты улетела за кормом, а когда вернулась, увидела, что гнездо разо
рено. Что бы ты почувствовала в этот момент?
- Ты очень оберегала яйца с будущими птенцами, согревала
их, но проголодалась, и пришлось улететь за кормом. Прилетела
назад, а на дереве сидит мальчик, берет в руки яйца, рассматри
вает их.
- Что бы ты почувствовала в этот момент? Что бы сказала
этому мальчику?
- Представь, что тебя поймали и посадили в клетку. Правда,
клетка красивая, просторная. Тебя кормят и ухаживают. О чем бы
ты думала, мечтала, сидя в клетке?
- Как бы тебе жилось в месте, где много машин, заводов,
фабрик?
- Как бы ты себя чувствовала, если бы, искупавшись в реке,
увидела, что все твое оперение покрылось нефтью?
- В какой воде ты хотела бы купаться, какую воду пить?
- Каким воздухом ты хотела бы дышать?
- Что бы ты хотела сказать всем людям?
- Жаль, что мы не можем в жизни превратиться в птицу,
но так приятно помечтать и заодно понять, как надо относиться
ко всем птицам.
Проводится этюд «Спаси птенца».
Ребята, посмотрите, к нам летит маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх, согрейте его. Медленно сложите ладошки, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони
к своей груди и дайте птенцу всю доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел и запел песенку.
Включается аудиозапись с голосами птиц.
- Улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам!
Вот видите, ребята, желание, чтобы птицы пели, исполнилось. А наше занятие заканчивается. Давайте прочтем стихотворение Е. Кургановой «Мы хотим, чтоб птицы пели».
Занятие 3 МЫХОТИМ, ЧТОБ ВОКРУГЛЕСА ШУМЕЛИ
Задачи:
- установить эмоциональный контакт между всеми участни
ками;
- способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи
всех компонентов природы, закреплению навыков экологически
грамотного поведения;
- воспитывать у детей потребность радовать близких, эмо
ционально обогащать настроение детей и взрослых поэзией;
- развивать чувства эмпатии;
- закреплять положительные эмоции от работы на занятии.
Материалы и оборудование: старичок-лесовичок (кукла), цветок из бумаги «цветик-многоцветик».
Ход занятия
Ведущий. Здравствуйте, дети и взрослые! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
После положительного настроя ведущий проводит «утренний тренинг».
Солнышко рано встает. (Участники руки тянут вверх.)
Лучиком день зажигает. (Руки тянут вперед.)
Весело птица поет, Песнею день начинает. (Подставить ладони.) Как хороши, приглядись, Клены, березы и ели! (Ладонями проводят по голове, телу, рукам.) Возьми им и улыбнись, И будет веселым твой день. (Руки в стороны, все улыбаются друг другу.)
А сейчас давайте произнесем волшебные слова, чтобы исполнилось следующее желание Матушки Природы. «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтоб вокруг леса шумели».
Ой, ребята, мы с вами оказались в лесу. А вот и старичок-лесовичок нас встречает.
, Старичок-лесовичок. Здравствуйте, дети и взрослые! Лес гостям рад. Но прежде чем вас пропустить, я должен узнать, с добром ли вы пожаловали, помните ли правила поведения в лесу? Вы должны выбрать из каждой пары фраз, которые я произнесу, правильную.
• Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку,
ни лист зря не рвите.
• В лесу можно поиграть: ветки ломать, листьями
бросаться, цветы рвать, венки плести - зелень не жалко,
еще вырастет!
• Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую
жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы
их совсем не было.
• Животные всякие нужны. Каждое из них необходимо
природе.
Дети отвечают, взрослые им помогают. Старичок-лесовичок благодарит их за правильные ответы и пропускает в лес.
Старичок-лесовичок. Однажды несколько волшебников поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится. А что у них получилось, я вам сейчас расскажу.
1. Первый волшебник решил, что в его лесу никаких живот
ных, даже самых крошечных, не будет, только деревья, кустар
ники, трава и грибы. Скоро лес превратился в непроходимую
чащу, а потом и вовсе погиб. Волшебник не мог понять, почему.
Помогите ему разобраться.
2. Второго волшебника раздражал всякий шум, и он создал
лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла та же участь.
Как вы думаете, что случилось?
3. Третий волшебник был очень добрым и хотел, чтобы все
дружили. Он поселил в своем лесу только мирных животных -
зайцев, лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес.
Очень огорчился добрый волшебник. В чем была его ошибка?
4. Четвертый волшебник поселил в созданном лесу только
волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему это
произошло?
5. Пятый волшебник сотворил обычный лес, но никто этот
лес не покинул. Почему?
Дети отвечают на вопросы, родители им помогают.
- Молодцы, ребята! Давайте поиграем в игру «Дождь в лесу». Становитесь в круг, я вас превращу в деревья.
Лесовичок читает текст, а дети и взрослые выполняют действия.
Старичок-лесовичок.В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (участники становятся на носки, высоко поднимая руки).
Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разн