Всего в рамках социально-гигиенического мониторинга в прошедшем году было отобрано 397 проб по санитарно-химическим, 755 проб по бактериологическим и 10811 проб по паразитологическим показателям.

Количество проб, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам в 2013 году: 397 (59,5%) - по санитарно-химическим, 580 (76,8%) - по бактериологическим показателям (в 2012 г.: 247 (62%) - по санитарно-химическим, 449 (82,6%) - по бактериологическим показателям). В 2013 г., как и в предыдущем, неудовлетворительных проб по паразитологическим показателям не выявлено.

Таким образом, относительно 2012 года отмечено снижение удельного веса неудовлетворительных проб по санитарно-химическим показателям на 2,5% и на 5,8% - по бактериологическим показателям.

По данным мониторинга за 2013 год, в шести из десяти административных округов города Москвы и контрольных створах, осуществляющих мониторинг воды поверхностных водоемов, удельный вес неудовлетворительных проб по санитарно-химическим показателям составил более 50,0% (контрольные створы ФБУЗ "ЦгиЭ в г. Москве" - 94,5%, ЗАО - 100%, ЮАО - 100%, ЮВАО - 83,8%, САО - 76,7%, ВАО - 58,3%, СВАО - 51,2%). Удельный вес неудовлетворительных проб по бактериологическим показателям в 6 из 10 административных округов и контрольных створах ФБУЗ "ЦгиЭ в г. Москве" превысил 75,0% (ЦАО, САО, ВАО, СВАО, ЮАО, ЗАО) от общего количества исследованных проб, при этом в трех округах (ЦАО, ЦАО, СВАО) все исследованные пробы не соответствовали гигиеническим нормативам.

Обобщая полученные данные, можно отметить, что интенсивность загрязнения водоемов г. Москвы остается стабильно высокой, что связано с продолжающимся нерациональным использованием водных ресурсов, сбросом промышленных и ливневых сточных вод, недостаточно очищенных сточных вод после станций аэрации, неорганизованным поверхностным стоком с селитебных территорий <543>.

--------------------------------

<543> http://77.rospotrebnadzor.ru/images/files/doklad_2013.pdf

7. Изменения в текст комментируемой статьи, вступающие в силу после опубликования данного комментария.

Новая редакция статьи 21 в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ) получила другое название - "Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду". Новая редакция вступает в силу с 1 января 2019 г.

7.1. Обзор статьи 21 в редакции, вступающей в силу с 1 января 2019 года. Она также состоит из трех пунктов и перечисляет виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливает запрет превышения нормативов и определяет соотношение их с нормативами качества окружающей среды (п. 2). Указанный перечень образуют:

- нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов;

- технологические и технологические нормативы;

- нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и др.

7.2. Ответственность за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от причиненного окружающей среде вреда. Пункт 3 комментируемой статьи теперь содержит норму, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

Комментарий к статье 22

1. Общий обзор статьи. Она состоит из трех пунктов. Статья 22 является общей для статей 23 - 28 и перечисляет виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (п. 1), а также устанавливает запрет превышения нормативов (п. 3) и определяет соотношение их с нормативами качества окружающей среды (п. 2). Указанный перечень образуют:

- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и др.

В последующих статьях комментируемого Закона дается более подробная информация о каждом из видов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. При этом следует отметить, что данный перечень нормативов допустимого воздействия на окружающую среду не является закрытым и может быть дополнен нормативами допустимых воздействий на окружающую среду, установленными в иных федеральных и региональных нормативно-правовых актах.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются с целью предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности природопользователей.

Сфера действия статьи является довольно широкой. Ее нормы распространяются, прямо или косвенно, на любую деятельность, которая может причинить негативное воздействие окружающей среде.

Адресаты комментируемой статьи представляют в совокупности широкий круг лиц (физических и юридических): природопользователей, ведущих хозяйственную или иную деятельность, а также органы и их должностных лиц, которые реализуют контрольно-надзорные функции либо уполномочены на применение мер ответственности за нарушение запрета по пункту 3 комментируемой статьи.

