Все результаты в установленном порядке своевременно передаются в контролирующие органы.

Контроль за деятельностью Лебединского ГОКа ведут Управление по Курско-Белгородскому округу по технологическому и экологическому надзору, Территориальный отдел территориального управления Госпотребнадзора в Белгородской области, специалисты Государственной службы контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР РФ.

ФГУ Лаборатория управления ЭК и ООС аккредитована Московским центром "Аналитика" и аттестована областным Центром стандартизации и метрологии <1134>.

--------------------------------

<1134> http://www.oskolnews.ru/?cid=pr&t=l&id=1012

Статья 67.1. План мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности

Комментарий к статье 67.1

1. Общий обзор статьи. Для нее установлена отсроченная дата вступления в силу - с 1 января 2019 года. Такой срок необходим для того, чтобы хозяйствующие субъекты в лице юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приняли меры для технического перевооружения своих производственных и других объектов до уровня, позволяющего соблюдать установленные нормативы допустимых выбросов, а также сбросов.

Фактически комментируемая статья сокращает срок бесконечного продления ситуации, в которой объекты надзора, не имеющие технической возможности соблюдения установленных им природоохранными государственными органами нормативов, получали от этих органов временно согласованные нормативы, и такое положение могло длиться бесконечно долгое количество лет. Также ужесточаются требования к хозяйствующим субъектам, которые не в состоянии соблюдать установленные нормативы - как и ранее, они должны будут утверждать и реализовывать специальные меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду, однако устанавливаются специальные жесткие требования к содержанию таких мер. По-прежнему таким предприятиям будут устанавливаться временно разрешенные выбросы и сбросы, но теперь - на определенный срок.

Комментируемая статья уточняет и расширяет нормы статьи 23.1, в которой установлено, что при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы. Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии с требованиями комментируемой статьи.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Это органы государственной власти федерального и регионального уровня, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категорий.

3. Основные понятия. К ним можно отнести следующие: "программа повышения экологической эффективности" - о ней речь идет далее; "нормативы допустимых выбросов", "нормативы допустимых сбросов", "технологические нормативы" - определены в статье 1 комментируемого Закона; "реконструкция" - определение термина см. в комментарии к статье 65, "техническое перевооружение".

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <1135> техническое перевооружение опасного производственного объекта - приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

--------------------------------

<1135> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.

4. План мероприятий по охране окружающей среды. Он должен разрабатываться и утверждаться на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и допустимых сбросов в случае невозможности соблюдения на объектах II и III категорий указанных нормативов.

Содержание плана мероприятий должно включать в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источник их финансирования, перечень должностных лиц, ответственных за их выполнение. Кроме того, в плане должен быть предусмотрен график поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду и показатели такого снижения, а также информация по следующим факторам (при наличии возможности):

1) внедрение наилучших доступных технологий;

2) проектирование, строительство, реконструкция: систем оборотного и бессточного водоснабжения; централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод; сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух, полезному использованию попутного нефтяного газа;

3) установка: оборудования по улучшению режимов сжигания топлива; оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления; автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод; автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух; автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды.

После того как соответствующими государственными органами в сфере охраны окружающей среды будет признано, что план мероприятий по охране окружающей среды соответствует всем предъявляемым требованиям по составу, юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.

Мероприятия, которые направлены на обеспечение эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, устройств природоохранного значения, не включаются в план мероприятий по охране окружающей среды.

5. Программа повышения экологической эффективности должна в обязательном порядке разрабатываться и утверждаться на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов и технологических нормативов в случае невозможности их соблюдения при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах I категории.

Содержание программы повышения экологической эффективности состоит из: перечня мероприятий по реконструкции; техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; сроков их выполнения; объема и источников финансирования; перечня ответственных за их реализацию лиц; показателей и графика поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду; сведений о мероприятиях, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 комментируемого закона.

Не должны быть включены в программу мероприятия, которые направлены на обеспечение эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, устройств природоохранного значения.

Комментируемой статьей установлен особый порядок подготовки программы повышения экологической эффективности - до ее утверждения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем проект данной программы должен быть утвержден специальной межведомственной комиссией, созданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти из представителей заинтересованных органов власти федерального и регионального уровня, с участием представителей государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Проект программы повышения экологической эффективности должен быть размещен в сети Интернет для обеспечения возможности доступа заинтересованных лиц. Соответственно, на проект данной программы заинтересованные лица могут направить замечания и предложения, которые будут рассмотрены межведомственной комиссией.

