Контрольная точка – 13 неделя
1. Экономическая эффективность природопользования – это:
1) получение больших результатов при увеличивающихся затратах;
2) достижение больших результатов при увеличении количества применяемых ресурсов;
3) получение больших эффектов при уменьшающихся затратах;
4) результативность процесса природопользования;
5) разница между эффектом и затратами на природоохранную деятельность.
2. Рынок экологических услуг представлен следующими видами деятельности:
1) экологический аудит;
2) экологическая сертификация;
3) экологическое страхование;
4) производство экотехники;
5) производство экорекламы.
3. Экологический паспорт предприятия представляет собой:
1)план предотвращения экологического ущерба;
2) проектную документацию в аспекте экологической безопасности;
3) декларация об экологических инвестиционных намерениях предприятия;
4) документ, содержащий характеристику взаимоотношений предприятия и окружающей среды на основе материальных балансов.
5) все ответы верны.
4. Укажите основную причину разрушения озонового слоя:
1) запуск космических аппаратов;
2) глобальное производство и потребление хлорфторуглеродов (ХФУ);
3) вспышки на Солнце;
4) авиация;
5) испытания ядерного оружия.
5. Какая функция является приоритетной для государственных природных заповедников:
1) охранительная;
2) репродуктивная;
3) научная;
4) культурно-просветительская;
5) рекреационная.
Примерные вопросы итогового контроля (зачет/экзамен)
1. Предмет экономики природопользования.
2. Цели и задачи экономики природопользования и охраны окружающей природной среды.
3. Природоресурсное и природоохранное законодательство в РФ. Ответственность за нарушение экологического законодательства.
4. Понятие о природных ресурсах, их значение в жизнедеятельности общества.
5. Окружающая среда как потребительское благо.
6. Задачи и полномочия органов управления РФ и ее субъектов в области охраны природы.
7. Собственность на природные ресурсы как институциональная основа их использования.
8. Основные типы классификации природных ресурсов.
9. Характеристика обеспеченности России основными видами природных ресурсов.
10. Государственный институциональный механизм управления природо-пользованием.
11. Методы управления природопользованием.
12. Учет и экономическая оценка природных ресурсов.
13. Принципы разработки ресурсосберегающих технологий, безотходных и малоотходных производств.
14. Экономический механизм охраны окружающей природной среды: функции, методы и формы.
15. Назначение и механизм взимания платы за загрязнение окружающей природной среды.
16. Природоресурсные налоги и платежи.
17. Сущность и методы экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей природной среды.
18. Ценовая политика в области регулирования рационального природопользования.
19. Кредитные формы стимулирования рационального природопользова-ния.
20. Финансирование природоохранной деятельности на предприятиях.
21. ПДК и ПДВ как основа экологического нормирования качества сре-ды.
22. Государственное и рыночное регулирование сферы природопользования: сравнительная характеристика и необходимость их сочетания.
23. Современное представление о рынке в сфере природопользования. Проблема рыночных провалов в сфере природопользования.
24. Содержание Экологической доктрины Российской Федерации.
25. Рынок прав на загрязнения природной среды: оценка зарубежного опыта и перспективы формирования в России.
26. Экологический аудит: задачи, функции и формы реализации.
27. Рынок экологических услуг: зарубежный опыт функционирования и перспективы формирования в России.
28. Экологическое предпринимательство: сущность, принципы и формы.
29. Сущность, особенности и принципы управления природопользовани-ем.
30. Региональный и муниципальный уровни управления природоохранной деятельностью.
31. Экологический менеджмент на предприятии: сущность и содержание.
32. Формирование Концепции устойчивого развития и направления ее реализации.
33. Формы международного сотрудничества в области природопользова-ния и охраны окружающей природной среды.
34. Международные правительственные и неправительственные органи-зации в области охраны окружающей среды.
35. Зарубежный опыт экономического регулирования в области охраны окружающей природной среды.
36. Основные международные проблемы в области природопользования
37. Особо охраняемые природные территории: сущность, виды и правила организации.