3. Основные понятия. Определение большинства понятий дано в статье 1 комментируемого Закона.

3.1. Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

3.2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

3.3. Нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды (см. комментарий к ст. 25).

3.4. Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (см. комментарий к ст. 4).

3.5. Нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. При этом следует отметить, что в комментируемой статье в пункте 2 закреплено, что нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Данное положение подчеркивает необходимость проведения различий в нормировании допустимого воздействия с учетом наличия на территории России различных природно-климатических зон с различной реакцией животных и растений на одинаковые негативные воздействия (см. комментарий к ст. 22).

3.6. Природопользователь - это юридическое лицо (организация, предприятие, общество и т.п.) и граждане Российской Федерации, а также апатриды, иностранные юридические лица и граждане, осуществляющие на территории Российской Федерации различные виды деятельности независимо от формы собственности с использованием природных ресурсов и оказывающие воздействие на окружающую природную среду.

3.7. Территория - см. комментарий к преамбуле.

3.8. Акватория - см. комментарий к ст. 27.

3.9. Природные особенности территорий и акваторий. Данный понятийный оборот обозначает совокупность свойств, качеств, характерных черт пространства суши либо водного пространства, находящегося под суверенитетом Российской Федерации, на которых расположены объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие (способные оказать) негативное воздействие на любые компоненты этой территории или акватории.

4. Ответственность за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъектов хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда. Пункт 3 комментируемой статьи содержит норму, согласно которой в случае превышения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут юридическую ответственность. Таким образом, природопользователь, причинивший экологический вред, может быть подвергнут мерам уголовной, административной, дисциплинарной, гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. комментарий к ст. 75, 77 - 80).

5. Спорные вопросы. Следует отметить, что существуют определенные проблемы в сфере привлечения к ответственности за нарушение норм данной статьи. Несмотря на то что на сегодняшний день контроль нормативов допустимого воздействия на окружающую среду осуществляется с применением современных технических средств и технологий, ответственность за правонарушения наступает не всегда. Часто степень наказуемости за нарушения не пропорциональна нанесенному ущербу. Непонимание важности таких нарушений и невнимательность со стороны уполномоченных органов позволяют нарушителям избегать ответственности.

Безусловно, наблюдается и положительная динамика. Увеличение размеров штрафов и иные схожие меры позволяют оказывать влияние на тенденцию соблюдения норм в сфере соблюдения нормативов. С каждым годом судебная практика в этой области расширяется. Статья 8.1 КоАП РФ, предусматривающая наказание за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

6. Судебная практика по данной статье достаточно обширна.

В качестве примера приведем дело от 11 марта 2014 года N 2-156/2014, рассмотренное Лебедянским районным судом Липецкой области.

Прокурор Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО об обязании подтвердить отнесение отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности данного общества, к конкретному классу опасности и составить на них паспорта.

Свои требования он мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления было установлено, что в результате осуществления хозяйственной деятельности ООО образуются отходы, относящиеся к 1-му классу опасности, брак (4-ый класс опасности) и другие. Паспорта, подтверждающие класс опасности на указанные виды отходов, ответчиком не составлены.

В соответствии со ст. 14 ФЗ от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1 - 4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы 1 - 4 класса опасности должен быть составлен паспорт.

Таким образом, ООО обязано подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности, а также составить на них паспорта. Неисполнение ответчиком требований законодательства об отходах производства и потребления ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, в т.ч. находящихся на территории г. Лебедяни Липецкой области.

Суд нашел заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

За совершение вышеуказанного правонарушения Постановлением Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 23 декабря 2013 г. N 1023 директор ООО Л. привлечена к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд вынес решение: обязать ООО подтвердить отнесение отходов (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный), образующихся в результате хозяйственной деятельности общества, к конкретному классу опасности и составить на них паспорта в срок до 11 мая 2014 г. <544>.