6. Сроки реализации плана мероприятий по охране окружающей среды и программы повышения экологической эффективности. По общему правилу, установленному комментируемой статьей, они не должны превышать семь лет и не подлежат продлению. Эти сроки распространяются на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.

Исключением из этого правила являются градообразующие предприятия, численность работников которых не менее 25% от численности работающего населения соответствующего населенного пункта, либо если численность работников превышает 5000 человек, а также объекты, хозяйственная и (или) иная деятельность на которых осуществляется федеральными государственными унитарными предприятиями или открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (товаров), выполнение работ, оказание услуг и имеют стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства - для них сроки реализации программы повышения экологической эффективности установлены более длительные. Эти сроки не могут превышать четырнадцати лет, и не подлежат продлению.

Таким образом, впервые в российском законодательстве ограничены семилетним (в отдельных случаях - четырнадцатилетним) сроком попытки хозяйствующих субъектов достичь нормативов допустимых выбросов и допустимых сбросов. С 1 января 2019 года максимальный возможный срок, до которого возможно установление временно разрешенных выбросов и временно разрешенных сбросов - 31 декабря 2025 года (для некоторых предприятий - до 31 декабря 2032 года). До введения данных сроков некоторые недобросовестные хозяйствующие субъекты в течение десятилетий из года в год составляли план природоохранных мероприятий, природоохранные государственные органы входили в их положение и утверждали этот план с последующим установлением временно согласованных выбросов и сбросов. Таким образом, техническое перевооружение природопользователей практически не осуществлялось, поскольку для этого не было стимулов.

Теперь, с момента вступления в силу данной нормы, такое положение дел приобрело конечный срок, и те хозяйствующие субъекты, которые к соответствующей дате проведут реконструкцию, техническое перевооружение, выберут наилучшие доступные технологии производства, изменят производственные процессы на более экологичные, а в итоге смогут соблюдать установленные нормативы допустимых выбросов и нормативы допустимых сбросов, технологические нормативы, будут продолжать свою деятельность на законных основаниях. Те предприятия и объекты, которые не усовершенствуют свою деятельность с экологической точки зрения, работать после соответствующих дат не смогут, а в случае продолжения ими деятельности она будет являться противозаконной и караться соответствующими мерами юридической ответственности.

Изменения претерпел и процесс выполнения специальных экологических мер, которые направлены на достижение нормативов допустимых выбросов и сбросов. Перечень и содержание таких мер расширились, на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти возложена обязанность по установлению правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды и программы повышения экологической эффективности.

7. Отчетность. Основная цель подготовки плана мероприятий по охране окружающей среды и программы повышения экологической эффективности - их реализация и достижение в этой связи соответствующих нормативов. При осуществлении соответственно федерального и регионального государственного экологического надзора выполнение указанного плана и программы подлежит проверке.

Кроме того, хозяйствующие субъекты ежегодно должны представлять отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды и программы повышения экологической эффективности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (скорее всего, этим правом будет наделен Росприроднадзор и его территориальные структуры), а также органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации - в зависимости от уровня объекта государственного экологического надзора (федеральный или региональный).

До вступления в силу комментируемой статьи будут приняты подзаконные акты, устанавливающие соответствующие процедуры и разъясняющие новые положения Закона.

Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)

Комментарий к статье 68

1. Общий обзор статьи. Статья направлена на законодательное закрепление основ одного из видов экологического контроля - общественного экологического контроля. Она состоит из трех пунктов. В пункте 1 провозглашаются цели осуществления общественного экологического контроля; в пункте 2 указывается на субъекты права, осуществляющие общественный экологический контроль, а пункт 3 содержит указание органам государственной власти и местного самоуправления об обязательном рассмотрении результатов общественного экологического контроля при их представлении.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основными целями комментируемых норм являются: определение возможности общественных объединений и иных некоммерческих организаций, а также граждан осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды; защита и обеспечение реализации их прав в данной области.

Сфера действия статьи - правоотношения, возникающие между общественностью и осуществляющими хозяйственную и иную деятельность природопользователями.

Адресаты статьи - это общественные объединения, иные некоммерческие организации, граждане, природопользователи (как физические, так и юридические лица), а также органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

3. Основные понятия. Большая часть используемых в комментируемой статье понятий носит общеправовой характер (общественные объединения, некоммерческие организации, граждане, органы государственной власти и местного самоуправления) - см. также комментарий к ст. ст. 9, 11 и др.

