Тема 4. Жизненные формы организмов и типы стратегий живого
Задание 1.Изучите гербарии растений, познакомьтесь с литературными данными, обратите внимание на рисунок 7 и заполните таблицу 5.
Таблица 5 – Жизненные формы растений в системе К. Раункиера
Жизненная форма | Положение почек возобновления; характер возобновления | Характерные представители |
Фанерофиты(деревья, кустарники, деревянистые лианы, эпифиты или полупаразиты типа омелы) | ||
Хамефиты (кустарнички, полукустарники, полукустарнички, многие стелющиеся растения, растения-подушки) | ||
Гемикриптофиты Протогемикриптофиты Розеточные гемикриптофиты | ||
Криптофиты Геофиты Гидрофиты | ||
Терофиты |
Рисунок 7 – Жизненные формы растений (по К. Раункиеру, 1905):
Задание 2.По предложенным коллекциям (рис. 8) изучите особенности внешней морфологии имаго жужелиц и дайте общую характеристику их жизненных форм. Приведите примеры.
Класс зоофагов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Геобионты ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эпигеобионты___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стратобионты ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фитобионты ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Псаммоколимбеты______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Класс миксофитофагов________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стратобионты__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Геохортобионты_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стратохортобионты____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 2 3 4
5 6 7 8
Рисунок 8 – Жизненные формы жуков-жужелиц (для имаго)
Зоофаги: 1 – геобионты (Scarites), 2– фитобионты (Calosoma), 3, 4 – эпигеобионты (Carabus, Cicindela), 5– стратобионты (Panagaeus), 6 – псаммоколимбеты (Omophron), Миксофитофаги: 7– стратобионты (Curtonotus), 8 – стратохортобионты (Zabrus)
Задание 3.Внимательно рассмотрите рисунок 9, где представлены основные типы кривых выживания, и дайте их характеристику.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рисунок 3 – Три типа кривых выживания
Задание 4.Классификация жизненных форм млекопитающих определяется признаками, которые кладут в их основу. Хорошо известно, что на морфологию млекопитающих существенное влияние оказывают, прежде всего: а) среда, в которой они обитают; б) характер передвижения; в) тип питания. А. Н. Формозов выделял адаптивные типы зверей: 1) наземные; 2) подземные; 3) воздушные; 4) водные, а в пределах каждого типа рассматривал группы с различным способом передвижения. Интересную классификацию жизненных форм предложил С. П. Наумов (рис. 10). Дайте общую характеристику и укажите по три–четыре вида млекопитающих из следующих экологических групп:
Наземные звери___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Звери, населяющие лес и заросли кустарников ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обитатели открытых пространств ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А) Группа копытные_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Группа тушканчика ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) Группа суслика ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подземные звери___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Водные звери___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Летающие звери___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зачтено, оценка ___________________ | Не зачтено ________________________ |
_________________________ (подпись) | _________________________ (подпись) |
Рекомендации преподавателя
Рисунок 10 – Жизненные формы млекопитающих
Бег: А – малый суслик; Б– заяц-русак; В – джейран; Лазанье по деревьям: Г– кускус (сумчатые); Д – белка, Е – паукообразная обезьяна; Ж – трехпалый ленивец; Прыжки в кронах: 3 – белка; И – летяга; К – сумчатая летяга; Л – шерстокрыл; М – гиббон; Полет рукокрылых: Н – нетопырь карлик; О– широкоухий складчатогуб; Плавание: П – выхухоль; Р – самка калана с детенышем; С– обыкновенный тюлень; Т– сивуч; У– белуха; Подземные млекопитающие: Ф – крот; X – слепыш; Ц – цокор; Ч – африканский голый землекоп
Тема 5. Экология популяций
Задание 1.В дэмэкологии существуют понятия «географическая популяция» и «экологическая популяция». Раскройте эти понятия, приведите примеры.
Географические популяции (по Н. П. Наумову) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экологические популяции (по Н. П. Наумову)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.Популяции, как групповые объединения, обладают рядом специфических свойств, которые не присущи отдельно взятой особи. Групповые особенности – основные характеристики популяций. К ним относятся: 1) численность; 2) плотность; 3) рождаемость; 4) смертность; 5) прирост популяции; 6) темп роста. Дайте краткую характеристику этих показателей.
Численность (N)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Плотность (k) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рождаемость (b) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Смертность (d) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прирост________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темп роста ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.Популяции свойственна определенная организация. Распределение особей по территории, соотношения групп по полу, возрасту, морфологическим, физиологическим, поведенческим и генетическим особенностям отражают структуру популяции. Структура популяций имеет приспособительный характер. Раскройте сущность основных показателей структуры популяций.
Половая структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возрастная структура________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пространственная структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этологическая структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.Перечислите факторы, которые могут оказывать влияние на рождаемость и смертность в популяциях рыб. Заполните таблицу 6, указывая в графах (+) причины, ускоряющие, в графах (-) замедляющие соответствующие процессы.
Таблица 6 – Факторы, влияющие на рождаемость и смертность в популяциях рыб
Процесс | Факторы (причины) его изменения |
Рождаемость (+) | |
Рождаемость (-) | |
Смертность(+) | |
Смертность (-) | |
Задание 4.Дайте характеристику основных типов пространственного распределения особей в популяциях растений и животных. Приведите примеры.
Равномерный тип распределения___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диффузный тип распределения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мозаичный (агрегированный) тип распределения___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.Приведите примеры оседлых животных с одиночно-семейным образом жизни и раскройте биологическое значение участков обитания. Каким образом достигается «закрепление» участка?
Оседлые животные с одиночным образом жизни__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оседлые животные с семейным образом жизни__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Способы закрепления участка________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. При групповом образе жизни особи постоянно или периодически образуют скопления разной величины, как правило, включающие отдельные семьи. Усложнение поведенческих связей в популяциях приводит к формированию колоний, стай и стад.
В чем состоят основные биологические преимущества группового образа жизни?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Групповые объединения животных, такие как колонии, стаи и стада, представляют различные варианты реализации пространственно-этологической структуры популяций. У оседлых животных с групповым образом жизни элементарной единицей популяции может являться колония. Что такое колония? Назовите виды животных с колониальным образом жизни, расположив примеры в последовательный ряд, отражающий усложнение системы взаимоотношений между особями в колониях.
Колонии________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примеры колониальных животных______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.Жизнь животных в группе через нервную и гуморальную системы отражается на протекании многих физиологических процессов в их организме. У изолированных особей заметно меняется уровень метаболизма, быстрее тратятся резервные вещества, не проявляется целый ряд инстинктов и падает жизнеспособность. Известно явление, описанное как «эффект группы». Как проявляется эффект группы в популяциях животных? Существуют ли ситуации, когда эффект группы утрачивается?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Дайте характеристику основных типов популяционной динамики и приведите примеры животных с таким типом динамики численности.
Спокойный ход численности с небольшой амплитудой колебаний в разные годы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сезонный тип динамики численности ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Многолетний тип динамики численности со вспышкой массового размножения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зачтено, оценка ___________________ | Не зачтено ________________________ |
_________________________ (подпись) | _________________________ (подпись) |
Рекомендации преподавателя