--------------------------------

<544> https://rospravosudie.com/court-lebedyanskij-rajonnyj-sud-lipeckaya-oblast-s/act-449660291/

7. Изменения в текст комментируемой статьи, вступающие в силу после опубликования данного комментария. Новая редакция статьи 22 в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ) получила другое название - "Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов". Новая редакция вступает в силу с 1 января 2019 г.

7.1. Общий обзор статьи 22 в редакции, вступающей в силу с 1 января 2019 года. Она состоит из десяти пунктов. В пункте 1 перечисляются объекты, для которых устанавливаются данные нормативы, указываются загрязняющие вещества (ссылка на перечень, установленный Правительством РФ) и исходные ориентиры, в зависимости от содержания которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов (таковыми являются, например, нормативы качества окружающей среды, нормативы предельно допустимых концентраций).

В пункте 2 определяются субъекты и критерии установления нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Пункт 3 отсылает к статьям 31.2 и 23.1 комментируемого закона и определяет порядок расчета нормативов. В пункте 4 исключаются объекты III категории из объектов, для которых рассчитываются нормативы допустимых выбросов и нормативы допустимых сбросов (за исключением радиоактивных веществ). Пункт 5 исключает из объектов данной статьи объекты IV категории.

В 6 пункте закреплено, что методики и методы разработки нормативов утверждаются уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти. Седьмым пунктом вводятся правила для радиоактивных веществ. Пункт 8 закрепляет семилетний срок, на который выдается разращение на сбросы и выбросы радиоактивных веществ. Пункт 9 устанавливает порядок разработки и установления нормативов допустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ. И наконец, пункт 10 уточняет особенности установления нормативов допустимых сбросов для организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов.

7.2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основные цели заключаются в обеспечении законности и правопорядка при использовании субъектами хозяйственной и иной деятельности тех объектов (технологий, оборудования и проч.), в результате функционирования которых невозможно избежать выбросов и сбросов веществ и в окружающую среду, а также в установлении особых правил для радиоактивных веществ и для некоторых субъектов и объектов, подпадающих под действие данной статьи.

Сфера действия и адресаты статьи полностью совпадают со ст. 21 в действующей редакции (см. комментарий к ней) - ее нормы распространяются, прямо или косвенно, на любую деятельность, которая может причинить негативное воздействие окружающей среде путем выбросов или сбросов загрязняющих веществ.

7.3. Основные понятия. Некоторые термины содержатся в ст. 1 (см. комментарий к ней). Тем не менее в целях комментируемой статьи необходимо учитывать специфический контекст их использования. Другие понятия разъяснены в статьях 5, 31.2, 47 - 50 и др. Это следующие термины: "радиоактивные вещества", "декларация о воздействии на окружающую среду", "стационарный источники", "органы исполнительной власти", а также понятия, являющиеся сквозными для всего текста комментируемого Закона (например, "окружающая среда", "хозяйственная деятельность" и проч.).

7.3.1. Нормативы допустимых выбросов представляют собой нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками.

7.3.2. Нормативы допустимых сбросов являются нормативами сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.

7.4. Декларация о воздействии на окружающую среду. С момента вступления в силу поправок в комментируемый Закон всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обяжут представлять декларацию о воздействии на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Декларация должна будет содержать целый ряд сведений: код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции, информацию о реализации природоохранных мероприятий, данные об авариях и инцидентах и т.д. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в 7 лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников (для более подробной информации см. комментарий к статье 31.2).

7.5. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

1) объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;

2) объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;

3) объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;

4) объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории учитываются многие факторы, например уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной деятельности, классификация промышленных объектов и производств, классы опасности отходов производства и потребления. Деление объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на категории необходимо для расчета платы за негативное воздействие и в целях определения перечня необходимых разрешительных документов для ведения деятельности.

7.6. Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования, устанавливается Правительством РФ. Согласно статье 4.1 загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью; с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга; при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.