3.1. Право каждого на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и означает:

1) правовой принцип, который послужил основой для дальнейшего закрепления и развития в законодательстве об охране окружающей среды;

2) субъективное право гражданина, с которым корреспондируют обязанности государства по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека;

3) нравственная норма-принцип, закрепленная в Конституции РФ и других нормативных правовых актах.

Данное право распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, всех лиц, находящихся на территории России.

3.2. Понятие "благоприятная окружающая среда" определено в статье 1 комментируемого Закона и означает окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Имеется в виду такое состояние окружающей среды, в котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Неблагоприятной же будет окружающая среда, оказывающая негативное воздействие на здоровье людей и не позволяющая им вести достойную жизнь. В России имеются территории, где окружающая среда неблагоприятна для физического здоровья людей, и с этой точки зрения государство должно заботиться о защите человека от негативных природных воздействий. Доставка воды или тепла в безводные или холодные места обитания человека, создание искусственных климатических условий, материальная компенсация или предоставление льгот и т.п. представляют собой обязанности государства, предоставившего каждому право на благоприятную окружающую среду.

4. Цели проведения общественного контроля в области охраны окружающей среды. В комментируемой статье они определены как реализация права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Если реализация права на благоприятную окружающую среду связана с обязанностями государства по формированию условий, при которых будет отсутствовать негативное воздействие на здоровье человека либо такое воздействие будет компенсировано, то предотвращение нарушений экологического законодательства состоит совсем из иных действий со стороны государства.

В частности, предотвращению нарушения экологического законодательства служат такие правовые институты, как юридическая ответственность (административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая); экологическое просвещение и образование; контроль и надзор; и другие. Также совершенствование законодательства, повышение эффективности работы правоохранительных органов, укрепление экономической системы являются факторами, способствующими предотвращению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

Таким образом, общественный экологический контроль неотделим от реакции государства и местного самоуправления в лице должностных лиц соответствующих органов на его результаты.

Правовые основы общественного экологического контроля. К числу норм об общественном экологическом контроле следует отнести отдельные статьи как Конституции РФ (ст. ст. 7, 41, 42, 58), так и положения комментируемого Закона.

Положения комментируемого Закона - см. комментарий к ст. ст. 3, 11 - 13.

5. Формы общественного экологического контроля. Ими могут быть проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, проводимые совместно с государственными инспекторами по охране природы. Зачастую граждане являются очевидцами или свидетелями совершения экологических правонарушений, могут участвовать в соответствующих процессуальных действиях как понятые. Представители общественных объединений и иных некоммерческих организаций могут постоянно сотрудничать с органами экологического контроля (надзора) для принятия участия в контрольных мероприятиях.

Общественный экологический контроль может осуществляться его субъектами и самостоятельно, в отсутствие представителей власти, например в форме общественных слушаний по проектам развития и застройки микрорайонов.

Чаще всего общественный экологический контроль состоит в информировании соответствующих властных структур о наблюдаемом непосредственно действии экологического характера: торговле растениями, занесенными в Красную книгу России, вырубке деревьев и кустарников, установке какого-то объекта на озелененной территории, парковках на газоне, ведении разрытий и иных земляных работ, строительстве и т.д. Такая информация может поступать на линии прямой связи с жителями, "горячие" линии соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, либо через почтовую связь. В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <1136> такие сигналы проверяются, по ним проводятся неотложные действия и проверки, заявителю направляется ответ о принятии мер по полученной информации.

--------------------------------

<1136> СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

6. Организации общественного экологического контроля. Общероссийская общественная организация по защите окружающей среды "Общественный экологический контроль России" была зарегистрирована Министерством юстиции РФ 20 сентября 2011 г. Создана в целях расширения общественных отношений в области защиты законных прав и интересов граждан на благоприятную окружающую среду и соблюдение законодательства по ее охране и оздоровлению. Создание Организации было инициировано после заседания Совета безопасности в Кремле 9 июня 2011 г. по вопросам экологии и природопользования, на котором руководством страны была поставлена задача развития и усиления общественного экологического контроля, участия общества в решении проблем экологической безопасности страны.

Но и до этого события в регионах России уже набирало силу движение общественности по защите окружающей среды, общественному экологическому контролю. В течение трех месяцев в ООО "ОЭКР" влилось 46 региональных отделений в субъектах РФ, среди которых: Республики Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Коми, Марий Эл, Татарстан, Бурятия, Мордовия, Удмуртия и др.; Краснодарский, Приморский, Ставропольский края; Воронежская, Калининградская, Калужская, Костромская, Ивановская, Иркутская, Липецкая, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Рязанская, Самарская, Свердловская, Тульская, Тюменская, Челябинская и др. области; города Санкт-Петербург и Москва.

