Почему мусора стало так много

Можно подумать над этим вопросом вместе с учениками, пусть они сами набросают варианты, а потом Ведущий дополняет список, если что-то упущено.

Написать на доске вопрос – почему много отходов?

Почему актуально в 20 и 21 веке?

Основные причины (кратко перечислить основное) :

Рост численности населения Земли. Только за последние 170 лет количество людей на земле увеличилось в 7 раз (с 1 млрд до 7 млрд)

Появление новых синтетических, не природных материалов, которые крайне долго разлагаются, загрязняя природу столетиями Переход к массовому производству от ручного труда сделал вещи более доступными, мы

перестали их беречь и с легкостью отправляем на свалку Появление рекламы, которая навязывает нам все новые и новые потребности, заставляя

покупать много лишних ненужных вещей, и регулярно отправлять на свалку слегка устаревшие (но при этом еще исправные и хорошие) вещи Появление большого количества упаковки, которая служит только для привлечения

покупателей и сразу после покупки превращается в мусор и отправляется на свалку

Практическое задание,которое помогает осознать,что мы покупаем много лишних вещей.

3 списка на доске. Попросить слушателей, чтобы они вспомнили свой дом, комнату и написали:

Вещи, без которых нельзя обойтись, они необходимы Вещи, которые создают комфорт и удобство, но без них можно обойтись Вещи, без которых можно легко обойтись.

Акцент: почему дети захотели эти вещи? Потому что они есть у друзей?

Причем в процессе составления списка, ребята могут осознать, что вещи из первого списка нужно на самом деле перенести во второй и даже в третий список.

Современные отходы никуда не исчезают и постоянно накапливаются

«Но может не все так плохо. В конце концов, наверняка отходы постепенно исчезают, растворяются, перегнивают?»

Ведущий проводит игру, которая знакомит детей, сколько времени разлагаются различные виды отходов. Он достает различные виды отходов из мусорного ведра:

Пластиковую бутылку Алюминиевую банку Стеклянную бутылку Тетрадку Носок

Огрызок яблока или кожуру апельсина

Слайд 9: (состав бытовых отходов в России) Карточки с временными периодами

Раскладывает перед учениками на столе. Рядом кладет стопку карточек, на каждой из которых написан какой-то временной период. И просит одного из учеников угадать, сколько какой отход будет жить на свалке, положив напротив отхода карточку с соответствующим периодом.

Периоды, которые должны быть указаны на карточках:

2-5 недель

2-10 лет Более 1000 лет

500 лет

100 лет

1 год

Слайд 10:Потом достает информационный плакат и показывает правильные ответы.

Вывод: отходы прибывают, но никуда не исчезают.

«Подумайте только, например, ни одна пластиковая бутылка не разложилась с момента начала их производства, и они будут лежать на свалках даже во времена ваших внуков и правнуков! Зато ежедневно потребляется от 500 миллиардов до 1 триллиона новых бутылок, которые являются одноразовыми, и мы выбрасываем их, как правило, через несколько часов после того, как купили в магазине напиток».

Что делать с отходами

«Как же нам избежать грустной участи: жить и отдыхать в скором будущем в окружении свалок? Что же делать со всем этим количеством отходов, которое образуется ежедневно?»

Слайды 11, 12, 13:Рассказать кратко о различных способах обращения с отходами.

Существуют 4 основных способа обращения с отходами.

Захоронение на полигонах

Вред от захоронения отходовв том виде,которое он существует сегодня в России:

Под свалки отчуждаются огромные территории, которые в будущем уже нельзя будет использовать ни под что другое На свалки отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли быть

быть переработаны в полезные вещи Токсичные вещества от разлагающихся отходов попадают в почву и грунтовые воды, отравляя их

Свалки часто самовозгораются, при этом в воздух выделяются вредные токсичные вещества и парниковые газы Свалки – место скопления мышей, крыс, птиц, которые питаются отходами, становятся расносчиками инфекций Свалки не украшают наши пейзажи.

Захоронение отходов допустимо, если:

Захоронение происходит на специально оборудованных полигонах, а не на «диких» свалках.

Полигон – это оборудованное, безопасное для природы и человека хранилище отходов. Дно и стены полигона выстилаются специальными материалами, которые предотвращают проникновение вредных веществ в почву и грунтовые воды, установлены специальные системы сбора газа, который образуется при разложении отходов, чтобы избежать его возгорания или попадания в воздух. Этот газ используется в хозяйственных целях, например для отопления инфраструктуры полигона и близлежащих предприятий.

На захоронение отправляется только небольшая часть отходов, которую евозможно переработать в полезную продукцию.

4.2 Сжигание. Чем плохо сжигание?

Плюсысжигания:

При сжигании объем отходов уменьшается до 30 процентов Тепло, образующееся при сжигании отходов, можно использовать в хозяйственных целях.

Минусысжигания:

Это самый дорогостоящий способ обращения с отходами, если конечно речь идет о современном, безопасном мусоросжигательном заводе, где установлены в частности современные очистительные системы.

Большая часть мусоросжигательных заводов в нашей стране не являются современными и безопасными, а это значит при сжигании отходов в воздух попадает огромное количество вредных веществ (оксиды серы и азота, хлороводород, тяжелые металлы и т.п.), в том числе диоксины. Диоксины – это один из сильныейших ядов, его действие сильнее цианида, стрихнина, кураре!

В результате сжигания мусора, образуется зола, которая во много раз более экологически опасное вещество, чем мусор сам по себе. И ее необходимо захоранивать на специальных полигонах (а это дополнительные расходы), иначе не избежать загрязнения почвы и грунтовых вод.

На мусоросжигательные заводы сегодня у нас отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли бы быть переработаны в полезные вещи.

Сжигание мусора в мусоросжигательных заводах допустимо, этот способ применяется во многих европейских странах, но в этих странах:

Уделяется большое внимание и тратятся большие средства на обеспечение безопасности подобных заводов (очистные сооружения, захоронение токсичной золы и т.д.)

На сжигание отправляется та часть отходов, которую невозможно вторично переработать

4.3 Вторичная переработка. Наиболее выгодный, разумный способобращения с отходами(и с экологической,и сэкономической точки зрения) – извлекать из мусора максимум полезных компонентов и перерабатывать их в новые вещи. Такой подход:

Сохраняет первичные ресурсы (древесину, полезные ископаемые) для наших потомков Сокращает количество отходов, которые вывозятся на свалку Сохраняет наше здоровье Меньше загрязняет окрестности.

Сегодня мы перерабатываем всего 3-4% отходов из наших домов, а могли бы перерабатывать до 90%.

Можно изобразить две круговые диаграммы, чтобы дети наглядно увидели разницу.

«Давайте приглядимся к содержимому нашего обычного мусорного ведра и посмотрим так ли уж бесполезно, то, что мы привыкли считать мусором».

Наши рекомендации