Согласно Пояснительной записке к проекту Постановления Правительства РФ "О перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды" при формировании Перечня были рассмотрены и проанализированы Государственные доклады "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации (2008 - 2012 гг.)", нормативные правовые акты Российской Федерации, выполнен анализ международных конвенций и соглашений, стороной которых является Российская Федерация, а также анализ такой актуальной и перспективной тенденции природоохранной деятельности Российской Федерации, как переход к технологическому нормированию, то есть подходы, реализованные в справочниках "Best Available Techniques Reference Document" (BREFs), проанализированы справочники "BREFs", а также предложения субъектов Российской Федерации с перечнями приоритетных загрязняющих веществ, характерных для промышленных предприятий, расположенных на территории данных субъектов Российской Федерации.

Приложение N 1 содержит Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды в части выбросов в атмосферный воздух. Приложение N 2 содержит Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды в части сбросов загрязняющих веществ.

7.7. Методики и методы разработки нормативов допустимых сбросов и нормативы допустимых выбросов утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

7.8. Объекты нормирования. При сбросе сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, используемые для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для рекреационных целей, гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии (на водотоках - ниже по течению; на водоемах и морях - на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

При сбросе сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты рыбохозяйственного значения нормативы качества вод или их природные состав и свойства должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии (на водотоках - ниже по течению; на водоемах и морях - на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

7.9. Критерии и методика установления нормативов. Для веществ, относящихся к 1-му и 2-му классам опасности, при всех видах водопользования НДС определяются так, чтобы для веществ с одинаковым лимитирующим показателем вредности (ЛПВ), содержащимся в воде водного объекта, сумма отношений концентраций каждого вещества к соответствующим ПДК не превышала 1.

Для сбросов сточных, в том числе дренажных, вод в границе населенного пункта НДС определяются исходя из отнесения требований к качеству воды в водном объекте в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод, установленных для видов водопользования, осуществляемых на водном объекте, к самим сточным водам независимо от типа выпуска сточных вод. При сбросе сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты в границе населенного пункта контрольный створ должен быть расположен непосредственно у места сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

При сбросе сточных вод, в том числе дренажных, в водный объект через рассеивающие выпуски, гарантирующие необходимое смешение и разбавление сбрасываемых вод, нормативные требования к составу и свойствам воды должны обеспечиваться в створе начального разбавления рассеивающего выпуска.

7.10. Сроки и процессуальный порядок применения нормативов. При установлении НДС на уровне нормативов качества вод водного объекта НДС утверждаются на 5 лет. При установлении НДС с учетом разбавления НДС утверждаются на 3 года.

7.11. Содержание проекта НДС. Проект НДС должен содержать:

- ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных, в том числе дренажных, вод;

- план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения;

- данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки;

- данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;

- данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС;

- перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в том числе дренажных, вод;

- расчет НДС;

- результаты расчета НДС и т.д.

Кроме того, должны быть представлены данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет (отдельно за каждый из пяти лет).

7.12. Разрешение на сбросы и выбросы радиоактивных веществ. Согласно комментируемой статье порядок разработки и установления нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ устанавливается Правительством Российской Федерации. Методическое обеспечение включает в себя, например, Методику разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ устанавливаются для стационарных источников разрешениями на выбросы радиоактивных веществ, разрешениями на сбросы радиоактивных веществ, выдаваемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Разрешение получается в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Для получения разрешения необходимо предоставить заявление на получение разрешения на выбросы или сбросы, сведения о мероприятиях по снижению сбросов или выбросов радиоактивных веществ в окружающую среду, а также отчет о выполнении завершенных этапов указанного плана. Разрешение на выбросы радиоактивных веществ, разрешение на сбросы радиоактивных веществ выдаются сроком на 7 лет.

7.13. Особенности установления нормативов допустимых сбросов для организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов. Данная сфера регулируется Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. N 393 "Об утверждении Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Данные Правила определяют порядок установления нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов".

