Внутривидовые отношениямежду членами популяции зависят, прежде всего, от того,одиночный или групповой образ жизни свойствен виду.

Одиночный образ жизни– это когда особи популяции обособленны и независимы друг от друга. Характерным для многих видов, главным образом на определённых стадиях жизненного цикла. Полностью одиночное существование организмов в природе не встречается. Причиной этого является невозможность осуществления их основной жизненной функции – размножения.

Семейный образ жизни, усиливает связи между родителями и их потомками. Дальнейшее усложнение поведенческих связей в популяциях приводит к формированию более крупных объединений животных – колоний, стадий, стад.

Колонии – групповые поселения осёдлых животных, которые могут существовать длительное время или создаваться на период размножения.

Стаи – временное объединение животных, которые проявляют биологически полезную организацию действий.

Стада – более длительные и постоянные объединения животных по сравнению со стаями. Здесь осуществляются все основные функции жизни вида: добывание корма, защита от хищника, миграции, размножение, воспитание молодняка и т.д.

Оптимизация физиологических процессов, ведущая к повышению жизнеспособности при совместном существовании, и получила название «эффект группы».

Межвидовые взаимоотношения могут быть

ü безразличными (00),

ü вредными (--) или

ü полезными (++) для партнёров.

Если две популяции не влияют друг на друга, то имеет место нейтрализм (0 0). Для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы – это амменсализм (-0). Когда один вид получает какое-либо преимущество, выгоду, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется комменсализмом(+0). Связи комменсалов могут быть условно разделены на несколько вариантов:нахлебничество, сотрапезничество, квартиранство. В природе часто встречаются взаимовыгодные связи видов, при которых организм и популяции получают обоюдную пользу от этих отношений. Самый простой тип симбиотических связей –протокооперация (буквально: первичное сотрудничество) (++). При этой форме совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них. Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнёра, называется мутуализмом(++).Собственно симбиоз (++) – неразделимые взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное тесное сожительство организмов, иногда даже с элементами паразитизма. Если в экологической системе два или более вида (популяции) со сходными экологическими требованиями обитают совместно, между ними возникают взаимоотношения отрицательного типа, которые называются конкуренцией(- -). Конкуренцию подразделяют на внутривидовую и межвидовую. Вместе с тем, если два вида с одинаковыми экологическими потребностями оказываются в одном сообществе, то обязательно один конкурент вытесняет другого. Это одно из общих экологических правил получившее название«закона конкурентного исключения», сформулированного Г.Ф. Гаузе.Хищничество (+ -) – такой тип взаимоотношений популяций, при котором представители одного вида поедают (уничтожают) представителей другого.Паразитизм (+ -) – это взаимосвязь между видами, при которой организмы одного вида (паразита, потребителя) живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида (хозяина в течении определенного времени).

Закрепление новой темы – 15 мин

1. Рождаемость, смертность и продолжительность жизни.

2. Кривые роста.

3. Типы динамики и регуляция численности популяций.

4.Экологические стратегии выживания популяций.

5.Внутривидовые и межвидовые взаимоотношения в популяциях

Подведение итога занятия. – 3 мин

8. Домашнее задание -- 2 мин

Тема: «Динамические характеристики популяции»

Литература для преподавателя:

К.А.Алишева Экология Алматы, 2007

В.И.Коробкин, Л.В.Передельский Экология Ростов-на-Дону,2007

Литература для обучающихся:

К.А.Алишева Экология Алматы, 2007

В.И.Коробкин, Л.В.Передельский Экология Ростов-на-Дону,2007

Технологическая карта конструирования этапов теоретического занятия

1. Организационная часть – 3 мин.

2. Целевая установка занятия -2 мин.

Актуализация опорных знаний, над которыми обучающиеся

работали дома по теме: - 25мин.

Подведение итога опроса

5. Изложение нового материала -40 мин.

6. Закрепление новой темы - 15 мин.

7. Подведение итога занятия -3 мин.

8. Домашнее задание - 2мин.

Наши рекомендации