На сегодняшний день в ООО "ОЭКР" уже более 50 региональных отделений, с общей численностью около 80 тыс. членов и волонтеров-экологов. 10 декабря 2012 года в Москве состоялся Первый экологический съезд ОЭКР и общественных объединений. В работе съезда приняли участие представители более 50% региональных отделений Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды "Общественный экологический контроль России" ("ОЭКР"), более 20 общественных объединений, таких как "ДОСААФ России", ассоциация "Социальная сфера России", объединение профсоюзов России "СОЦПРОФ", Торгово-промышленная палата, "Союз десантников России", Центр исследований и внедрения инновационных технологий управления организациями "Оптима проект", "Экологическое содружество", "Экобезопасность", НП "Национальные объединения в области экологии", Центр новых технологий контроля качества лекарственных средств, Международное экологическое движение "Terra viva", Российский филиал сотрудничества и партнерства Черного моря и Каспийского моря, РАЕН, ООН и другие <1137>.

--------------------------------

<1137> http://www.oekr.ru/об-организации

Статья 68.1. Утратила силу. - Федеральный закон от 31.12.2005 N 199-ФЗ.

Комментарий к статье 68.1

Данная статья до 1 января 2006 г. регламентировала права и обязанности муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды при исполнении должностных обязанностей в пределах своих полномочий по проведению муниципального экологического контроля.

С принятием Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" <1138> в Российской Федерации был упразднен муниципальный экологический контроль. Соответственно, отпала необходимость устанавливать права и обязанности инспекторов, которые непосредственно осуществляли данный вид контроля.

--------------------------------

<1138> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 10.

Статья 69. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Комментарий к статье 69

1. Общий обзор статьи. Она посвящена одному из элементов механизма охраны окружающей среды, направленному на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду объектов различной хозяйственной деятельности, государственному учету этих объектов. Данное положение является новеллой комментируемого Закона. Предыдущий Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" <1139> не содержал такой вид государственной меры по охране окружающей среды.

--------------------------------

<1139> ВСНД и ВС РФ. 1992. N 10. Ст. 457.

Комментируемая статья состоит из одиннадцати пунктов, которые определяют цели государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 1). В пункте 2 содержится перечень видов государственного учета негативного воздействия на окружающую среду, а также отсылка к нормам законодательства, в соответствии с которым каждый из них осуществляется. Пунктом 3 устанавливается форма ведения государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, - государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и закладываются правовые основы его ведения.

Пункт 5 содержит отсылочную норму к законодательству Российской Федерации в сфере информации, информационных технологий и о защите информации, в соответствии с которым должны осуществляться сбор, хранение, обработка, предоставление и распространение информации, характеризующей объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. Пункт 6 закрепляет основы обеспечения сопоставимости сведений, содержащихся в государственном реестре, а также дается определение понятия кода объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Пунктом 7 устанавливается структура Государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а пунктом 8 закрепляется перечень уполномоченных органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на федеральном и региональном уровнях. Данным пунктом также устанавливаются основы обеспечения доступа уполномоченных должностных лиц к внесению сведений в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Пунктом 9 закрепляется принцип открытости информации, включаемой в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за исключением информации, отнесенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке к сведениям, составляющим государственную или коммерческую тайну. Пунктом 10 определяется уполномоченный орган федеральной власти, устанавливающий порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Пунктом 11 закрепляются виды свидетельств, выдаваемых субъектам осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основная цель в данном случае состоит в создании правовых основ одного из важнейших элементов информационного обеспечения охраны окружающей среды в стране - государственного учета объектов, оказывающих на нее негативное воздействие. Комментируемая статья предназначена для гарантированности реализации обязательного требования о проведении государственного учета всех тех объектов, которые оказывают (при этом не только способны оказать в будущем, либо намечается какое-либо их влияние, а именно уже оказывают) негативное воздействие на окружающую среду.

Положения комментируемой статьи также устанавливают и цель проведения государственного учета указанных объектов - это государственное регулирование природоохранной деятельности, текущее и перспективное планирование мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Однако здесь следует обратить внимание на изменения, внесенные в комментируемый Закон Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1140>. Этим актом планирование мероприятий по охране окружающей среды, а также требование об обязательном планировании, разработке и осуществлении мероприятий по охране окружающей среды юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, были упразднены. Поэтому говорить сегодня о проведении государственного учета указанных объектов в целях текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду представляется не вполне уместным.