Статья 23. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов

Комментарий к статье 23

1. Общий обзор статьи. Она состоит из четырех пунктов. В пункте 1 перечисляются объекты, для которых устанавливаются данные нормативы, указываются субъекты (надо полагать, являющиеся собственниками, владельцами, пользователями этих объектов) и исходные ориентиры, в зависимости от содержания которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (таковыми являются отдельные экологические нормативы).

Пункт 2 определяет объекты и критерии установления технологических нормативов. Пункт 3 имеет особое значение, поскольку в нем устанавливаются условия возможной временной защиты данного вида нормативов на лимиты. В пункте 4 регулируется разрешительный порядок осуществления выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов и указывается на платность этого.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основные цели заключаются в обеспечении законности и правопорядка при использовании субъектами хозяйственной и иной деятельности тех объектов (технологий, оборудования и проч.), в результате функционирования которых невозможно избежать выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду, а также в установлении особых действующих лишь в течение определенного периода времени и вдобавок при соблюдении ряда специальных требований - порядков и условий, допускающих обоснованные исключения из общих правил.

3. Основные понятия. Как и в предыдущей статье, некоторые термины содержатся в ст. 1 (см. комментарий к ней). К ним относятся такие ключевые понятия, как "наилучшая существующая технология" и "технологический норматив". Тем не менее в целях комментируемой статьи приходится учитывать специфический контекст их использования. Другие понятия разъяснены в статьях 5, 47 - 50, 70 и др. Это следующие термины: "химические вещества", "радиоактивные вещества", "микроорганизмы", "природоохранные проекты", "источники воздействия" (стационарные, передвижные, иные), "органы исполнительной власти", "государственная пошлина", а также понятия, являющиеся сквозными для всего текста комментируемого Закона (например, "окружающая среда", "хозяйственная деятельность" и проч.).

3.1. Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, являясь разновидностью нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, представляют собой нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов и в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду.

Сфера действия и адресаты статьи полностью совпадают со ст. 22 - ее нормы распространяются, прямо или косвенно, на любую деятельность, которая может причинить негативное воздействие окружающей среде путем выбросов или сбросов веществ и микроорганизмов.

3.2. Наилучшая существующая технология - технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов. Впервые этот термин был сформулирован и использован в Рамочной директиве по атмосферному воздуху - Air Framework Directive (AFD) в 1984 г. и относился к выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух от крупных промышленных предприятий. В 1996 году данный принцип был переработан и отображен в дополненной интерпретации в Директиве по комплексному предупреждению и контролю загрязнений (IPPC), 96/61/EC и рассматривал вопросы применения наилучших существующих технологий в отношении трех компонентов окружающей среду - атмосферного воздуха, водных объектов и почв. Директива 96/61/EC предусматривала установление предельных значений негативного воздействия на окружающую среду на основе наилучших существующих технологий. В 2008 г. была принята Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2008/1/EC о комплексном предотвращении и контроле за загрязнением, которая развивает положения Директивы 96/61/EC, утратившей силу <545>. В настоящее время в Российской Федерации только осуществляется разработка нормативно-правовой базы для перехода на нормирование негативного воздействия на окружающую среду с использованием наилучшей существующей технологии <546>.

--------------------------------

<545> В свою очередь, указанная Директива утратила силу в 2014 г. В данный момент действует Директива 2010/75/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 24 ноября 2010 г. о промышленных выбросах (о комплексном предотвращении загрязнения и контроле над ним) // Directive 2010/75/EU of the European Parliament and of the Council of 24 November 2010 on industrial emissions (integrated pollution prevention and control) - прим. ред.

<546> Соответствующий законопроект опубликован на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).

3.3. Технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

К сожалению, положение о том, что технологические нормативы устанавливаются на основе использования наилучших существующих технологий, в настоящее время нельзя рассматривать как обязывающую норму, так как на сегодняшней день это всего лишь желание законодателя использовать технологии, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

4. Охрана водных объектов. Для этого была создана методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей <547>. Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (НДС) не предусматривает разработку нормативов допустимых сбросов для радиоактивных веществ. Величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяю

Наши рекомендации