Тема 2. Среды жизни. Внутривидовые и межвидовые отношения
Задание 1. Раскройте понятия «абиотические факторы», «биотические факторы», «антропогенные факторы», приведите примеры. Рассмотрите рисунок 2, дайте определения терминам «оптимум», «экологическая валентность», «экологический спектр вида», приведите примеры стенобионтных и эврибионтных видов растений и животных.
Абиотические факторы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Биотические факторы________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антропогенные факторы________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рисунок 2 – Общая схема действия экологического фактора на живой организм: 1 – точка минимума; 2 – точка оптимума; 3 – точка максимума
Оптимум_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экологическая валентность_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экологический спектр вида ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стенобионты___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эврибионты ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Сформулируйте основные закономерности, присущие действию экологических факторов на живые организмы.
Закон лимитирующих факторов (Блэкман, 1909)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закон толерантности (Шелфорд, 1913)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закон неоднозначного действия фактора на различные функции организма ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закон (эффект) компенсации факторов (Рюбель, 1930)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закон незаменимости фундаментальных факторов (Вильямс, 1949) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закон совокупного действия факторов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правило экологической индивидуальности (Раменский, 1924) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правило взаимодействия факторов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Дайте краткую характеристику основных свойств водной среды.
Плотность и давление ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кислородный режим ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Солевой режим__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пресные воды ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Солоноватые воды____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соленые воды ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассолы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Световой режим ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Температурный режим __________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.Обитатели водной среды (гидробионты) представлены разнообразными экологическими группами, среди которых важнейшими являются планктон, нейстон, плейстон, нектон, перифитон и бентос. Дайте краткую характеристику каждой из экологических групп, приведите примеры морских организмов, в них входящих, и назовите основные их адаптации к данному образу жизни.
Фитопланктон_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зоопланктон___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нейстон_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Плейстон______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нектон________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перифитон____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бентос_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Опишите некоторые основные способы ориентации животных в водной среде и назовите три-четыре вида, для которых такой способ ориентации является преобладающим.
Зрительная ориентация_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ориентация на звук____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эхолокация_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Восприятие гидростатического давления ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Рассмотрите рисунок 3 и поместите изображенных животных в соответствующую экологическую группу. Дополните эти сведения литературными данными.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нейстон _________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Плейстон ________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Планктон________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Нектон __________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Перифитон_______
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Бентос___________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Рисунок 3 – Обитатели пруда (пресного водоема) умеренной зоны
Задание 7. В почве возможно обитание организмов. Неоднородность почвы приводит к тому, что для организмов разных размеров она выступает как разная среда. В связи с этим выделяют микрофауну, мезофауну, макрофауну и мегафауну почвы. Рассмотрите рисунки 4-6, дайте краткую характеристику населения почвы и приведите примеры организмов из каждой экологической группы.
Рисунок 4 – Микрофауна почвы (по W. Dunger, 1974)
2–4 – голые амебы, 5–6 – раковинные амебы; 7–10 – жгутиковые; 11–13 – инфузории; 14–16 – круглые черви; 17–18 – коловратки; 19–20 – тихоходки
Рисунок 5 – Мезофауна почвы (по W. Dunger, 1974)
1 – лжескорпион; 2 – гамазовый клещ; 3, 4 – панцирные клещи; 5 – многоножка-пауропода; 6, 7 – коллемболы; 8 – жук из семейства Ptiliidae; 9 – личинка комара-хирономиды
Рисунок 6 – Макрофауна почвы (по W. Dunger, 1974)
1 – дождевой червь; 2 – мокрица; 3 – губоногая многоножка; 4 – двупарноногая многоножка; 5 – личинка жужелицы; 6 – личинка щелкуна; 7 – медведка; 8 – личинка хруща
Микрофауна___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мезофауна_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Макрофауна____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мегафауна_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.Эндопаразиты подразделяются на внутриклеточных, внутритканевых и внутриполостных паразитов. Некоторые из них способны значительно изнурять хозяина и даже вызывать его гибель (паразитоиды). Проанализируйте предложенный список паразитических организмов и внесите данные в таблицу 1, указав конкретные места их локализации в теле хозяина. Звездочкой отметьте паразитоидов.
Дизентерийная амеба, трихомонас, лямблия, малярийный плазмодий, трипаносома, опалина лягушачья, грегарина, кокцидия, миксоспоридии, микроспоридии, печеночная двуустка, ланцетовидная двуустка, кошачья двуустка, лягушачья многоустка, бычий цепень, свиной цепень, эхинококк, аскарида человеческая, острица детская, личинки волосатиков, скребни, наездники-яйцееды, наездники-ихневмониды, мухи-тахины
Таблица 1 – Эндопаразиты беспозвоночных и позвоночных животных
Группа эндопаразитов | Представители | Их хозяева | Локализация в теле хозяина |
Внутриклеточные | |||
Внутритканевые | |||
Внутриполостные |
Задание 9. По своим личным наблюдениям и на основе знаний приведите примеры животных и растений, для которых свойственны биотические взаимоотношения. Заполните таблицу 2.
Таблица 2 – Типы взаимодействий между популяциями видов А и В
Гетеротипические реакции | Вид А | Вид В | Пример |
Конкуренция | |||
Нейтрализм | |||
Мутуализм | |||
Сотрудничество | |||
Комменсализм | |||
Аменсализм | |||
Хищничество | |||
Паразитизм |
Обозначить с помощью: 0 – нет влияния на данный вид, + – благоприятное влияние, - – неблагоприятное (отрицательное) влияние.
Зачтено, оценка ___________________ | Не зачтено ________________________ |
_________________________ (подпись) | _________________________ (подпись) |
Рекомендации преподавателя