Всемирная продовольственная проблема
Мировую продовольственную проблему называют одной из главных нерешенных проблем XX в. За последние 50 лет в производстве продовольствия достигнут существенный прогресс - численность недоедающих и голодающих сократилась почти вдвое. В то же время немалая часть населения планеты до сих пор ощущает дефицит продуктов питания. Численность нуждающихся в них превышает 800 млн. человек, т.е. абсолютную нехватку продовольствия (по калориям) испытывает каждый седьмой.
Наиболее остро проблема дефицита продуктов питания стоит во многих развивающихся странах (к ним по статистике ООН относится и ряд постсоциалистических государств). В частности, к числу наиболее нуждающихся стран, где среднедушевое потребление продовольствия по энергетической ценности составляет менее 2000 ккал в день и продолжает снижаться, Того и Монголия.
В то же время в ряде развивающихся стран уровень потребления на душу населения в настоящее время превышает 3000ккал в день, т.е. находится на вполне приемлемом уровне. К данной категории относятся, в частности, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Марокко, Мексика, Сирия и Турция.
Другим важнейшим аспектом продовольственной проблемы является несбалансированность питания. Так, для современной России характерно не столько снижение энергетической ценности потребляемого продовольствия (в течение 90-х гг. - с 2500 до 2300 ккал в день), сколько ухудшение структуры питания. Иными словами, душевое потребление наиболее важных видов продовольствия находится значительно ниже медицинских норм, рекомендуемых для полноценного питания, и продолжает сокращаться. В 1997г. потребление мяса и мясопродуктов в расчете на одного человека составило 50кг (при норме 81кг), молока и молочных продуктов - 229кг (норма 392кг), растительного масла - 7,9кг (норма - 13кг), сахара - 33кг (норма 40,7кг). Наибольшую остроту продовольственная проблема в России приобрела в 90-е гг. в связи с резким снижением жизненного уровня основной части населения и падением сельскохозяйственного производства более чем в 1,5 раза.
Мировое производство сельскохозяйственной продукции сдерживается ввиду ограниченности угодий, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. Это связано с высоким уровнем урбанизации, необходимостью сохранения лесных массивов, ограниченностью водных ресурсов. Наиболее остро проблема дефицита продовольствия стоит перед беднейшими странами, которые не в состоянии выделять значительные средства на импорт продуктов питания.
Несмотря на то, что основная часть продовольствия потребляется там, где оно произведено, международная торговля продуктами питания ведется весьма интенсивно. Объем мирового экспорта продовольствия составляет более 300 млрд. долл. в год.
Основные участники международной торговли продовольствием - развитые страны, прежде всего США, Франция, Нидерланды, Германия. На долю этой группы стран приходится порядка 60% мирового экспорта и импорта. Примерно треть закупок и продаж продовольствия приходится на страны Азии, Африки, и Латинской Америки. Доля стран с переходной экономикой незначительна и составляет менее 5%.
Россия является крупным нетто-импортером продовольствия и сырья для его производства, ежегодно закупая этих товаров на сумму более 10 млрд. долл. (прежде всего мясо и мясные продукты, сахар, зерно, а также молоко и молочные продукты).
Наиболее активно ведется международная торговля зерновой продукцией, а также (в меньшей степени) мясными и молочными товарами и сахаром. Главными поставщиками зерна являются США, Канада, ЕС (в основном Франция), Аргентина и Австралия. На их долю приходится 9/10 мирового экспорта пшеницы и кормового зерна
Страны - ведущие экспортеры продовольствия являются одновременно его крупными покупателями. Так, США, обеспечив себе, ключевые позиции в поставках стратегического продовольственного сырья, импортируют в больших количествах фрукты и овощи, кофе, какао, чай, специи и ряд других товаров. В 1996г. экспорт продовольствия Соединенными Штатами составил 47 млрд. долл., а импорт - 22 млрд. долл.
Система международной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе и продовольствием, в настоящее время претерпевает коренные изменения. Необходимость осуществления реформ в указанной сфере была вызвана ростом государственной поддержки и протекционизма во многих странах, особенно развитых.
Проводимая политика поддержки высоких внутренних цен привела к перепроизводству ряда сельскохозяйственных товаров и широкому распространению экспортных субсидий и ограничений на импорт, что в свою очередь осложнило межгосударственные отношения во внешнеэкономической сфере. Отсутствие согласованных на международном уровне правил и процедур неоднократно являлось поводом для возникновения противоречий, чреватых порывом стабильности международной торговли и возникновением торговых войн.