--------------------------------

<1140> СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

Вступившая в силу с 1 января 2015 года действующая редакция комментируемой статьи была значительно расширена по сравнению с предыдущей в целях более детального правового регулирования государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, регламентации ведения соответствующего реестра на федеральном и региональном уровнях, характера информации, в него включаемой, закрепления принципа открытости ее предоставления, а также утверждения уполномоченных органов, ответственных за его ведение.

Сфера действия норм охватывает поведение, отношения, складывающиеся по поводу информационного обеспечения природоохранной деятельности на самом начальном его этапе. Но при этом подразумевается и деятельность по использованию данных государственного учета.

Адресатами статьи являются те органы, в компетенцию которых входит проведение данного вида государственного учета, т.е. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы. Помимо указанных лиц комментируемая статья обращена еще к физическим и юридическим лицам, которые обладают объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду.

3. Основные понятия. Комментируемая статья содержит следующие понятия: государственный учет; государственный статистический учет; объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

3.1. Государственный учет. Согласно Концепции государственного учета <1141> данное понятие охватывает систематическое осуществление органами власти сбора и хранения данных о лицах, объектах и (или) явлениях различной природы. Оно является ключевым институтом государственного управления. Находящаяся в распоряжении государства информация используется для определения, защиты или ограничения прав и свобод граждан, и, таким образом, достоверность, оперативность и безопасность сбора этой информации оказывают влияние на качество функционирования государственных институтов.

--------------------------------

<1141> http://wiki.elrussia.ru/index.php

В настоящее время государственный учет не признается отдельным видом государственной деятельности: действующее законодательство не содержит общих требований к его ведению. Это не позволяет разрешить ряд правовых проблем и коллизий в таких областях, как учет граждан, учет юридических лиц, и в иных сферах права и государственного администрирования.

Внедрение информационно-коммуникационных компьютерных технологий в практику государственного управления чаще всего происходит именно в связи с автоматизацией ведения государственного учета. При этом отсутствие правового осмысления института учета не позволяет создавать такие электронные системы, данные которых имеют юридическую значимость и могут заменить традиционные "бумажные" учетные системы. Создаваемые как неофициальные ("справочные") системы, программно-аппаратные комплексы не становятся частями учетных систем и не способствуют улучшению качества государственного управления.

К государственному учету относятся все виды учета, организатором которых выступают органы государственной власти и управления. Государственный учет осуществляется либо непосредственно органами государственной власти, либо иными субъектами на основании прямого предписания органов государственной власти и по установленным ими правилам. Государственный учет объединяет все виды учета, ведение которых государство считает необходимым. При этом ведение государственного учета должно осуществляться в рамках установленных законом обязанностей и полномочий органов государственной власти.

По предметам учета государственный учет может быть разделен на статистический учет, персональный учет и кадастровый учет.

3.2. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты негативного воздействия). В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 ноября 2005 г. N 867 "О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" <1142> под объектом негативного воздействия понимается территориально обособленный источник негативного воздействия на окружающую среду (совокупность источников в пределах одной промышленной площадки).

--------------------------------

<1142> http://www.gosnadzor.ru

Объекты негативного воздействия подразделяются на стационарные и передвижные объекты негативного воздействия. Стационарным объектом негативного воздействия считается объект, от которого осуществляется выброс (сброс) в окружающую среду загрязняющих веществ, прочно связанный с землей, то есть объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, объект размещения отходов производства и потребления, а также взрыв (далее - стационарный объект). Местом нахождения стационарного объекта негативного воздействия считается территория соответствующего административно-территориального образования, на котором фактически находится стационарный объект.

Передвижными объектами негативного воздействия считаются транспортные средства, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе (далее - передвижной объект). Местом регистрации передвижных объектов считается место (порт) приписки или место государственной регистрации передвижного объекта, а при отсутствии такового - место регистрации на территории Российской Федерации владельца передвижного объекта.

4. Классификация объектов негативного воздействия, подлежащих государственному учету. Она проводится по месту нахождения каждого стационарного объекта и по месту государственной регистрации каждого передвижного объекта.

Государственному учету подлежат следующие объекты негативного воздействия:

- объекты негативного воздействия, в отношении которых хозяйствующим субъектом, осуществляющим эксплуатацию объекта негативного воздействия (далее - хозяйствующий субъект), представлено в управление заявление о выдаче разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, об установлении лимитов на размещение отходов производства и потребления;

- объекты негативного воздействия, в отношении которых хозяйствующий субъект обратился в управление по иным вопросам, связанным с огра<

Наши рекомендации