38. Формы и методы реализации природоохранной политики в особо охраняемых природных территориях.
39. Назначение и организация государственных заповедников и национальных парков в РФ.
40. Вклад РФ и ее природного потенциала в решение глобальных экологических проблем.
41. Экологические проблемы Ставропольского края и пути их разреше-ния.
42. Рекреационно-туристские экономические зоны: сущность и цели форми-рования в РФ.
43.Эколого-экономическая характеристика региона Кавказские Минеральные Воды.
44. Механизм управления природопользованием в регионе Кавказские Минеральные Воды: оценка эффективности и направления совершенство-вания в рыночных условиях.
45. Социально-эколого-экономические проблемы и перспективы развития взаимоотношений общества и окружающей природной среды.
46. Социально-экономическое развитие и экологическая ситуация в РФ.
47. Экологическая сертификация продукции, работ и услуг.
48. Лицензирование природопользования в РФ.
49. Особенности выбора и принятия решений в сфере природопользования
50. Понятие эффективного уровня загрязнения природной среды.
3.4. Методические рекомендации по руководству самостоятельной работой студентов
Очная форма обучения
Самостоятельная работа студентов по данной дисциплине подразделяется на:
- самостоятельную работу студента под непосредственным руководством и контролем преподавателя;
- самостоятельную работу студента при выполнении домашних заданий учебного и научно-исследовательского характера без непосредственного руководства и контроля преподавателя.
Методическим ядром организации самостоятельной работы студента является специализированный интерактивный курс «Экономика природопользования и охраны окружающей среды», располагающийся в форме модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды (moodle) на сайте университета по адресу: http://edu.pglu.ru. Курс содержит основные материалы, необходимые для самостоятельной работы (тезисы лекций, словари терминов и т.п.), ссылки на рекомендуемые электронные источники информации, списки рекомендуемой литературы, рекомендации по их использованию, задания для самоконтроля и контроля со стороны преподавателя, систему оценивания, а также систему организации обратной связи с преподавателем посредством форумов.
Предусмотренные программой 88 часов самостоятельной работы рекомендуется использовать в следующей структуре:
Вид самостоятельной работы | Количество часов |
Самостоятельная работа студентов под непосредственным руководством и контролем преподавателя, всего: в том числе: | |
1) участие в НИРС под руководством преподавателя с подготовкой доклада по выбранной тематике: | |
- подбор и обработка теоретического материала согласно выбранной теме | |
- проведение практических исследований и обработка полученной информации в рамках разрабатываемой проблематики | |
2) совместная работа с преподавателем - в ходе групповых консультаций | |
- в ходе индивидуальных консультаций | |
Самостоятельная работа студентов без непосредственного руководства и контроля преподавателя, всего: в том числе: | |
1) подготовка к лекциям | |
2) изучение материалов, законспектированных в ходе лекций | |
3) изучение литературы, проработка и конспектирование источников | |
4) проработка основных понятий (терминов) | |
5) поиск ответов на вопросы для самоконтроля, разработанные преподавателем | |
6) самоподготовка на основе заранее представленных вопросов для итоговой аттестации по дисциплине в форме экзамена | |
ИТОГО |
Рекомендации по работе с литературой
Работа с учебной и научной литературой является важным и сложным видом самостоятельной работы. Существует основная и рекомендуемая студентам литература, изучение и проработка которой позволяют (в совокупности с изучением лекционного материала) освоить программу дисциплины в требуемом объеме и с необходимым качеством результатов.
Особое внимание следует уделить изучению базовых учебных пособий, либо непосредственно относящихся к дисциплине, либо включающих разделы и темы, которые отвечают содержанию дидактических единиц и программе по данной дисциплине.
Большую пользу дает изучение статей,в которых, как правило, сжато и вместе с тем емко раскрывается определенная проблема. Их необходимо изучить.
Для лучшего усвоения материала рекомендуется осуществлять конспектирование литературы или хотя бы делать для себя краткие записи (заметки).