Основные «битвы» развертывались между ЕС и США, которые вследствие проблем со сбытом практиковали широкомасштабное применение субсидий при поставках своего зерна на внешние рынки. Эти действия вызывали активное противодействие со стороны Канады, Австралии и других более мелких экспортеров, чье финансовое положение не позволяет применять субсидии в больших размерах. В целом по развитым странам уровень поддержки сельского хозяйства в период 1986-1991 гг. составлял от 42 до 47%. Совокупный денежный эквивалент субсидий производителям, рассчитанный по методике ОЭСР, приближался к 180 млрд. долл. (к настоящему времени он снизился на 30 млрд. долл.).
Россия, как будущая участница ВТО, очевидно, столкнется с отмеченными выше проблемами. В то же время РФ располагает довольно широкими возможностями для перестройки структуры производства и внешней торговли аграрной продукцией.
Наиболее сложной для России проблемой является будущее изменение форм государственной поддержки сельского хозяйства, особенно с учетом его нынешнего кризисного состояния. К настоящему времени прямые платежи производителям сельскохозяйственной продукции, а также дотации потребителям (в основном на молочную и хлебобулочную продукцию) практически сошли на нет. В то же время, очевидно, что России по примеру США и Западной Европы необходимо переносить акцент при осуществлении поддержки АПК на развитие инфраструктуры в сельской местности, защиту окружающей среды, контроль качества и санитарный контроль, активизацию научных исследований в аграрной сфере и меры в области государственного регулирования продовольственного рынка страны.
Вступление в ВТО также налагает на Россию обязательства в отношении перехода от нетарифных мер регулирования импорта продовольствия к тарифным и последующему снижению таможенных пошлин. Между тем уровни российских пошлин не всегда обеспечивали достаточно эффективную защиту отечественного производителя. В результате, несмотря на общее снижение потребления продовольствия в стране, доля импорта продолжала оставаться высокой, а сокращалась реализация именно российских продовольственных товаров.
Финансовый кризис, начавшийся 17 августа 1998г., обозначил новые тенденции в российской внешней торговле продовольствием. Резкое изменение курса рубля по отношению к доллару привело к снижению покупательной способности населения и сокращению спроса на импортное продовольствие.
В то же время в связи с кризисом придает новое звучание вопрос об открытии рынков стран - членов ВТО для российской сельскохозяйственной продукции. Климатические условия на территории России позволяют наладить в перспективе выпуск товаров, которые могут найти спрос на мировом рынке (этот рынок, хотя, и насыщен в довольно сильной степени, все же имеет достаточно ниш). К таким товарам относятся, в частности, высококачественная пшеница, рожь, продовольственный овес, подсолнечник. Перестройка структуры сельскохозяйственного производства в России в расчете на потребности мирового рынка предполагает активное развитие производств с отчетливо выраженной экспортной ориентацией.
Помимо ВТО, другой важной организацией, где определяются перспективы мировой продовольственной ситуации, является ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН). В настоящее время эта организация, в деятельности которой Россия участвует в качестве постоянного наблюдателя, и мировое сообщество в целом уделяют серьезное внимание перспективам решения продовольственной проблемы в нуждающихся странах, в том числе в странах с переходной экономикой. Если ранее (в 70 - 80-е гг.) наиболее важная роль отводилась продовольственной помощи, то к настоящему времени акцент сместился на оказание содействия развитию национального сельского хозяйства. Основной формой помощи аграрному сектору со стороны как ФАО, так и крупнейших стран - доноров (США и государств - членов ЕС) является финансирование конкретных проектов, ориентированных на подъем сельского хозяйства. На эти цели, в частности, расходуется часть бюджета ФАО, составляющего 1 млрд. долларов. Оказывается также техническая помощь, включая подготовку кадров для сельского хозяйства, предоставление консультаций специалистов, осуществление экспертных оценок и т.д.
Примерами реальной поддержки развития национального сельского хозяйства со стороны ФАО является распространение новых высокоурожайных сортов культур в нуждающихся странах, передача им достижений в области биотехнологии, разработка и помощь в осуществлении проектов расширения производства продовольствия, строительство объектов инфраструктуры в сельской местности.
Многие международные эксперты сходятся в том, что производство продовольствия в мире в ближайшие 20 лет будет способно в целом удовлетворить спрос населения на продукты питания, даже если население планеты будет ежегодно возрастать на 80 млн. человек. При этом спрос на продовольствие в развитых странах, где он и так достаточно высок, останется примерно на современном уровне (изменения коснутся главным образом структуры потребления и качества продуктов). В то же время усилие мирового сообщества по решению продовольственной проблемы приведут, как предполагается, к реальному росту потребления продовольствия в странах, где наблюдается его нехватка, т. е. в ряде государств Азии, Африки и Латинской Америки, а также Восточной Европы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особый набор таких специфических признаков, как общемировой характер, угрожающий развитию человечества, срочность и неотложность решения, взаимосвязанность и необходимость принятия мер со стороны всего мирового сообщества, позволили выделить в категорию глобальных следующие проблемы: преодоления бедности и отсталости, мира и демилитаризации, продовольственную, экологическую, демографическую.
