Заявка на комплексное экологическое разрешение.

Общие требования к содержанию заявки изложены в пункте 2 и предусматривают, что заявитель представляет:

- общие сведения о субъекте предпринимательской деятельности (для юридического лица - наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства);

- код объекта (см. комментарий к ст. ст. 69, 69.2);

- вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);

- информацию об использовании ресурсов (сырья, воды, электрической и тепловой энергии);

- сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет;

- информацию о реализации программы повышения экологической эффективности (при наличии) (см. комментарий к ст. 67.1);

- расчеты технологических нормативов (см. комментарий к ст. 23 в редакции, вступающей в силу с 1 января 2019 г.);

- расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных <615>, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ (см. комментарий к ст. 23);

--------------------------------

<615> См.: пункт 3.1 комментария к статье 31.1.

- обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (см. комментарий к ст. 24);

- проект программы производственного экологического контроля (см. комментарий к ст. 67);

- информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае необходимости проведения такой экспертизы в соответствии с законодательством об экологической экспертизе (см. комментарий к ст. 33);

- иную информацию по усмотрению заявителя.

В части, касающейся сведений о субъектах предпринимательской деятельности, необходимо отметить, что наименование и организационно-правовая форма (для юридического лица), фамилия, имя и отчество, место жительства (индивидуального предпринимателя) не являются уникальными идентифицирующими признаками. Уникальными являются идентификационные номера постановки на учет налогоплательщиков, сведения о регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц. Невключение в перечень, установленный пунктом 3, требования о представлении сведений, позволяющих безошибочно идентифицировать заявителя, может, как минимум, создать сложности органам, рассматривающим заявки, а в худшем случае привести к злоупотреблениям. Данный недостаток комментируемой статьи не может быть устранен подзаконным актом, поскольку перечень обязательных сведений, установленный Законом, закрытый, а остальные сведения могут представляться по усмотрению заявителя.

Что касается состава заявки, то в соответствии с пунктом 1 ст. 67.1 в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов (сбросов) юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями разрабатывается и утверждается либо план мероприятий по охране окружающей среды (для объектов II и III категорий), либо программа повышения экологической эффективности (для объектов I категории). Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает правило, согласно которому независимо от категории эксплуатируемого объекта в случаях, если достижение нормативов невозможно в отношении выбросов (сбросов) высокотоксичных, канцерогенных, мутагенных веществ I, II классов опасности (см. комментарий к ст. 4.1), заявитель в любом случае обязан представить проект программы повышения экологической эффективности и "планируемые временно разрешенные" выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (см. комментарий к ст. 67).

Необходимо обратить внимание на то, что перечень вредных веществ, предусмотренный пунктом 4, не содержит упоминания о радиоактивных веществах. Данное обстоятельство, очевидно, следует понимать таким образом, что законодатель, во-первых, не допускает возможность выдачи комплексного экологического разрешения на объекты, где не будут соблюдаться технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов (сбросов) радиоактивных веществ; и, во-вторых, это предполагает отсутствие возможности одобрения программ повышения экологической эффективности для объектов, на которых не могут соблюдаться технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов (сбросов) радиоактивных веществ.

Особого внимания заслуживает абзац 2 п. 19, согласно которому форма заявки на получение комплексного экологического разрешения и форма такого разрешения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Дело в том, что требования к содержанию заявки предусматривают наличие в ней сведений и материалов, являющихся, по сути, самостоятельными документами, к порядку разработки, согласования и утверждения которых могут предъявляться самостоятельные требования.

К таким материалам следует отнести, как минимум, расчеты технологических нормативов, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект программы производственного экологического контроля. Так, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти устанавливаются правила разработки технологических нормативов (п. 4 ст. 23), программы повышения экологической эффективности (п. 7 ст. 67.1), а порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (п. 7 ст. 18). Таким образом, если все указанное в пункте 3 рассматривать как неотъемлемую часть заявки, то по умолчанию формы всех указанных документов должны утверждаться одним органом.

Однако сложности могут возникнуть, например, в связи с представлением проекта программы повышения экологической эффективности. В соответствии с пунктом 7 ст. 67.1 правила разработки программы повышения экологической эффективности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Проект программы утверждается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при условии одобрения межведомственной комиссией. Она создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и должна включать представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 8 ст. 67.1). В этой связи не совсем понятно, как отсутствие одобрения проекта программы повышения экологической эффективности межведомственной комиссией влияет на одобрение заявки. Положения пункта 11 в любом случае предполагают, что к моменту принятия решения о выдаче комплексного экологического разрешения программа повышения экологической безопасности должна быть одобрена и включена в состав разрешения.

В этой связи представляется уместным разграничить полномочия по определению собственно формы заявки и приложений к ней. Требования к разработке и утверждению последних будут устанавливаться специально уполномоченными органами власти в пределах их компетенции. В противном случае возникает неопределенность в отношении того, что собственно является заявкой и каким требованиям она должна соответствовать. Такое разграничение выглядит уместным в свете пункта 6, в соответствии с которым заявка не подлежит рассмотрению в случае несоответствия предъявляемых требований к ее форме.

Кроме того, отсутствует ясность в отношении того, какие документы подлежат одобрению (утверждению, согласованию) в ходе рассмотрения заявки на комплексное экологическое разрешение, а какие должны быть представлены в уже утвержденном (одобренном, согласованном) виде.

С учетом пункта 9 обязательным условием выдачи комплексного экологического разрешения является наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования комплексного экологического разрешения. В тексте комментируемого Закона отсутствует легальное определение указанного понятия, что делает проблематичным определение объекта государственной экологической экспертизы. Поскольку некоторые виды информации должны содержаться именно в заявке (вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции, информация об использовании ресурсов, сведения об авариях и инцидентах), то представляется, что объектом экологической экспертизы должна являться именно заявка, неотъемлемой частью которой являются различные сведения, расчеты и программы, предусмотренные пунктами 3 <616> и 4.

--------------------------------

<616> В силу пункта 3 ст. 31.1 заявка не должна включать заключение государственной экологической экспертизы, а лишь сведения о нем. Таким образом, заявителям можно рекомендовать представлять заключение государственной экологической экспертизы в составе "иной информации".

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что законодатель не включил в состав сведений, подлежащих включению в заявку (п. 3), информацию о физических воздействиях, хотя в комплексном экологическом разрешении должны указываться нормативы допустимых таких воздействий (п. 10). С учетом легального определения технологических нормативов (см. комментарий к ст. 1) заявителям следует отражать информацию о физических воздействиях в составе расчетов технологических нормативов.

Комментируемая статья также определяет процессуальные сроки совершения юридически значимых действий заявителями (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями). Так, в отношении сроков подачи заявки установлены два альтернативных срока (п. 5):

а) не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного (реконструированного) объекта;

б) за четыре месяца до истечения срока действия действующего комплексного экологического разрешения.

Наши рекомендации