Мировое экономическое и политическое развитие в 70 - 90-е гг. принесло понимание того, что набор глобальных проблем не является чем-то не подверженным изменениям. С течением времени изменяется наполнение и понимание старых глобальных проблем, признается появление новых, перерастающих в глобальные.
В настоящее время признается, что кроме чисто экономического, глобальные проблемы оказывают колоссальное политическое воздействие на жизнь современной цивилизации и, будучи тесно переплетенными, в своем решении требуют сплочения усилий всего человечества.
Развитие современной мировой экономики, переход к постиндустриальной стадии развития вносит коррективы в приоритетность глобальных проблем. От этого они не становятся менее важными, однако человечество ограничено в своих финансовых возможностях, которое оно может выделить для решения глобальных проблем. Этот сдерживающий фактор вполне может быть преодолен не пути поиска политических решений проблемы и проявления политической воли отдельных государств к налаживанию действенного международного сотрудничества в решении глобальных проблем.
Мировая продовольственная проблема продолжает оставаться довольно острой, несмотря на серьёзный прогресс в области производства продуктов питания. Численность нуждающихся превышает 800 млн. человек.
Во многих странах сохраняется высокий уровень государственной поддержки производства и экспорта продовольствия, а также импортных ограничений. Реформа международной торговли сельскохозяйственной продукцией приведет, как предполагается, к ослаблению протекционизма в этой области, однако население стран-импортеров, в том числе и России, может столкнуться с удорожанием основных продовольственных товаров. В то время у РФ имеются широкие возможности для оптимального включения в новую систему мировой торговли аграрной продукцией.
Международное сообщество уделяет большее внимание расширению продовольственной проблемы в нуждающихся странах, включая страны с переходной экономикой. Основное значение придается реализации конкретных проектов, нацеленных на увеличение сельскохозяйственного производства. Подобное содействие оказывается как на двусторонней, так и на многосторонней основе (прежде всего по каналам ФАО). Предполагается, что в результате этих усилий в ближайшие 20 лет население планеты в целом сможет удовлетворить спрос на продукты питания, даже если его численность будет ежегодно возрастать на 80 млн. человек.
В современных условиях мир оказался на грани экологической планетарной катастрофы.
Существует несколько основных загрязнителей окружающей природной среды, напрямую связанных с развитием человеческой цивилизации.
Все трезвомыслящее человечество (как промышленники, так и потребители) пришло к выводу о необходимости прекращения бездумного, безудержного экономического роста и учета возможностей окружающей среды для дальнейшего проживания на Земле.
Основная идея современности - дать возможность и нынешнему, и будущим поколениям людей безбедно и здраво проживать на Земле.
Демографическая проблема в современном мире имеет два аспекта. Во-первых, это демографический взрыв в ряде развивающихся стран и регионов, который, «обесценивая» накопление, препятствует экономическому росту и увековечиванию хозяйственную, социальную, культурную отсталость этих стран. Во-вторых, суженое воспроизводство населения в развитых странах и депопуляция в ряде постсоциалистических стран ведут к демографическому старению их населения и в перспективе могут блокировать экономическое развитие этих стран.
Согласно концепции демографического перехода повышение уровня экономического развития, в конечном счете, ведет к замедлению прироста населения. Эта тенденция полностью проявилась в развитых и постсоциалистических странах и оказывает заметное влияние на демографические процессы в ряде развивающихся стран. Ожидается, что во второй половине 21 века население Земли стабилизируется на уровне примерно 10,5 млрд. человек, поэтому перенаселение мировой экономике (но не отдельным странам) в целом не угрожает.
Что касается демографического старения населения в развитых и постсоциалистических странах, то этот процесс в современных условиях можно замедлить, но не остановить. Решение данной проблемы связано с существенным повышением эффективности экономики.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. А.С. Булатов Мировая экономика: Учебник - М.: Юристъ, 2002г.
2. В.К.Ломакин. Мировая экономика: Учебник для вузов. Москва,2002
3. Спиридонов И.А. Мировая экономика. Москва,2002 г.
4. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003г.
5. Протасов О.Г. Глобальные проблемы человечества. Экология и экономика, 2003г.
6. Крашенинников П.В. 21 век - век надежд? Экологический вестник, 2004г.